Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

Разделы: Химия


Цели урока:

  • отработать умения давать характеристику химических элементов по их положению в ПСХЭ, умения работать с текстом, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • изучить химические свойства щелочноземельных металлов;
  • развить познавательный интерес, коммуникативные качества, умения действовать самостоятельно. Приложение 1

ХОД УРОКА

1) Организационный момент. Сообщение темы урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Фронтальная работа.

Актуализация опорных знаний.

Аукцион знаний.

Учащиеся сообщают сведения, известные им на данный момент, об элементах II группы главной подгруппы и простых веществах, ими образованных, их применении.

2) Изучение нового материала. Восприятие, осмысление и первичное запоминание сведений о металлах II группы главной подгруппы. Формы работы - индивидуальная, групповая, самостоятельная работа с источниками информации.

Учитель. Химические элементы, входящие в главную подгруппу II группы: бериллий, магний и щелочноземельные металлы - кальций, стронций, барий и радий. Каково происхождение данного названия? Гидроксиды этих элементов – сильные основания - похожи по свойствам на гидроксиды щелочных металлов; оксиды же их тугоплавки и напоминают оксиды алюминия и некоторых тяжелых металлов (такие оксиды прежде называли “землями”). Отсюда и название “Щелочноземельные металлы”.

Работа “Исследовательских лабораторий”

Используются дополнительные источники информации - тексты, подготовленные учителем, о каждом из элементов II группы главной подгруппы. При работе с текстами используется прием “Пометки на полях”. Он является средством, позволяющим ученику послеживать свое понимание прочитанного текста (осмысление) Для этого используются специальные маркировочные знаки, например:

“V” - информация известна;

“+” - новое знание;

“-” - думал иначе;

“?” - осталось непонятным;

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “?” обязывает их быть внимательными и отмечать непонятный материал. Особенно эффективен он при изучении материала, имеющего опору на жизненный опыт и знания учащихся.

Учитель определяет персонал шести лабораторий (рабочих групп). Каждая группа получает задание и проводит исследование. Темы исследований в лабораториях: “Бериллий”, “Магний”, “Кальций”, “Стронций”, “Барий”, “Радий” - соответствуют названиям химических элементов IIА группы. Группы работают в течение 7 минут.

Исследовательская лаборатория № 1.

Тема исследования: “Бериллий”

Цель: Составить отчет о бериллии согласно полученным пунктам плана исследования.

1) Подготовить историческую справку об открытии бериллия.

2) Объясните физические свойства металла: ковкость, тепло- и электропроводность на основе строения кристаллической решетки. Построить модель металлической кристаллической решетки с помощью раздаточного материала (магнитные модели электронов и ионов).

3) Определить области распространения бериллия в природе.

4) Выяснить содержание бериллия в живых организмах.

5) Подготовить устный отчет о проделанной работе.

Исследовательская лаборатория № 2.

Тема исследования: “Магний”

Цель: Составить отчет о кальции согласно полученным пунктам плана исследования.

1) Подготовить историческую справку об открытии магния.

2) Объясните физические свойства металла: ковкость, тепло- и электропроводность на основе строения кристаллической решетки. Построить модель металлической кристаллической решетки с помощью раздаточного материала (магнитные модели электронов и ионов).

3) Определить области распространения магния в природе.

4) Выяснить содержание магния в живых организмах.

5) Подготовить устный отчет о проделанной работе.

Исследовательская лаборатория № 3.

Тема исследования: “Кальций”.

Цель: Составить отчет о кальции согласно полученным пунктам плана исследования.

1) Подготовить историческую справку об открытии кальция.

2) Объясните физические свойства металла: ковкость, тепло- и электропроводность на основе строения кристаллической решетки. Построить модель металлической кристаллической решетки с помощью раздаточного материала (магнитные модели электронов и ионов).

3) Определить области распространения кальция в природе.

4) Выяснить содержание кальция в живых организмах.

5) Подготовить устный отчет о проделанной работе

Исследовательская лаборатория №4.

Тема исследования: “Стронций”

Цель: Составить отчет о кальции согласно полученным пунктам плана исследования.

1) Подготовить историческую справку об открытии стронция.

2) Объясните физические свойства металла: ковкость, тепло- и электропроводность на основе строения кристаллической решетки. Построить модель металлической кристаллической решетки с помощью раздаточного материала (магнитные модели электронов и ионов).

3) Определить области распространения стронция в природе.

4) Выяснить содержание стронция в живых организмах.

5) Подготовить устный отчет о проделанной работе.

Исследовательская лаборатория №5.

Тема исследования: “Барий”

Цель: Составить отчет о кальции согласно полученным пунктам плана исследования.

1) Подготовить историческую справку об открытии бария.

2) Объясните физические свойства металла: ковкость, тепло- и электропроводность на основе строения кристаллической решетки. Построить модель металлической кристаллической решетки с помощью раздаточного материала (магнитные модели электронов и ионов).

3) Определить области распространения бария в природе.

4) Выяснить содержание бария в живых организмах.

5) Подготовить устный отчет о проделанной работе

Исследовательская лаборатория №6.

Тема исследования: “Радий”

Цель: Составить отчет о кальции согласно полученным пунктам плана исследования.

1) Подготовить историческую справку об открытии радия.

2) Объясните физические свойства металла: ковкость, тепло- и электропроводность на основе строения кристаллической решетки. Построить модель металлической кристаллической решетки с помощью раздаточного материала (магнитные модели электронов и ионов).

3) Определить области распространения радия в природе.

4) Выяснить содержание радия в живых организмах.

5) Подготовить устный отчет о проделанной работе

Учащиеся знакомятся с учебным материалом о металлах IIА группы, делают необходимые им записи, принимают самостоятельное решение о важности и соответствии информации цели своего исследования, готовятся выступить на конференции с результатами исследовательской деятельности.

По окончании работы проводится мини-конференция на которой с докладами выступают руководители исследовательских лабораторий. Они докладывают о результатах своих исследований и полученных данных. В итоге вместе с учителем группы составляют обобщающую схему-кластер о взаимосвязи важнейших характеристик элементов II группы главной подгруппы Периодической системы.

С отчетом о работе химической лабораторий выступает учитель.

Учитель. Настало время изучить химические свойства элементов II группы главной подгруппы. Ее составляют: бериллий - переходный элемент, его свойства и свойства его соединений сходны с алюминием и образованными им веществами (диагональное сходство); магния и щелочноземельные металлы: кальций, стронций, барий и радий.

- Что общего в строении атомов металлов II А подгруппы?

- Как изменяется строение атома и химические свойства металлов от магния до радия?

- Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют металлы II группы главной подгруппы?

- С какими веществами могут реагировать металлы II группы?

Итак, бериллий, магний и все щелочноземельные металлы взаимодействуют при нагревании почти со всеми неметаллами - хлором, серой, азотом, водородом и т.д., образуя соответственно хлориды, сульфиды, нитриды, гидриды. Учащиеся записывают уравнения химических реакций, расставляя коэффициенты в них методом электронного баланса.

При нагревании на воздухе все рассматриваемые металлы энергично сгорают с образованием оксидов. Видеофрагмент - взаимодействие кальция с кислородом. (Диск “Образовательная коллекция.1С.Самоучитель.Химия для всех. XXI)

Дайте характеристику реакции: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; 2) по изменению степени окисления атомов; 3) по использованию катализатора; 4) по направлению; 5) по тепловому эффекту.

Демонстрация горения магния

Проблемная ситуация. Углекислый газ не поддерживает горение, воду используют для тушения пожаров. Можно ли потушить горящий магний водой или углекислым газом? Демонстрационный эксперимент. Вносим горящий магний в воду и наблюдаем, как он сгорает, ярко вспыхивая. Обсуждаем причины данного явления, записываем уравнения химических реакций. Магний восстанавливает неметаллы из оксидов. Горящий магний невозможно потушить не только водой, но и углекислым газом, с которым он реагирует:

2Mg + CO2 = 2MgO + C (а также CO)

Из всех металлов главной подгруппы II группы только бериллий практически не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует при нагревании, остальные металлы взаимодействуют с водой при обычных условиях.

Металлы IIА группы Периодической системы Д.И. Менделеева способны вытеснять менее активные металлы из их оксидов. На этом свойстве основан один из пирометаллургических способов получения металлов – металлотермия. В качестве восстановителей чаще всего используют магний и кальций. Магниетермией получают, например, ниобий, тантал, молибден. Кальциетермией – почти все редкоземельные металлы, хром, цирконий, ванадий и др.

3) Закрепление.

1. Какие элементы относятся к группе щелочноземельных металлов?

2. Каково строение внешнего энергетического уровня щелочноземельных металлов?

3. Какие свойства характерны для металлов II группы главной подгруппы?

4. Как изменяется активность щелочноземельных металлов в группе?

5. С какими простыми веществами взаимодействуют металлы II группы главной подгруппы?

6. С какими сложными веществами взаимодействуют металлы II группы главной подгруппы?

Верны ли данные утверждения?

Все щелочноземельные металлы открыты в XIX веке.

Название магния произошло от названия города.

Радий единственный радиоактивный элемент в своей группе.

Бериллий при обычных условиях не взаимодействует с водой.

От строения кристаллической решетки зависят физические свойства металлов.

Для живых организмов особое значение имеет кальций.

Рефлексия

Работа с цифровыми образовательными ресурсами “Химия. 9-й класс” (тесты интерактив, ООО “Дрофа”, 2008. www.ntf.ru).

4) Домашнее задание: §12 до соединений щелочноземельных металлов, упр.1, 6, 9. Напишите рассказ или сочинение о химическом веществе или процессе, посвященное химии щелочноземельных металлов. Учитель в качестве примера зачитывает рассказ.

Рассказ о радии

“Открытие радия вызвало переворот в физике и химии. Он был обнаружен благодаря своей радиоактивности в 1898 году супругами Кюри. Выделение радия стало примером упорного, настойчивого труда.

Поэзия –
Та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.

Радий принадлежит к трудовой семье щелочноземельных металлов, но в жилах его течет голубая кровь. Впрочем, это нисколько не мешает ему общаться с другими веществами, вступать сними в контакты и завязывать прочные связи. Радий сыграл огромную роль в развитии науки о микромире. Благодаря нему обнаружено существование ядра атома, осуществлено первое искусственное ядерное превращение, открыт нейтрон.

В настоящее время радий активно работает в медицине – радиотерапия. Он является источником радона при лечении радоновыми ваннами”.