Классный час ноу-хау "Чем привлекательна народная культура в русских праздниках?"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с праздниками народной культуры.
  • Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у учащихся.
  • Способствовать развитию навыков создания компьютерных презентаций; работе в сети Интернет и вести исследовательски - поисковую работу.

Подготовительная работа:

  • изучение литературы по русским народным праздникам;
  • анализ отобранной информации;
  • подготовка сценария;
  • разучивание песни, игры;
  • оформление ватмана в виде дерева;
  • создание компьютерной презентации "Народные праздники".

Оформление:

  • выставка литературы о культуре Руси;
  • проекты детей праздников сентября, октября;
  • русские костюмы учащихся.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационный экран;
  • аудиозаписи народной музыки;
  • ресурсы сети Интернет.

Участники: ученики 5 класса, классный руководитель, библиотекарь.

Присутствующие: родители, учителя-предметники.

Место проведения: МОУ "Усть-Мунинская СОШ", компьютерный класс.

Применяемая технология: метод проектов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе, через использование нетрадиционных методов в области формирования культурных ценностей.

2. Получение ответа на главный вопрос проблемы.

3. Развитие у учащихся правильного распределения времени, анализа собственных действий, презентации результатов своего труда, достижения поставленной цели.

Сценарий классного часа

Играет русская народная музыка.

Презентация.

На экране слайд №1 (приложение презентация)

Ученик:

Соизвольте выслушать,
Люди добрые, слово вестное,
Приголубьте речью лебединою
Словеса немудреные,
Как в старые годы прежние
Жили люди старые.
А и то-то, родимые,
Были веки мудрые.
Живали-то старики не по-нашему,
По-заморскому,
А по-своему, православному,
А житье-то, житье-то было
Все привольное да раздольное!
Вставали рано-ранехонько
С утренней зарей,
Умывались ключевою водой
Со белой росой...
Молились всем святым и угодникам,
Кланялись всем родным
От востока до запада.
Старики придумывали
Крепкие думушки,
Молодые бывали во послушниках.
Молодые молодцы правили домком.
Красные девицы завивали вьюнки на Семик день.
Старые старушки судили-рядили
Да сказки сказывали.
Бывали беды с кручинами,
Бывали и радости великие
На велик день.

Классный руководитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с народными праздниками, которые русский народ празднует с давних времён в ноябре. (Приложение 2)

На экране слайд №2

Классный руководитель:

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы. Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни

Я думаю, вам будет интересно узнать, что-то новое о праздниках ноября.

Передаю слово библиотекарю сельского поселения, она расскажет вам о ноябре и народных праздниках, которые празднуют в этом месяце.

На экране слайды 3-4

Библиотекарь:

В Древнем Риме ноябрь носил имя новембер (от латинского "новом" - девять). После реформы он занял одиннадцатое место в году, но имени своего не изменил.

В Древней Руси ноябрь сначала также был девятым месяцем. Затем с XV века до 1700 года он занимал третье место в году и лишь потом переместился на предпоследнее.

Древние наименования ноября - грудень, а также груздень, труден, грудей, потому что в этом месяце смерзшаяся земля мертвыми грудами лежит на дорогах.

Ноябрь звали еще так: снеговей, листопад, листогной, мочарец, бездорожник. полузимник и лета обидчик, сумерки года и солнцеворот, твердолоб и месяц санного первопутка, канун зимы, ее запевка и ворота.

Кроме того, ноябрь - конец осени, месяц ветров. Время сева лесных семян. Тихий, грустный месяц.

Приметы.

  • Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.
  • Если снег выпадет на мерзлую землю - в будущем году жди хорошего урожая хлеба.
  • Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

Еще ноябрь богат праздниками.

4 ноября

Зимняя Казанская Богоматерь

Церковь отмечает праздник Казанской иконы Богоматери, установленный в честь избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году.

Говорили в народе: Казанская бабка - заступница; Казанский мороз не велик, да стоять не велит; после Казанской дождь пойдет, все лунки нальет.

Приметы.

  • Кто на Казанскую женится, счастлив будет.
  • До Казанской не зима, с Казанской не осень.
  • Если на Казанскую лето заплачет, то следом за дождем и зима придет.

8 ноября

Дмитрий Солунский

Дмитриев день. Дмитровская неделя - родительская, дедова.

Церковь чтит память святого великомученика Димитрия Солунского.

Святой Димитрий пострадал за веру Христову во время правления императора Диоклетиана.

С древних времен этот день считался великим праздником; службу в память святого великомученика совершал обычно сам патриарх.

В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Ходили в церковь, ставили свечи за упокой, посещали могилы родных, устраивали тризны... Особенно почиталась Дмитровская суббота, ее всегда проводили торжественно: ходили на могилы и служили здесь панихиды, устраивали богатые угощения-тризны.

Вынимая первый блин из печи, большуха мазала его маслом, медом и ела со словами: "Помяни, Господи, честных родителей".

Приметы. Если 8 ноября холод и снег - весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.

9 ноября

Церковь отмечает день преподобного Нестора, летописца Печерского.

Преподобный Нестор, первый известный русский летописец, собиратель древних сказаний.

Главный и наиболее известный труд Нестора - "Повесть временных лет".

10 ноября

Ненила-льняница, Параскева Пятница

Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считали ее своей заступницей. К праздникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день.

14 ноября

Кузьма и Демьян

Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремёсел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.

21 ноября

Михаил. Михайлов день

По народному календарю. Михайлов день был праздником весёлым и сытным. Повсюду устраивались пиры, ни в одной избе не скучали без гостей.

24 ноября

Федор

Церковь чтит память блаженного Максима, чудотворца Московского.

Святой добровольно стал юродивым и полностью отказался от "мирских соблазнов".

Блаженный Максим обличал сильных мира сего, "Творящих неправду". Беднякам и всем честным людям он находил добрые слова утешения.

В народе был день Федора. Говорили, что Федор студит и морозит.

25 ноября

Иван милостивый

Церковь отмечает день святого Иоанна Златовласа. Он приносил пожертвования неимущим, старым и больным.

29 ноября

Матвей

Церковь отмечает день святого апостола и евангелиста Матфея. Святого Матфея называют автором первого канонического Евангелия.

Примета. На святого Матвея зима потеет (случаются оттепели).

Классный руководитель: Любой праздник начинался с игры, и мы с вами сейчас поиграем. Проводит игру "Вьюн" (приложение 1).

Классный руководитель:

На экране слайд №5

А теперь давайте подробно познакомимся с ноябрьскими народными праздниками: Параскева Пятница, Кузьма и Демьян, Михайлов день.

Сейчас каждая группа подойдет к компьютерам и найдет через поисковую систему Google свой праздник. Результаты поиска выпустите в печатном виде, и по ним составьте проект.

На экране слайд №6

Классный руководитель: Работаем быстро, но аккуратно, оформляем свои проекты на листах ватмана. Времени дается на это 15 минут.

Группы приступают к работе над проектом, на листах ватмана, оформленных в виде дерева.

Учащимся уже известно, по какому плану оформляется проект. В своей работе они указывают:

  • Название праздника
  • Дата праздника
  • По церковному календарю
  • По народному календарю
  • Приметы.
  • Защита проектов.

На экране слайд №7-9

Готовые проекты вывешивают на доску, и каждая группа рассказывает его содержание - ноябрьский праздник.

Итог занятия.

- Ребята, с какими праздниками мы сегодня познакомились? (ответы ребят)

Русские праздники являются одним из направлений народной культуры. Игры и песни, которые проводятся на этих праздниках, радуют народ, поднимают настроение.

Ребята, какое у вас настроение? Если - хорошее, то похлопайте в ладоши.

Хорошему настроению сопутствует и хорошая песня.

(Звучит песня в исполнении ребят) (приложение №3)

Источники, литература.

  1. Г.А.Абрамова "Творить добро:", Горно-Алтайск, 2006
  2. Н.А. Юдина "Русские обряды и обычаи", М. "Вече", 2005
  3. А.Н.Зимина "Народные игры с пением", М., 2000
  4. Ю.Гнатюк "Размышления о славянстве или чьих же богов мы внуки" М. "Белые альвы", 2002
  5. Н.Н.Григорьева "Народные песни, игры, загадки", Смоленск, 1996
  6. Журнал "Народное творчество", № 6 1990 г.
  7. Сайт "Альманах. Русские традиции".
  8. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. - Школьные технологии. №4, 2000 г., с. 10-14.