Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы – “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи.
Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Т.е. метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Отличительные признаки проектной деятельности:
- метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта;
- работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;
- проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию.
Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по самой своей сути.
В настоящее время в школьном образовании развивается весьма перспективное направление – использование информационных технологий.
Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
- помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
- представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
- содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
- моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе. Компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, снять эмоциональную напряженность в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа.
Специфика данных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации.
По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования и позволяют организовывать совместные исследовательские работы учащихся.
Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности:
- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя т.о. свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
- формировать коммуникативные навыки, культуру общения;
- прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу;
- развивать умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать информацию на любые расстояния;
- способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и возможность работать совместно над интересующим их проектом.
Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др.
Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами используется как педагогический (приложение 1), так и ученический проект (приложение 2). Он способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры. Но формирование проектной культуры у ребят требует, прежде всего, ее наличие у самих педагогов.
В педагогической практике проектный метод с использованием информационных технологий нами стал использоваться с 2000 года.
Урок с применением новых информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационной технологией.
Планируя урок с применением информационных технологий, учитель соблюдает ряд дидактических требований:
- четко определяет педагогическую цель применения информационной технологии в учебном процессе;
- уточняет, где и когда он использует информационная технология на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;
- согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- анализирует и обсуждает с классом фундаментальные вопросы, узловые вопросы изучаемого материала.
Организованный при помощи компьютера урок обеспечивает более успешное запоминание и идентифицированное воспроизведение информации, расширяет кругозор учащихся. Влияние компьютера на формирование памяти учащихся огромно, тем более что запоминание происходит в интерактивном режиме.
Циклограмма организациипроектной деятельности в 5-м классе
Тема проекта: В городе богини Афины.
Учебный предмет: история, МХК.
Участники: учащиеся 5-го класса.
Продолжительность: 3 урока.
Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутриклассный, краткосрочный, коллективный.
Дидактические цели:
формирование представлений о ценностях мировой художественной культуры, чувства прекрасного, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, умения работать с информацией и медиасредствами, навыков критического и системного мышления, креативности и любознательности.
Методические цели:
освоение знаний о памятниках культуры древнегреческого города Афины и их создателях, углубление представлений об устройстве, социальном составе и занятиях населения древнегреческого полиса.
Ожидаемые результаты:
В результате работы над проектом учащиеся:
узнают:
- об Афинах как крупнейшем ремесленном, торговом и культурном центре Древней Греции;
- значение понятий: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, краснофигурная и чернофигурная вазопись, портик, фронтон, ионический и дорический ордер.
смогут:
- описывать такие памятники культуры, как храмы Акрополя, древнегреческая керамика, произведения скульптуры Фидия, Поликлета, Мирона и называть их характерные, существенные черты;
- оформлять результаты проектной деятельности в виде вики-статьи, презентации, буклета и публично представлять их;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям древнегреческой культуры и высказывать собственные суждения о культурном наследии Древней Греции.
ХОД ПРОЕКТА
Сроки | Этап работы |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 урок | Подготовка и планирование | Формулировка совместно с
руководителем темы общего проекта. Постановка проблемных и основополагающих вопросов. Определение состава групп и их названия. Определение источников информации (электронные учебники по истории, энциклопедии, Internet). Определение способа анализа информации. Лпределение формы отчета. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. Распределение обязанностей между членами группы. |
Обсуждают проект с учителем и
получают при необходимости дополнительную
информацию. Делятся на группы: 1 группа - “Живописцы”, 2 группа - “Архитекторы”, 3 группа - “Искусствоведы”. В рамках общей темы каждая группа определяется с темой своего проекта. Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы. Знакомятся с критериями оценивания вики-статьи, буклета, презентации |
Знакомит со смыслом проектного
подхода и мотивирует учащихся (буклет для
учащихся и их родителей Рисунок 1 и
Рисунок 2). Представляет стартовую
презентацию (Приложение 1). Помогает
в постановке целей, формулировке проблемных и
основополагающих вопросов. Помогает определиться с темой проекта каждой группе. |
Между 1 и 2 уроком | Поисковый | Сбор информации. | Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Internet и другие медиапродукты). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ. |
2 урок | Обобщающий | Обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта. | Анализируют информацию,
структурируют ее, решая промежуточные задачи.
Проводят промежуточные отчеты. Группы определяются с формой проекта: группа “Живописцы” - Вики-статья, группа “Архитекторы” - буклет (Рисунок 3 и Рисунок 4), 3 группа - “Искусствоведы” - электронная презентация. |
Наблюдает, советует, при необходимости корректирует деятельность |
Между 2 и 3 уроком | Оформление результатов (продукта), подготовка к публичной защите. | Оформляют результат работы, возможна репетиция публичной защиты. | Определят время для презентации. | |
3 урок | Представление или отчет результата работы | Публичная защита проекта | Представляют свои проекты на обобщающем уроке или внеклассном мероприятии, например в рамках школьной Недели истории. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
После 3 урока | Оценка результатов и процесса | Подведение итогов, анализ выполненной работы | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку проектов по предложенным критериям (Приложение 2). | Оценивает усилия учащихся,
креативность, качество использования
источников, неиспользованные возможности,
потенциал продолжения, качество отчета. Благодарит учащихся за работу, выставляет оценки |