Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями “собственность”, “потребитель”, “правомочия”; продолжать формировать умения и навыки работы с документами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с правами потребителя, дать полное представление о механизме защиты потребительских прав.
Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной.
Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях.
Форма: изучение нового материала
Методы: рассказ, устный фронтальный опрос, иллюстрация, устный фронтальный контроль, тест, проблемное изложение, работа в группах, презентация-демонстрация, работа с таблицей, работа с документами, работа в тетради, работа с учебником., Инсценирование.
Оборудование: презентация “Собственность и потребитель”, ученическая тетрадь по обществознанию, музыка Валерия “Маленький принц”, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, видео из кинофильма “Бомж”, Федеральный Закон “О защите прав потребителей”, тест.
Литература:
- Учебное пособие для 8–9-х классов “Введение в обществознание” под ред. Л.Н. Боголюбова. “Просвещение”, М. 2000 г., с. 214.
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный Закон “О защите прав потребителей”.
- Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
ХОД УРОКА
I. ОНУ:
- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке обществознания Вам понадобятся следующие учебные принадлежности: тетрадь, учебник, ручка, дневник.
Целеполагание
Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о потребностях человека, об их значимости, о том каким образом человек является собственником, а также познакомимся со статьями Федерального Закона “О защите прав потребителей”, о сущности, механизме его действия на территории Российской Федерации.
II. ИНМ.
1. Прочитайте стихотворение и определите, каков его философский смысл (Слайд 2. Приложение 1):
Вещи
Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не
бьются.
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может быть, для вещей и не стоит излишне
стараться-
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся,
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.
От того, что тебя почему – то не станет на свете,
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете.
Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдет.
Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином
их.
Тот, кто жил для вещей, - все теряет с последним
дыханьем,
Тот, кто жил для людей, - после смерти живет средь
живых. (Вадим Шефнер)
Ученик:
- В этом стихотворении Вадим Шефнер с иронией говорит о тех людях, которые с особым чувством тратят свое время на приобретение каких – либо вещей.
Философский смысл данного литературного произведения выражается в последних двух строчках. Действительно, не стоит тратить время на бесполезные вещи, а стоит задуматься о людях.
Учитель:
- При каких обстоятельствах мы задумываемся о какой-либо вещи, покупаем ее?
Ученик:
- Когда нам она нужна, необходима.
Учитель:
- Верно, в человеческой жизни эта необходимость выражается в понятии потребность. Ученый А. Маслоу знаменит созданием своей иерархии потребностей, он настаивал на том, что потребности выступают в качестве мотивов строго последовательно снизу вверх, не смотря на ситуацию. Потребности делятся на: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребности в социальных контактах, потребности в самоутверждении, в самовыражении. (Cлайд 3, см. приложение 2)
2.
Учитель:
– Откройте тетради, запишите тему урока “Собственность и потребитель”. По середине потребность, 5 стрелок вниз и запишите виды потребностей.
3. (Звучит мелодия “Маленький принц”, сценка отрывка из книги Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Маленький принц - ученик 2-го класса “Б” (костюм принца), деловой человек – ученик 9 класса “А”(черный костюм, галстук). (Слайд 4)
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала “деловому человеку”. Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопрос Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
Что делаю?
Да.
Ничего не делаю. Я ими владею.
Владеешь звездами?
Да.
Но я уже видел короля, который…
Короли ничем не владею. Они только царствуют. Это совсем другое дело.
А для чего тебе владеть звездами?
Чтобы стать богатым.
А для чего быть богатым?
Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
“Он рассуждает почти как тот пьяница”, подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
А как можно владеть звездами?
Звезды чьи? – ворчливо спросил делец.
Не знаю. Ничьи.
Значит, мои. Потому что я первый до этого додумался.
И этого довольно?
Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
Вот это верно, – сказал Маленький принц. И что же ты с ними делаешь?
Распоряжаюсь ими, - ответил делец. Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако маленькому принцу этого было мало.
Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, - сказал он. Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
Нет, но я могу положить их в банк.
Как это?
А так6 пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
И все?
Этого довольно.
“Забавно! – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно”.
Что серьезно, а что несерьезно, - это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.
У меня есть цветок, - сказал он, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…
Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.
Учитель:
- Кто, по вашему мнению, более верно понимает право владения – деловой человек или Маленький принц?
Ученик:
- По моему мнению, Маленький принц владеет, т.е. заботится, переживает и ухаживает за тем, что у него есть.
Учитель:
- Как можно назвать человека, у которого что-то есть по отношению к этому предмету?
Ученик:
- Собственником.
Учитель:
- Молодец! Верно.
Важным показателем уровня жизни человека является принадлежащая ему собственность. Собственность гражданина может состоять из движимого и недвижимого имущества бытового назначения.
В современном законодательстве гражданину предоставлено право не только иметь собственность, служащую удовлетворению личных потребностей человека и семьи, но и быть собственником средств производства.
4.
Учитель:
- У Вас на партах лежит Конституция РФ, откройте и найдите статью, в которой говорится о формах собственности. (Слайд 5)
Ученик:
- В статьях 8,35 Конституции РФ.
Статья 35.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Учитель:
В Гражданском Кодексе РФ четко определены правомочия собственника.
Давайте обратимся к нему и прочитаем статьи № 209, 210, 211, 212. (Слайд 6)
Итак, в тетради запишем правомочия собственника (Слайд 7).
Таким образом, любая возникшая потребность в чем – то, право на нее зафиксировано в правовых документах: Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ.
В XXI веке существует огромное изобилие товаров разного назначения и удовлетворяющие потребностям каждого человека. Чтобы Вы сейчас не захотели – есть все!
Человечество с каждым веком, витком в истории достигало появлению какой – либо потребности в разной форме. Казалось бы, всё есть, даже Законодательство РФ побеспокоилось о разнообразии товаров, что нашло отражение в Конституции РФ статья 8 “В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции…”, но проблемы все же место и здесь нашли.
5.
Учитель:
- Вашему вниманию сейчас будет представлен видеоролик из художественного фильма “Бомж” о важнейшей проблеме, которая имеет место и в современном мире, с которой мы сталкиваемся почти каждый день, реализуя свою потребность. (просмотр видеоролика с 19 мин. по 30 мин. Учитель заранее выставляет время видеоролика).
Пока Вы будете просматривать, у себя в тетради делайте пометки, какие права были нарушены по отношению к потребителю.
Учитель:
- Вы просмотрели обычную жизненную ситуацию, которая может произойти с любым человеком всего за 10 минут. Кто в ней виноват, кто прав, нам предстоит сейчас разобраться. (Фронтальный опрос + обсуждение)
- Кто является главным героем?
- Кто является второстепенными героями?
-Итак, поработаем в группах и обсудим проблему (Слайд 8).
1 ряд – рассматривает ситуацию “Продавец в аптеке – покупатель старенькая бабушка”.
- Правильно ли себя ведет продавец?
- Что в ее поведении не так?
- Имеет ли право она разговаривать с покупателем на повышенном тоне?
- Какие права продавец нарушила?
2 ряд – “Продавец в аптеке – покупатель Николай Фролов”.
- Как поступил продавец?
- Какие права были нарушены?
3 ряд – “Милиция– покупатель Николай Фролов”.
- Как действовали милиционеры?
- Что они должны были сделать?
- Какие права нарушены?
Вывод: В России действует Закон “О защите прав потребителя”, который был принят в феврале 1992 г. а в декабре 1995 г. Госдума внесла поправки, целью является то, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – потребителей.
В законе есть три основных группы норм, которые необходимо знать (Слайд 9).
Это:
- права потребителя;
- механизм защиты прав потребителя;
- ответственность виновных в нарушении этих прав.
6.
Учитель:
- Какими же правами обладает потребитель? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, у вас на партах лежит Федеральный закон “О правах потребителя”, найдите ответ на этот вопрос и запишите в тетрадь.
Ученик:
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Статья 4. Качество товара (работы, услуги).
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу).
Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).
7.
Учитель:
- Какой же существует механизм защиты наших прав, как потребителей?
Существует три основных пути защиты. (Запись в тетради). (Слайд 10)
Первый путь – обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам.
Эти органы призваны действовать в двух основных направлениях.
Во- первых, они обязаны защищать права конкретного гражданина – потребителя.
Во-вторых, они должны защищать права сразу всех потребителей.
Второй путь – обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.
В соответствии со статьей 45 ФЗ “О защите прав потребителей”, общественные организации потребителей имеют право:
- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);
- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;
- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;
- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей;
- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.
Третий путь – гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли – продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги,подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.)
Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания.
Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину.
В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа. (Слайд 11)
8.
Учитель:
- Умеете ли вы постоять за свои права? Перед Вами тест. 3 минутки ответьте и проанализируйте полученный результат.
Тест “Способны ли вы отстаивать свои права”
1. Пересчитывайте ли вы полученную сдачу сразу у прилавка магазина?
Всегда – 1; иногда – 5; никогда – 10
2. Если Вы видите, что Вас обсчитал продавец на незначительную сумму, то Вы:
уходите, считая, что он ошибся – 5;
тут же требуете вернуть присвоенное – 1;
уходите, стесняясь потребовать свое – 10.
3. Если Вы оказываетесь обманутыми при покупке чего – либо или при пользовании услугами, кого Вы вините в первую очередь?
Продавца – 10;
Невезение – 5;
Себя – 1.
4. Какие усилия вы прилагаете, когда нужно сделать что-либо неприятное (решить трудную задачу, убрать свое рабочее место, сходить в магазин и т.д.)?
Большие – 10;
Небольшие – 5;
Делаю без усилий – 1.
5. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
В зависимости от обстановки – 5;
Да – 1;
Нет- 10.
6. Раздражает ли вас человек, который кашляет в Вашу сторону?
Да – 1;
Нет – 10;
Только незнакомый – 5;
7. Боитесь ли Вы выступить с речью на собрании, вечере, празднике?
Немного боюсь – 5;
Да – 10;
Нет – 1.
8. Можете ли вы быть дружелюбным с человеком, которого не выносите?
Да, когда мне это нужно – 10;
Да, когда постараюсь – 1;
Не могу – 5.
Если вы набрали от 8 до 24 баллов, то вы, видимо, сможете защитить свои права.
Вы сумеете в своих действиях опираться на знание своих прав и способов их цивилизованной защиты. Вы понимаете, что быть бессловным ягненком – унизительно; это умаляет чувство человеческого достоинства. Вы сумеете постоять за себя, не причиняя вреда чужому достоинству.
Если Вы набрали от 25 до 65 баллов, то Вы пока находитесь на пути к пониманию преимуществ цивилизованного отстаивания своих прав.
Прежде всего, Вам нужно избавиться от таких недостатков, некоторые из которых, возможно, у Вас уже начали развиваться. Это:
А) стремление создавать “тихую оппозицию” тем, кто Вам не нравится, - это приводит к интриганству;
Б) готовность проглатывать обиду, опасаясь неприятных последствий, которые могут повредить вашему благополучию, – это приводит к утрате чувства собственного достоинства;
В) готовность решать споры при помощи скандалов, опираясь на принцип “Все – дураки, я всегда прав”.
Помните, что применение грубости и наглости никогда не давало ощущения полноценной победы над противником.
Если Вы набрали более 65 баллов, то ваш девиз – “прав тот, у кого больше прав”.
Придется всю жизнь делать карьеру и биться за деньги. Чтобы потом подсчитывать количество пострадавших от Вашего самодурства и в конце жизни понять, что себе вы нанесли значительно больший ущерб, чем противникам. Ни одной победы. Одержанной при помощи вашей воли, характера, знаний Вы достичь не сумеете.
III. Закрепление материала.
Учитель:
- Ребята, а для того, чтобы закрепить материал, следует заполнить таблицу в тетради.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. См. Приложение 2
IV. Итог урока.
Учитель:
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Что такое собственность?
- Что такое потребность?
- Какие существует законы в России по правам потребителя?
- Как называется Федеральный закон?
- Какие существуют механизмы защиты прав потребителей?
- Молодцы, сегодня на уроке вы были активны и любознательны! (Выставление учителем оценок)
- Запишите домашнее задание в дневниках: параграф № 45, придумать ситуацию, в которой нарушены права потребителя, записать в тетрадь и проанализировать, сопроводив обязательно выводом.