Раздел программы:
- «Применение прикладного программного обеспечения»;
- «Тригонометрические функции».
Тип урока: интегрированный.
Вид: урок обобщения и систематизации.
Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.
Предмет: алгебра и начала анализа, информатика, 10 класс.
Необходимое оборудование для уроков:
- проектор;
- компьютерный класс;
- презентации учителя и учеников;
- творческие работы учеников;
- учебники;
- рабочие тетради;
- раздаточный материал;
- листы контроля.
Цели урока:
- Систематизировать знания и умения учащихся по темам: «Программное обеспечение» и «Преобразование графиков тригонометрических функций».
- Развитие у учащихся познавательного интереса, креативного мышления, стремления к самостоятельному поиску знаний.
- Научить учащихся применять различное прикладное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
План урока.
- Вводная часть урока – 2 мин.
- Проверка д/з с помощью проектора – 3 мин.
- Работа в группах. Тестирующая программа Creatе – 8 мин.
- Построение графиков функций с помощью программ 1C SchoolGraph и MS Excel – 10 мин.
- Тест по алгебре и началам анализа в MS Word – 7 мин.
- Д/з «Необычные способы получения тригонометрических функций» – 4 мин.
- Подведение итогов – 4 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Тема нашего урока «Преобразования графиков тригонометрических функций с использованием различного прикладного программного обеспечения» (Приложение 1).
Сегодня мы проводим необычный урок.
Эпиграфом для нашего урока будет одна восточная мудрость, которая гласит: скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму. Сегодня вы будете делать все сами. За это время вы попытаетесь показать ваши знания и умения по двум предметам: алгебре и началам анализа и информатике.
- Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Ребята сами формулируют цели урока.)
На нашем уроке мы будем контролировать вашу работу поэтапно, выставляя за каждую выполненную часть работы оценку в индивидуальный лист контроля. Он находится у вас на столах (Приложение 2).
Оценки на уроке вы получите за:
- Решение итогового теста по информатике.
- Построение графиков тригонометрических функций с использованием программ 1C SchoolGraph и MS Excel (Приложение 3).
- Преобразование графиков на модульных листах (Приложение 4. Приложение 5).
- Решение итогового теста по алгебре и началам анализа (Приложение 6).
На дом Вам было задано творческое задание: с помощью графиков функций изобразить один день своей жизни ( Приложение 7). Давайте посмотрим одну из ваших работ (Выступление учащегося у доски с использованием проектора). Остальные работы мы проверим вместе с Н.С. и выставим оценки по двум предметам.
А теперь разбейтесь на 2 группы (мальчики и девочки).
1-ая группа садится выполнять тестирование на компьютере, а 2-ая группа – решает следующее задание по математике. Затем наоборот.
А теперь разбейтесь на три группы.
I группа с помощью программы 1C SchoolGraph строит графики тригонометрических функций.
II группа с помощью программы MS Excel строит графики тригонометрических функций.
III группа решает задачу творческого характера «Я узнаю о себе» (Приложение 8).
«Я узнаю о себе».
Людям нравится все, что затрагивает их, расчеты идеальной
массы, настоящего и психологического возраста, их физической, умственной
активности и т.д. (Именно поэтому, следующая задача вызывает живой интерес у
учащихся, решая ее, они узнают о себе).
Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели
наблюдения за человеком, записывая параметры его физической активности,
умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних
исследований они пришли к выводу, что эти функции являются периодическими с
периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной - 28 дней и
интеллектуальной - 33 дня. Характерная особенность этой гипотезы заключается в
том, что функции состояния человека в момент его рождения равны нулю, затем
начинают возрастать, каждая за свой период принимает одно положительное
максимальное и одно отрицательное минимальное значение.
Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что биологические ритмы могут быть описаны функциями вида
y = sin(2p( t – t0 ) / Tk )
где t - время, а Tk - периоды, k - номер периода.
Началом всех трех кривых является день рождения t = t0, sin(0) = 0.
Домашнее задание.
Создайте презентацию с помощью программы MS Power Point по теме: «Необычные способы получения тригонометрических функций». В качестве иллюстрации посмотрим презентацию Гарбузова М. (Приложение 9).
Итак, сегодня мы с вами обобщили полученные знания.
И в заключение работы мы проведем рефлексию.
Итоговые результаты сегодняшней работы мы выставим в журнал по результатам листа контроля.
Учебно-методическое обеспечение:
- Богомолов Н.В.Практические занятия по математике: Учебное пособие для техникумов.- М: Высшая щкола,1979.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.Задачи с параметрами. Пособие для школьников и абитуриентов. – М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
- Зильберберг Н.И. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики. – Псков; Изд-во «Институт усовершенствования учителей», 1994.
- Минько Р.В. «MS Power Point 2003. Просто как дважды два» - М.: ЭКСМО, 2005.
- Microsoft Excel 2000. Издательство «Эком», 2002 г.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учебное пособие / Под редакцией Сканави М.И.- М:ООО «Оникс 21 век»: «Мир и образование», 2005.
- Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 10-11 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.