Программа патриотического воспитания "Я гражданин России"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


I. Введение

Программа “ Я гражданин России” разработана на основе программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”.

Программа представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания младшего школьника.

II. Актуальность и необходимость программы

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества патриотическое и гражданское воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы.

Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребенка.

Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, совместно с родителями, старшеклассниками, педагогами.

III. Цель и задачи программы

Основная цель программы:

  • развитие у учащихся нравственно-патриотических качеств патриота России, приобщение к традициям и богатейшей культуре Родины и Кубани.

Задачи программы:

  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о Родине, её истории, традициях, культуре;
  • формировать у учащихся чувство гордости, расширять знания о мировой культуре, культуре России и Кубани;
  • формировать у учащихся культуру общения в школе, семье, обществе;
  • формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации программы

Основные направления программы “Я гражданин России”: “Я и Отечество”, “Я и школа”, “Я и искусство”, “Я и семья” ,“Я и здоровый образ жизни”.

“Я и Отечество”

1. Содержание деятельности

Целью работы в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, традициях, истории своего народа. В содержание этого направления входит осмысление ребенком себя, как части своей Родины, её гражданина и патриота.

2 Задачи:

  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: о её истории, традициях, культуре и о родном крае;
  • формирование чувств гордости за свою Родину;
  • воспитывать у учащихся любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине.

3. Формы работы:

  • тематические уроки;
  • тематические классные часы;
  • конкурсы, викторины;
  • экскурсии, акции;
  • утренники, линейки к памятным датам;
  • встречи с ветеранами и людьми, прославляющими Кубань.

“Я и школа”

1. Содержание деятельности

В школе не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина страны. Основное содержание деятельности – осмысление школьниками необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире.

2. Задачи:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями школы;
  • формирование у детей навыка культурного поведения, взаимоотношений в коллективе, воспитание любви и уважения к школе, учителям, к товарищам;
  • способствовать формированию ученического коллектива.

3. Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • беседы, праздники, утренники, конкурсы;
  • экскурсии, походы;
  • изучение правил поведения в школе;
  • час общения.

“Я и искусство”

1. Содержание деятельности

Воспитание у учащихся нравственно- эстетических качеств. Умение видеть красоту сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к окружающему миру. Знакомить ребят с произведениями искусства, воспитывать в них чувства прекрасного, развивать их воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.

2. Задачи:

  • воспитывать в детях чувство прекрасного, учить их различать красивое и безобразное, развивать их творческие способности
  • формировать потребность в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о мировой культуре, культуре России и Кубани;
  • познакомить с народными ремеслами России.

3. Формы работы:

  • беседы, тематические классные часы;
  • посещение театров, кинотеатров;
  • экскурсии на выставки;
  • творческие конкурсы;
  • посещение кружков, секций.

“Я и семья”

1. Содержание деятельности

Целью этого направления является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности. Воспитание уважения к членам семьи.

2. Задачи:

  • организация и проведение совместных мероприятий с родителями;
  • знакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
  • умение выполнять обязанности в семье, воспитание режима дня и аккуратности в выполнении домашних поручений;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • обучение родителей, приемам воспитания и взаимодействия с детьми.

3. Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • совместные праздники детей и родителей;
  • праздники, посвященные знаменательным датам календаря;
  • родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации;
  • походы в театр, экскурсии, викторины.

“Я и здоровый образ жизни”

1. Содержание деятельности

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и духовных сил.

2. Задачи:

  • формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
  • развитие спортивного умения и навыков, привитие интереса к спорту;
  • формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
  • знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического здоровья.

3. Формы работы:

  • беседы;
  • тематические классные часы;
  • встреча с медработниками;
  • предметные утренники;
  • спортивные соревнования.

V. Механизм реализации программы

Срок реализации программы – 4 года.

Программа построена в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника возраста.

Программа реализуется через:

  • проведение линеек, классных часов, утренников, конкурсов, спортивных мероприятий, семейных праздников, бесед, викторин (с использованием ИКТ);
  • проведение акций, встреч с ветеранами ВОВ, писателями, спортсменами, выдающимися людьми Кубани;
  • посещение музеев, театров, выставок.

VI. Прогнозируемый результат

В результате осуществления программы “Я гражданин России” у учащихся должно сформироваться:

  • чувство гордости за свою Родину и Кубань;
  • нравственно-патриотическое сознание младшего школьника;
  • значимость физического, духовного и культурного состояния ребенка.

Приложение 1