Проект урока обучения грамоте в 1-м классе "Знакомство с буквой У, у по программе «Начальная школа XXI века»"

Разделы: Начальная школа


Первый урок

Цель: ознакомление с графическим изображением звука [у] – печатного и письменного.

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать навыки написания письменной заглавной буквы У;
  • следить за закреплением правильного навыка письма;

Развивающая:

  • учить отвечать на вопросы;
  • развивать речь, образное мышление, фонематический слух;
  • обогатить словарный запас обучающихся,
  • помочь в овладении выразительными средствами языка;
  • развивать умение выражать свои мысли и чувства;

Воспитательная:

  • воспитывать внимание, аккуратность, старание, сознательное отношение к учебе.

Оборудование:

  • рисунок утенка,
  • улитки,
  • магнитная азбука,
  • «фишки»,
  • «волшебный мешочек»,
  • карточки со словами,
  • магнитофон,
  • кассета,
  • буквы У с рожицами: веселой и грустной.

Структура урока

I. Приветствие.

С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!

II. Актуализация знаний.

- у меня есть волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что там спрятано.

(ребята на ощупь отгадывают букву и крепят ее на доске)

А Я О Ё

- что объединяет эти буквы?

(они - гласные)

- почему?

(я ставлю на доске синюю и зеленую фишки)

- разделите все буквы на 2 группы в зависимости от назначения

(после синей - буквы а, о; после зеленой – я ,ё)

III. Объяснение нового материала.

1. - сегодня у нас праздник новой буквы, а  кто нам поможет узнать о ней вы догадаетесь сами. Послушайте  загадку:

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На коротких ножках
Красные сапожки.
(утенок) - рисунок

- как догадались?

- назовите первый звук в слове.

- это гласный или согласный звук?

- как догадались что этот звук гласный?

(он тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды)

- кто в живой природе издает такой звук?

(волк, изобразите, как воет волк)

- какие еще слова с этим звуком знаете? Не просто назовите слово, а определите, где этот звук стоит в слове.

2. Скороговорка (стоя с движениями)

- поучимся быстро говорить скороговорку, и запомните слова с изучаемым звуком

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу
Опоздать я не хочу.

- какие еще слова с этим звуком вы услышали?

3. Работа по учебнику.

С.42, рисунок

Дети по очереди выходят к доске, составляют схему слова ТРУБА, игра «Живые звуки»:

- я показываю на звук, вы мне его называете, даете характеристику

- (задание для детей, стоящих у доски) гласные звуки попрыгайте

- согласные потопайте

- закрепите фишки на доске и садитесь

- а сейчас вы поработаете самостоятельно: составьте схему слова СТУЛ

(один ребенок работает у закрытой доски)

- проверим

4.Знакомство с графическим обозначением буквы.

-что это? Оказывается, вы не все буквы достали из волшебного мешочка.

-кто знает эту букву?

-с ее помощью мы обозначаем звук [у].

 (рисунок)

- рассмотрите буквы, сравните их (письменные и печатные, заглавные и строчные

- а зачем нужны заглавные буквы (строчные)?)

- на что похожа печатная буква У?

(рисунки со стихотворениями)

- сделайте из двух карандашей букву У

- заменим звук [у] в схеме буквой

- после каких согласных звуков пишется буква У?

(твердых согласных)

- добавим букву У в таблицу

Ф/М

Один, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул… (пять) раз.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

IV. Письмо.

1. Пальчиковая гимнастика.

- кто это?

(улитка) - рисунок

- на какую букву начинается слово?

- Давайте поиграем с улиткой.

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки,
Ватрушки,
Сдобные лепешки
Высуни рожки.

(Сжимаем все пальчики ребенка в кулак.

Разжав пальчики, переворачиваем его руку ладонью вверх.

Загибаем мизинец правой руки.

Загибаем безымянный палец.

Загибаем средний палец.

Загибаем указательный палец.

Выставить вперед вместе указательный и мизинец – показать «рожки»)

2. Анализ заглавной буквы У

С.46

- из каких элементов состоит?

- обведите тупым концом ручки

- напишите в воздухе

- напишите соседу по парте на ладошке

(письмо двух строчек)

3. Сказка.

- послушайте сказку (на кассете) «Приключения буквы У», запомните слова с буквой У.

VII. Итог.

- с каким звуком сегодня познакомились?

- это гласный или согласный звук?

- как определили, что он гласный?

- какими буквами он обозначается?

Рефлексия.

- кто был доволен своей работой на уроке?

( буквы У с рожицами: веселой и грустной)

 (дети приклеивают треугольники к рожицам по настроению)

- посмотрите, как мы сегодня хорошо поработали

- доволен ли утенок нашей работой?

- прочитайте, что он о вас думает:

УМНИЦЫ, УМНИКИ

- умницы погладьте себя по головке

- умники похлопайте в ладоши

- что вам всем говорит утенок?

УРА!