Цели урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений;
- классификация покрытосеменных растений.
Развивающая:
- продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.
Оборудование:
- коллекция цветковых растений кабинета биологии;
- гербарные экземпляры покрытосеменных растений;
- коллекция плодов;
- компьютер, проектор, экран;
- электронные учебные пособия:
- «Растения. Грибы. Бактерии.» (ООО «Кирилл и Мефодий»);
- «Растения. Грибы. Бактерии.» (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
Задание классу: из предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами.
Семенами | Спорами | |
сосна | мхи | |
ель | хвощи | |
папоротники |
2. Объявление темы и целей урока.
2.1. Выявление отличительных черт покрытосеменных и голосеменных растений.
Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений-цветковые растения.
Задание классу: в тексте параграфа 17 найти, от какой группы растений произошли покрытосеменные растения. (Ответ: от древних голосеменных растений.)
Учитель: к отделу цветковых растений относится 250 тысяч видов. Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняли господствующее положение на Земле.
Рассмотрите коллекцию цветковых растений, найдите органы растений, которые были у голосеменных растений (корень, стебель, листья).
- Какой орган появился у цветковых растений? (Цветок.)
Вывод: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка-органа семенного размножения.
Просмотр фильма «Цветок».
Вопрос: чем покрыто семя у цветковых растений? (Плодом.)
- Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (У голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхности чешуи шишек.)
По способу питания покрытосеменные растения являются автотрофами, но среди них встречаются гетеротрофы. Это растения паразиты и насекомоядные растения. Посмотрите презентацию «Необыкновенные растения». (см. Приложение 1)
2.2. Жизненные формы покрытосеменных растений.
Работа по электронному учебнику «Растения. Грибы. Бактерии.» (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.), рисунок 102.
Задание: найти в тексте учебника ответ на вопрос «Какие жизненные форма встречаются у покрытосеменных растений?» (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, травы.)
Заполнить в рабочей тетради таблицу № 53.
Просмотр фильма «Жизненные формы растений».
Покрытосеменные растения отличаются и по продолжительности жизни. Работа с рисунком 56 параграфа 17.
В рабочей тетради заполнит таблицу 55.
2.3. Классификация покрытосеменных растений.
Работа по электронному пособию «Растения. Грибы. Бактерии.» (ООО «Кирилл и Мефодий»).
Вопрос: на какие группы делятся цветковые растения? (Ответ: класс, семейство, род.)
- Какие классы цветковых растений существуют? (Ответ: однодольные, двудольные.)
Работа с таблицей.
Двудольные растения |
Однодольные растения |
|
|
На уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. У класса однодольных растений- лилейные и злаковые.
Работа с электронной коллекцией «Редкие и охраняемые растения Южного Урала».
3. Закрепление нового материала и проверка уровня усвоения.
Выполнение тестовых заданий электронного учебника «Растения. Грибы. Бактерии.» (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).