Тип урока: прохождение новой темы.
Цели урока:
1. Обучающая:
- сформировать начальные знания об особенностях желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота;
- подготовить учащихся к дальнейшему обучению.
2. Воспитательная:
- воспитать желание осознанно заботиться о животных, как о братьях наших меньших.
3. Развивающая:
- развить у учащихся целенаправленно наблюдать различные явления и обобщать их;
- развить способность связно излагать свои мысли.
Оборудование:
- плакаты;
- кусочки преджелудков крупного рогатого скота;
- компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент – 3 мин.
II. Проверка домашнего задания – 5 мин.
Было дано домашнее задание: наблюдение за приемом корма и актом жевания крупного рогатого скота в своих домашних хозяйствах. Дети рассказывают о своих наблюдениях: корова захватывает сено языком, теленок сосет с помощью губ и языка. Корова отрыгивает и долго пережевывает сено.
III. Новая тема.
Короткий рассказ о том, как наши предки относились к домашнему скоту, какое значение придавали его кормлению, какие слагали поговорки.
Вы очень верно подметили особенность приема корма. Эта особенность может быть причиной болезней желудочно-кишечного тракта. Чтобы знать, как предупредить эти болезни, познакомимся с устройством желудочно-кишечного тракта.
Рассказ об устройстве пищеварительной системы крупного рогатого скота. При этом подчеркивается причина возникновения многокамерного желудка у жвачных – питание грубым труднопереваримым кормом с огромным количеством клетчатки.
Перечисляются камеры на якутском и русском языках.
Работа со словарем.
Записывают в словари:
- Жвачные – кэбинээччилэр.
- Рубец – харын.
- Сетка – ойуулаах.
- Книжка – танкычах.
- Сычуг – куртах (соморсо).
Топография желудочно – кишечного тракта.
На экран проецируется плакат «Положение внутренних органов коровы». Учитель показывает отделы и объясняет, где какой отдел располагается.
Демонстрация наглядного материала – кусочков преджелудков.
Потрогайте, какие они на ощупь. Почему они такие тугие? Рассказ о работе желудочно-кишечного тракта.
Последовательность прохождения корма: рубец – сетка – книжка – сычуг. Исключение составляют телята до 2-х месячного возраста. У них при сосании рефлекторно сокращаются мышцы пищеводного желоба и молоко попадает прямо в сычуг (показывает на плакате – см. Рисунок 39).
Корова захватывает языком, не разбирая ,корм и проглатывает. При этом может проглотить гвозди, проволоку, иголку, ключи и др. Рассказ об опасности прободения сетки и травмировании перикарда, диафрагмы, легких, печени (показывается на плакате).
Загрязненный землей и песком корм тоже может стать причиной болезни. Рассказ об опасности растяжения книжки, о яйцах паразитов в загрязненных кормах.
- Что надо делать, чтобы наши животные не болели?
Дети высказывают свои мнения: телят обязательно кормить подсосом или из соски с маленькой дырочкой, пастбища, сенокосы, дворы постоянно очищать.
Пишем в тетрадь: чтобы предохранить животных от заболеваний желудочно-кишечного тракта, необходимо:
- Постоянно очищать от мусора пастбища, сенокосы, скотные дворы.
- Телят кормить подсосом или из соски с маленькой дырочкой.
- Обеспечить животных витаминами и минеральными веществами.
- Введение магнитных колец (объяснение принципа действия магнитных колец).
IV. Закрепление.
1. Дети получают по 4 карточки с названиями отделов многокамерного желудка на якутском и русском языках.
Задание: расположить карточки так, чтобы показать последовательность прохождения корма.
2. «Вставьте пропущенное слово».
На экране – предложения с пропущенными словами.
- Желудок у жвачных ..... (4 -камерный).
- При поедании корма, загрязненном землей и песком, особенно страдает ..... (книжка).
- Гвозди, проволока и др. чужеродные предметы оседают в ..... (сетке) и могут вызвать ее прободение.
- С помощью желудочного сока корм переваривается в ..... (сычуге).
- На сухие и грубые корма отделяется ..... (больше) слюны.
V. Заключение.
- Что нового мы сегодня узнали?
О строении желудка жвачных, о предупреждении болезней, вызванных неправильным кормлением.
Человек отличается от животных тем, что мыслит. Поэтому может заботиться о животных, потому что он знает, как надо это делать. «Мы в ответе за тех, кого приручили». (А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».)
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
- Прочитать конспект. Выучить слова из словаря.
- Наблюдать за консистенцией и цветом фекалий взрослого и новорожденного животных.