Раздел программы: термодинамика.
Тип урока: комбинированный урок с применением современных компьютерных технологий.
Цель урока: закрепить изученный материал по теме: «Первый закон термодинамики» в ходе решения качественных, расчётных и графических задач.
Задачи урока:
- Образовательные – продолжить формирование умения использовать первый закон термодинамики для описания процессов в газах.
- Развивающие – продолжить развитие теоретического мышления школьников при решении задач: осознание целей решения, проговаривание анализа явления, разработка плана действий, обоснование своих практических и умственных действий, творческое обсуждение результатов решения.
- Воспитательные – развивать интерактивно-коммуникативные способности.
Применяемые технологии:
- коммуникативно-ориентированное обучение;
- развитие познавательных интересов;
- личностно-ориентированное обучение
- информационные технологии (Интернет, интерактивные технологии).
Оборудование и оснащение:
- интерактивная доска Hitachi, компьютер, проектор;
- демонстрационное оборудование.
Время – 40 минут.
Ход урока
Этапы урока | Время, мин. | Приёмы и методы |
1. Организационный момент. | 2-3 | Информация учителя. |
План работы. Повторение. | 10 | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
2. Отработка знаний и умений. | 10 | Решение задач. Записи на доске и в тетради. |
3. Контроль знаний. | 15 | Тест. Оперативный анализ ошибок. |
4. Домашнее задание. | 2 | Запись на доске. |
Урок состоит из двух частей: вначале организуется повторение и углубление знаний при коллективном и индивидуальном решении задач, затем выполняется письменная работа по вариантам (тест). Основной задачей остаётся выделение и описание тепловых явлений.
Двое – трое школьников всё время работают у доски (интерактивной и обычной). Фронтально обсуждаются отдельные стороны решения задач.
Тема нашего сегодняшнего урока: Решение задач по теме «Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе».
Цель урока: Решение задач по теме «Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе».
Фронтальный опрос.
1. К интерактивной доске вызывается ученик для выполнения задания «Установи соответствие» (приложение №1). Пока он работает, класс наблюдает эксперимент, после проведения которого, учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Эксперимент. Расширение воздуха при вылете пробки из сосуда.
Вопросы:
Какую термодинамическую систему мы рассматриваем?
(Ответ. Воздух с парами воды.)
Можно ли наблюдаемый процесс назвать адиабатическим?
(Ответ. Можно, так как вылетает пробка очень быстро и теплообмен не успевает произойти.)
Изменилась ли внутренняя энергия воздуха, если да, то как?
(Ответ. Появление тумана в сосуде говорит об охлаждении газа, значит, его внутренняя энергия уменьшилась за счёт совершения работы.)
Проверка и оценка выполненного на интерактивной доске задания и ответов учащихся.
2. К интерактивной доске вызывается следующий ученик для выполнения задания «Подпиши формулу и дай определения удельным величинам, входящим в эти формулы» (приложение № 2). Одновременно на обычных досках два ученика решают текстовые задачи № 32.30 и 32.37 (2) (приложение № 3).
Проверка и оценка выполнения заданий на интерактивной и обычной доске.
В условиях возрастающей визуальной нагрузки в школе, необходимо научиться расслаблять глаза, несмотря на психическое и эмоциональное напряжение. Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, вливают новые силы в нервные клетки сетчатки, создавая так называемую легкую игру для зрения.
Физкультурная минутка.
(3-минутный комплекс, выполняемый в середине урока.)
- На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счёт 1-6, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
- На счёт 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем на счёт 1-6 посмотреть вдаль прямо. Аналогично провести упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. На счёт 1 – повернуть голову направо, на счёт 2 вернуться в исходное положение. То же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
3. Для выполнения графической задачи к интерактивной доске выходит следующий ученик (приложение 4). Класс в это время работает над тестом «Первый закон термодинамики» 1 и 2 вариант (3) . Как только ученик заканчивает работу на интерактивной доске, на ней открывается страница с ответами к тесту, предварительно закрытыми непрозрачным экраном. После сдачи решений проводится оперативная проверка ответов и разбор некоторых заданий, вызвавших затруднения при решении.
Это интересно: Анимационная картинка на доске.
Примеры изменения внутренней энергии ().
4. Решение задачи, записанной на интерактивной доске. Подсказки к решению задачи закрыты непрозрачным экраном (приложение № 5).
В зависимости от того насколько интенсивно работал класс, эта задача либо решается на уроке, либо разбирается устно, с последующим решением дома.
Урок закончен. Оценка работы класса на уроке в целом.
Домашнее задание: № 33.40, 32.33, 32.35. (2)
Литература:
- Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. Молекулярная физика. Модели уроков.; -М.: Просвещение, 1998.
- С.Ю. Куклин, А. С. Овчинников, В. И. Плис, И. В. Федоренко. Задачи по элементарной физике М.: МИЭТ, 2002.
- В. А. Орлов. Тематические тесты по физике 10 класс. М.: Вербум –М, 2000.
- Н. В. Ильина. Тематический контроль по физике. Зачёты 10-11класс М.: Интеллект – Центр, 1999.