Пояснительная записка
Этот элективный курс по химии рассчитан на учащихся 9-х классов. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни. А так же позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования, обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, технологического характера, а так же позволяет сделать обучение более интересным для учащихся.
Цель: показать практическое значение химических веществ, их применение, развивать практические навыки работы с веществами в повседневной жизни, способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля.
Учебно-тематический план (34 ч.)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего часов |
Теорет. |
Практ. |
||||
1. |
Введение «Химия в быту» |
1 |
1 |
– |
Лекция |
Тест |
2. |
Гидросфера. Вода, которую мы пьем |
6 |
2 |
4 |
Лекция, практикум |
Отчет по пр. работам |
3. |
Пища, которую мы едим |
5 |
1 |
4 |
Лекция, практикум |
Диктант. Отчет по пр. работам |
4. |
На кухне и в ванной |
7 |
6 |
1 |
Лекции, практикум |
Отчет о пр. работе |
5. |
Химчистка на дому |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практикум |
Тест, отчет о пр. работе |
6. |
Химия на страже урожая |
5 |
4 |
1 |
Лекции, практикум |
Тест. Отчет о пр. работе |
7. |
Цветы в вашем доме |
4 |
3 |
1 |
Лекции, практикум |
Тест. |
8. |
Инсектициды, репелленты |
4 |
3 |
1 |
Лекции практикум |
Тест, рефераты |
Примерное содержание курса
Тема 1. Введение (1 ч.). Во введении ознакомить с материалом об использовании химии в быту с древних времен и до наших дней. Отмечаем правила по т/б при использовании современных препаратов бытовой химии.
Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6ч.). повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее пригодностью для питья и общего потребления, свойство воды как растворителя. Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.
Тема 3. Пища, которую мы едим (5ч.). В теме показать, что наша пища содержит воду, следовательно, она скоропортящаяся, знакомим с требованиями при покупке продуктов, говорим о роли химии в сохранении доброкачественной пищи. Знакомим с пищевыми добавками, учим ребят, определять качество продуктов и умение определять с помощью химического анализа натуральный продукт от искусственного, на примере меда.
Тема 4. На кухне и в ванной (7ч.). Осуществляем плавный переход от темы 3, говоря, что готовя пищу или, употребляя ее, мы должны заботиться о чистоте посуды и рабочего места. Знакомим с широко распространенными химическими веществами, которые способствуют поддержанию чистоты, и прививаем практические навыки по удалению накипи.
Тема 5. Химчистка на дому (2ч.). Отмечаем, что, готовя и убирая, мы невольно можем испачкать одежду, в этом случае важно уметь на дому провести химчистку, знакомим с простыми приемами выведения пятин ржавчины, туши, гуаши.
Тема 6. Химия на страже урожая (5ч.). Знакомим с химическими средствами защиты растений, стимуляторами роста, минеральными удобрениями, развиваем практические навыки по способам внесения минеральных удобрений.
Тема 7. Цветы в вашем доме (4). Отмечаем, что химия первая помощница в выращивании цветов в доме. Знакомим со способами сохранения букетов, защитой комнатных растений от вредителей и способом выращивания растений на искусственных заменителях (гравии, песке) с использованием питательных растворов, прививаем практические навыки выращивание растений, применяя гидропонику.
Тема 8. Инсектициды, репелленты (4). Знакомим с препаратами, используемыми для борьбы с насекомыми и грызунами.
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
1. | Введение «Химия в быту» (1ч.) | 3-7.09. |
2. | Гидросфера. Вода, которую мы пьем. (6ч.) 2(1)
Гидросфера. Распределение вод, круговорот воды в
природе, его значение в сохранении природного
равновесия. |
9-14.09. |
3. | Пища, которую мы едим (5ч) 8(1) Что нужно
знать когда покупаешь продукты и готовишь пищу.
Пищевые добавки. Качество пищи и сроки хранения. |
21-26.10. |
4. | На кухне и ванной (7ч.) 13(1) Мытье и чистка
посуды. |
2-7.12. |
5. | Химчистка на дому (2ч.) 20(1) Выведение
жирных и масляных пятен. |
28.01-5.02. |
6. | Химия на страже урожая (5ч.) 22(1) – 23(2)
Химические средства защиты растений. |
13-19.02. |
7. | Цветы в вашем доме (4ч.) 27(1) Сохранение
букетов. |
1-5.04. |
8. | Инсектициды, репелленты и другие (4ч.) 31(1)
Борьба с бытовыми насекомыми (тараканами,
муравьями). |
27.04-3.05. |
Литература для учителя:
1. Назаренко В.М. «Экологическая
безопасность в быту. Что нужно знать, когда
покупаешь продукты и готовишь пищу». ХВШ № 5 – 1997.
2. Северюхина Т.В. «Использование продуктов».
ХВШ №5 – 2000.
3. Юдин А.М., Сучков В.Н. «Химия в быту». М.
Химия, 1981.
4. Ольгин О. «Опыты без взрывов». М. Химия, 1986.
5. Егорин В.Ф. и др. «Внеклассные практические
занятия по химии». М. Просвещение1965г.
Литература для учащихся:
1. Энциклопедический словарь юного химика /
Крицман В.А. и др. – М.: Педагогика, 1982.
2. Энциклопедия для детей том17. Химия / Глав. Ред.
В.А. Володин, – М.: Аванта+, 2002.
Рефераты
1. Химия с древних времен до 17 в.
2. Его Величество Раствор.
3. Правила выживания в лаборатории.
4. Что мы пьем?
5. Молоко и кисломолочные продукты.
6. Пестицид – это не ругательство.
7. Из истории удобрения.
8. Такое привычное мыло.
Тема 1. Тест 1.
1. Знакомство с химическими веществами произошло еще задолго до наших дней:
а) да б) нет
2. С какого момента человек соприкасается с кислородом:
а) с подросткового периода
б) в зрелом возрасте
в) с момента рождения
3. При дыхании выделяется:
а) углекислый газ
б) угарный газ
в) сероводород
4. В гробнице Тутанхамона обнаружили:
а) краски
б) благовония
в) серную кислоту
5. В прошлом химические вещества использовались:
а) танцев
б) косметики
в) культовых обрядов
6. Кого воспевали поэты востока:
а) воинов
б) насурмленых красавиц
в) пиры
7. В средиземноморье, начиная с I в. н. э. широкое распространение получило:
а) сало
б) оружие
в) мыло
8. С древних времен для стирки применялись вещества:
а) щелок
б) мыло
в) порошок
9. С древних времен отбеливали:
а) белизной
б) кипячением
в) замачиванием и выстиланием на солнце
10. Бузину, залу, капустный рассол на Руси использовали для чистки:
а) сапогов
б) самоваров
в) тканей
11. Для чистки бронзы с древних времен использовали:
а) кислое молоко
б) масло
в) воду с писком
Тема 2. Понятийный диктант.
1. Гидросфера – это…
2. Мы пьем – … (воду)
3. Осадки, испарения, влага, перенос – это… (круговорот)
4. Дожди и снег – это… (осадки)
5. Основные запасы на Земле сосредоточены… (в
морях, океанах, ледниках, атмосфере)
6. Жесткая вода содержит в своем составе…
7. Временную жесткость можно устранить…
8. Фильтрование, отстаивание, кипячение – это
процесс…