Программа "Радость открытия"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь - 2004 г. А. Фурсенко)”.

Цель программы:

  • обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям школьного обучения;
  • выстраивание модели предшкольной подготовки детей в условиях сельской местности.

Задачи:

  • создать оптимальные условия для успешной адаптации детей к школе;
  • сохранять здоровье детей;
  • формировать позитивное отношение социума к идее предшкольного образования;
  • выравнивать учебные программы, образовательные технологии и профессиональную компетентность педагогов и психологов ДОУ и ОУ в соответствии с новой образовательной ситуацией.

Пояснительная записка

В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, дошкольной организованностью.

Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Опыт работы в школе показывает, что существует проблема подготовленности детей к обучению (слабое речевое развитие, низкий уровень развития мелкой моторики, адаптации и т.д.)

Диагностика готовности к школе свидетельствует, что дети, посещающие д/сад, показывают высокие результаты при поступлении в школу.

Неготовые дети – это дети, которые по каким –либо причинам не посещали дет. сад. В Устино-Копьевской школе организовали предшкольную подготовку, где дети, не посещающие д/с, имеют возможность получить навыки, необходимые для успешного обучения в школе.

В рамках работы по адаптации будущих первоклассников в школе сформирована группа пребывания для детей 5–6 лет по подготовке их к школе, создана программа – “Радость открытия”. Это комплексная образовательная работа. Именно комплексность в решении этого вопроса позволяет полноценно использовать сенситивный период дошкольного детства и реализовать его временные резервы. Эта комплексная программа определяет две важнейшие цели:

социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа обучения и развития детей предшкольной группы построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.

При организации учебных занятий мы учитываем:

  • возрастные физиологические возможности детей;
  • постепенность подачи материала (от простого к сложному);
  • чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
  • наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
  • гигиенические требования к помещению и материалам.

Ожидаемые результаты

Интеллектуальное развитие детей и их психологическая и интеллектуальная готовность к обучению в школе:

  1. Выстраивание модели предшкольной подготовки.
  2. Создание программы взаимодействия предшкольного начального и дошкольного учреждения, обеспечивающей успешное выравнивание стартовых возможностей детей для обучения в школе.
  3. Разработка и апробация документации, позволяющей осуществить предшкольную подготовку.
  4. Открытие демонстрационной площадки с целью обучения заинтересованных наработанным опытом педагогических коллективов.

Оформление результата

  1. Описание модели предшкольной подготовки в системе МОУ “Устино-Копьевская СОШ”.
  2. Написание статей по тематике инновации.

Основные линии предшкольной подготовки

В школе планируем вести предшкольную подготовку по трём основным линиям:

Первая линия: Общее развитие.

В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта. Здесь важны имеющийся у дошкольника запас знаний и представлений, а также умение действовать “во внутреннем плане”.

Вторая линия: Умение произвольно управлять собой.

К моменту поступления в первый класс совершенно необходимо выработать умение сосредоточиться сколько – нибудь длительное время на том, что не вызывает у дошкольника непосредственного интереса.

Третья линия: Формирование мотивов, побуждающих к учению.

Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления дошкольников к приобретению знаний.

Программа предшкольного образования

Программа разрабатывается педагогами школы и рассчитана на детей 5,5–6,5 лет, занимающихся в группах наполняемостью не более 10 человек. Планируется организовать занятия для детей, посещающих и не посещающих детские учебные заведения.

Срок реализации программы 1 год (30 учебных недель, с октября по апрель). Режим занятий: 5 дней в неделю по три урока.

Продолжительность урока – 30 минут, включая две игровые физкультминутки. Между занятиями предусмотрены перемены продолжительностью 15 минут. Время проведения – первая половина дня.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

  1. Использование игровых методов преподавания.
  2. Смена видов деятельности.
  3. Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка.
  4. Отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

Занятия по подготовке детей к обучению направлены не только на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения в первом классе, но и носят развивающий характер.

Учебный план

Образовательные
области

Название предмета

Количество часов

Филология Родное слово 3
Технология Конструирование 1
Математика Формирование элементарных математических представлений 3
Искусство Искусство и культура 3
Обществознание Зеленая тропинка 2
Физическая культура Здоровье и физическая культура 3
Объем для 5-дневной недели   15

Формы работы, формы контроля

Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки планируется предметное преподавание. Индивидуальные достижения учащихся целесообразно фиксировать учителям после каждого занятия в оценочном листе, представляющем собой, например, таблицу с цветными квадратами, что позволяет иметь возможность оценивать успехи каждого ребёнка в течение года и накопить материал с целью составления рекомендаций для последующих работ и для общения с родителями. В ходе обучения планируется проведение самостоятельных работ, позволяющих определить степень усвоения материала и довести результаты до сведения родителей на тематических встречах или индивидуальных беседах.

После завершения обучения в группах подготовки планируется проведение психолого – педагогической диагностики, включающей в себя следующие задания:

  • копирование рисунка.
  • ориентировка в межклеточном пространстве.
  • решение простых математических задач с графическим изображением ответа.
  • тест на развитие фонематического слуха.
  • выделение главного признака предмета.
  • выявление закономерности.
  • графический диктант.

Ожидаемый результат предшкольника в конце учебного года

Данная программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • Соблюдать правила поведения, осознавая свою позицию как позицию ученика.
  • Свободно считать в пределах 10.
  • Сравнивать числа в пределах 10.
  • Знать “соседей числа”.
  • На слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Составлять рассказ по картинкам из 5–6 предложений.
  • Пересказывать небольшие тексты.
  • Правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами.
  • Декоративно оформлять различные предметы, выбирая различную технику и средства выражения.
  • Выполнять на слух инструкцию для обучающегося.
  • Правильно выполнять физические упражнения.

Данная программа предусматривает развитие детей:

  • Развитие творческой активности и инициативы.
  • Развитие воображения и фантазии.
  • Развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, интеллекта.

Адаптационные показатели

эндогенные

 

экзогенные

ребенок 5,5 – 7 лет

Игровая деятельность —> учебная деятельность Психологическое сопровождение. Медицинский контроль за состоянием здоровья. Соблюдение требований к организации режима дня, учебных занятий, санитарных и технических требований к помещениям, где осуществляется предшкольное обучение Построение учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей
Наглядно-образное мышление  —> словесное мышление Организация действий ребенка на основе его опыта и фактов, доступных его пониманию
Отсутствие четкого доминирования мотивов внутренняя позиция школьника Формирование умения учиться, организация среды, побуждающей к успеху, социализация в новой обстановке
Неустойчивость самооценки  —> адекватный образ “я” Развитие умения оценки и самооценки
Произвольность поведения   —> волевая готовность к школьному обучению Организация системы специальной работы по развитию произвольности
Неустойчивость поведения   —> способность к сотрудничеству Обучение коллективным способам деятельности, воспитание навыков общения

педагог, психолог

Повышение психолого-педагогической компетентности и формирование умения самоанализа педагогической деятельности Создание среды сотрудничетсва, устранение проблем педагогического общения, расширение возможностей обучения педагога и психолога и мониторинг их деятельности
Повышение уровня мотивированности своей деятельности Выработка механизма интеграции технологий и содержания обучения

Основные способы повышения профессиональной компетентности субъектов педагогического процесса:

  • курсы повышения квалификации;
  • индивидуальный и групповой анализ и коррекция деятельности педагогов;
  • лекционно-практические занятия;
  • самообразование, в том числе с использованием Интернет-ресурса;
  • проектная и инновационная деятельность.

Основные методы мониторинга педагогических коллективов:

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • собеседование;
  • анализ документации.

Основные характеристики процесса опытно-экспериментальной деятельности:

  • ознакомление с образовательными программами и технологиями, реализующимися в дошкольных ОУ, ОУ начального общего образования;
  • выбор и согласование образовательных программ и технологий для дальнейшего овладения ими;
  • изучение, понимание и овладение образовательными программами и технологиями;
  • выстраивание единой модели предшкольной подготовки детей средствами ОУ ;
  • запуск системы мониторинга состояния системы подготовки дошкольников;
  • экспертиза и коррекция модели;

Направление работы - работа с родителями

Реализуя данное направление работы:

 1. Проводить родительские собрания, где психолог школы  и учителя будущих первых классов  выступят  с беседами о подготовке ребенка к школе, где родители будущих первоклассников знакомятся с будущими учителями, получают информацию об особенностях комплектования первого класса, о вариативности образовательных программ.

2. Проводить индивидуальные консультации.

3. Проводить тестирование, анкетирование, привлечение родителей к сотворчеству.

4. Традиционная форма работы:  написание сочинений типа  “В чем индивидуальность моего ребенка?”

5. Проводить совместную работу учителя и социального педагога с “трудными” семьями. Такие семьи имеются в банке данных у социального педагога.

6. Проводить информационную работу: выпустить   газету  для родителей, информационный листок, фоторепортаж, что помогает информировать родителей о жизни ребенка в МОУ “Устино-Копьевская СОШ”.

 Такие практические мероприятия, найдут положительный отзыв у родителей и  учителей, т.к.  способствуют не только   предварительному знакомству, но и помогают   “настроиться” на  взаимодействие  еще до начала обучения в начальной школе.

 В результате проведенной работы создастся особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии общего развития ребенка.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ “РАДОСТЬ ОТКРЫТИЯ”

  • доброжелательный, внимательный по отношению к другим с развитием навыков общения;
  • умеющий использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.);
  • способный адаптироваться к условиям школьной жизни;
  • человек, умеющий составить описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение с развитием воображения;
  • участвующий в играх с правилами;
  • умеющий самостоятельно выбрать средства для достижения результата;
  • проявить желание узнавать новое;
  • самостоятельно находить себе интересные занятия;
  • справедливо оценивать успехи сверстников;
  • знать и соблюдать правила поведения в природе.

 Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 2001.
  2. Илюхина В.А. Волшебные линии: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. – М.: Издательский дом “Баласс”, 2003.
  4. Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Подготовка к школе. В двух книгах. – СПб.: Дельта, 1999.
  5. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Методические рекомендации. – М.: Ювента. Просвещение, 2003 год.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух книгах. – М.: ВЛАДОС,2000.
  7. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память. – М.: Дрофа, 2004.
  8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Часть 3, 4. – М.: Баласс, 2004