Первый урок
Цель: ознакомление с графическим изображением звука [у] – печатного и письменного.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать навыки написания письменной заглавной буквы У;
- следить за закреплением правильного навыка письма;
Развивающая:
- учить отвечать на вопросы;
- развивать речь, образное мышление, фонематический слух;
- обогатить словарный запас обучающихся,
- помочь в овладении выразительными средствами языка;
- развивать умение выражать свои мысли и чувства;
Воспитательная:
- воспитывать внимание, аккуратность, старание, сознательное отношение к учебе.
Оборудование:
- рисунок утенка,
- улитки,
- магнитная азбука,
- «фишки»,
- «волшебный мешочек»,
- карточки со словами,
- магнитофон,
- кассета,
- буквы У с рожицами: веселой и грустной.
Структура урока
I. Приветствие.
С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
II. Актуализация знаний.
- у меня есть волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что там спрятано.
(ребята на ощупь отгадывают букву и крепят ее на доске)
А Я О Ё
- что объединяет эти буквы?
(они - гласные)
- почему?
(я ставлю на доске синюю и зеленую фишки)
- разделите все буквы на 2 группы в зависимости от назначения
(после синей - буквы а, о; после зеленой – я ,ё)
III. Объяснение нового материала.
1. - сегодня у нас праздник новой буквы, а кто нам поможет узнать о ней вы догадаетесь сами. Послушайте загадку:
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На коротких ножках
Красные сапожки.
(утенок) - рисунок
- как догадались?
- назовите первый звук в слове.
- это гласный или согласный звук?
- как догадались что этот звук гласный?
(он тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды)
- кто в живой природе издает такой звук?
(волк, изобразите, как воет волк)
- какие еще слова с этим звуком знаете? Не просто назовите слово, а определите, где этот звук стоит в слове.
2. Скороговорка (стоя с движениями)
- поучимся быстро говорить скороговорку, и запомните слова с изучаемым звуком
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу
Опоздать я не хочу.
- какие еще слова с этим звуком вы услышали?
3. Работа по учебнику.
С.42, рисунок
Дети по очереди выходят к доске, составляют схему слова ТРУБА, игра «Живые звуки»:
- я показываю на звук, вы мне его называете, даете характеристику
- (задание для детей, стоящих у доски) гласные звуки попрыгайте
- согласные потопайте
- закрепите фишки на доске и садитесь
- а сейчас вы поработаете самостоятельно: составьте схему слова СТУЛ
(один ребенок работает у закрытой доски)
- проверим
4.Знакомство с графическим обозначением буквы.
-что это? Оказывается, вы не все буквы достали из волшебного мешочка.
-кто знает эту букву?
-с ее помощью мы обозначаем звук [у].
(рисунок)
- рассмотрите буквы, сравните их (письменные и печатные, заглавные и строчные
- а зачем нужны заглавные буквы (строчные)?)
- на что похожа печатная буква У?
(рисунки со стихотворениями)
- сделайте из двух карандашей букву У
- заменим звук [у] в схеме буквой
- после каких согласных звуков пишется буква У?
(твердых согласных)
- добавим букву У в таблицу
Ф/М
Один, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул… (пять) раз.Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Письмо.
1. Пальчиковая гимнастика.
- кто это?
(улитка) - рисунок
- на какую букву начинается слово?
- Давайте поиграем с улиткой.
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки,
Ватрушки,
Сдобные лепешки
Высуни рожки.
(Сжимаем все пальчики ребенка в кулак.
Разжав пальчики, переворачиваем его руку ладонью вверх.
Загибаем мизинец правой руки.
Загибаем безымянный палец.
Загибаем средний палец.
Загибаем указательный палец.
Выставить вперед вместе указательный и мизинец – показать «рожки»)
2. Анализ заглавной буквы У
С.46
- из каких элементов состоит?
- обведите тупым концом ручки
- напишите в воздухе
- напишите соседу по парте на ладошке
(письмо двух строчек)
3. Сказка.
- послушайте сказку (на кассете) «Приключения буквы У», запомните слова с буквой У.
VII. Итог.
- с каким звуком сегодня познакомились?
- это гласный или согласный звук?
- как определили, что он гласный?
- какими буквами он обозначается?
Рефлексия.
- кто был доволен своей работой на уроке?
( буквы У с рожицами: веселой и грустной)
(дети приклеивают треугольники к рожицам по настроению)
- посмотрите, как мы сегодня хорошо поработали
- доволен ли утенок нашей работой?
- прочитайте, что он о вас думает:
УМНИЦЫ, УМНИКИ
- умницы погладьте себя по головке
- умники похлопайте в ладоши
- что вам всем говорит утенок?
УРА!