“Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь - 2004 г. А. Фурсенко)”.
Цель программы:
- обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- выстраивание модели предшкольной подготовки детей в условиях сельской местности.
Задачи:
- создать оптимальные условия для успешной адаптации детей к школе;
- сохранять здоровье детей;
- формировать позитивное отношение социума к идее предшкольного образования;
- выравнивать учебные программы, образовательные технологии и профессиональную компетентность педагогов и психологов ДОУ и ОУ в соответствии с новой образовательной ситуацией.
Пояснительная записка
В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, дошкольной организованностью.
Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Опыт работы в школе показывает, что существует проблема подготовленности детей к обучению (слабое речевое развитие, низкий уровень развития мелкой моторики, адаптации и т.д.)
Диагностика готовности к школе свидетельствует, что дети, посещающие д/сад, показывают высокие результаты при поступлении в школу.
Неготовые дети – это дети, которые по каким –либо причинам не посещали дет. сад. В Устино-Копьевской школе организовали предшкольную подготовку, где дети, не посещающие д/с, имеют возможность получить навыки, необходимые для успешного обучения в школе.
В рамках работы по адаптации будущих первоклассников в школе сформирована группа пребывания для детей 5–6 лет по подготовке их к школе, создана программа – “Радость открытия”. Это комплексная образовательная работа. Именно комплексность в решении этого вопроса позволяет полноценно использовать сенситивный период дошкольного детства и реализовать его временные резервы. Эта комплексная программа определяет две важнейшие цели:социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Программа обучения и развития детей
предшкольной группы построена на основе
следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей
дошкольного периода развития, актуальность для
ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений
и др.; личностная ориентированность процесса
обучения и воспитания;
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.
При организации учебных занятий мы учитываем:
- возрастные физиологические возможности детей;
- постепенность подачи материала (от простого к сложному);
- чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
- наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
- гигиенические требования к помещению и материалам.
Ожидаемые результаты
Интеллектуальное развитие детей и их психологическая и интеллектуальная готовность к обучению в школе:
- Выстраивание модели предшкольной подготовки.
- Создание программы взаимодействия предшкольного начального и дошкольного учреждения, обеспечивающей успешное выравнивание стартовых возможностей детей для обучения в школе.
- Разработка и апробация документации, позволяющей осуществить предшкольную подготовку.
- Открытие демонстрационной площадки с целью обучения заинтересованных наработанным опытом педагогических коллективов.
Оформление результата
- Описание модели предшкольной подготовки в системе МОУ “Устино-Копьевская СОШ”.
- Написание статей по тематике инновации.
Основные линии предшкольной подготовки
В школе планируем вести предшкольную подготовку по трём основным линиям:
Первая линия: Общее развитие.
В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта. Здесь важны имеющийся у дошкольника запас знаний и представлений, а также умение действовать “во внутреннем плане”.
Вторая линия: Умение произвольно управлять собой.
К моменту поступления в первый класс совершенно необходимо выработать умение сосредоточиться сколько – нибудь длительное время на том, что не вызывает у дошкольника непосредственного интереса.
Третья линия: Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления дошкольников к приобретению знаний.
Программа предшкольного образования
Программа разрабатывается педагогами школы и рассчитана на детей 5,5–6,5 лет, занимающихся в группах наполняемостью не более 10 человек. Планируется организовать занятия для детей, посещающих и не посещающих детские учебные заведения.
Срок реализации программы 1 год (30 учебных недель, с октября по апрель). Режим занятий: 5 дней в неделю по три урока.
Продолжительность урока – 30 минут, включая две игровые физкультминутки. Между занятиями предусмотрены перемены продолжительностью 15 минут. Время проведения – первая половина дня.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- Использование игровых методов преподавания.
- Смена видов деятельности.
- Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка.
- Отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Занятия по подготовке детей к обучению направлены не только на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения в первом классе, но и носят развивающий характер.
Учебный план
Образовательные |
Название предмета |
Количество часов |
Филология | Родное слово | 3 |
Технология | Конструирование | 1 |
Математика | Формирование элементарных математических представлений | 3 |
Искусство | Искусство и культура | 3 |
Обществознание | Зеленая тропинка | 2 |
Физическая культура | Здоровье и физическая культура | 3 |
Объем для 5-дневной недели | 15 |
Формы работы, формы контроля
Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки планируется предметное преподавание. Индивидуальные достижения учащихся целесообразно фиксировать учителям после каждого занятия в оценочном листе, представляющем собой, например, таблицу с цветными квадратами, что позволяет иметь возможность оценивать успехи каждого ребёнка в течение года и накопить материал с целью составления рекомендаций для последующих работ и для общения с родителями. В ходе обучения планируется проведение самостоятельных работ, позволяющих определить степень усвоения материала и довести результаты до сведения родителей на тематических встречах или индивидуальных беседах.
После завершения обучения в группах подготовки планируется проведение психолого – педагогической диагностики, включающей в себя следующие задания:
- копирование рисунка.
- ориентировка в межклеточном пространстве.
- решение простых математических задач с графическим изображением ответа.
- тест на развитие фонематического слуха.
- выделение главного признака предмета.
- выявление закономерности.
- графический диктант.
Ожидаемый результат предшкольника в конце учебного года
Данная программа предусматривает, что по
окончании курса обучающиеся будут уметь:
Данная программа предусматривает развитие детей:
- Развитие творческой активности и инициативы.
- Развитие воображения и фантазии.
- Развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, интеллекта.
Адаптационные показатели
эндогенные |
экзогенные |
||||
ребенок 5,5 – 7 лет |
|||||
Игровая деятельность —> учебная деятельность | Психологическое сопровождение. Медицинский контроль за состоянием здоровья. Соблюдение требований к организации режима дня, учебных занятий, санитарных и технических требований к помещениям, где осуществляется предшкольное обучение | Построение учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей | |||
Наглядно-образное мышление —> словесное мышление | Организация действий ребенка на основе его опыта и фактов, доступных его пониманию | ||||
Отсутствие четкого доминирования мотивов внутренняя позиция школьника | Формирование умения учиться, организация среды, побуждающей к успеху, социализация в новой обстановке | ||||
Неустойчивость самооценки —> адекватный образ “я” | Развитие умения оценки и самооценки | ||||
Произвольность поведения —> волевая готовность к школьному обучению | Организация системы специальной работы по развитию произвольности | ||||
Неустойчивость поведения —> способность к сотрудничеству | Обучение коллективным способам деятельности, воспитание навыков общения | ||||
педагог, психолог |
|||||
Повышение психолого-педагогической компетентности и формирование умения самоанализа педагогической деятельности | Создание среды сотрудничетсва, устранение проблем педагогического общения, расширение возможностей обучения педагога и психолога и мониторинг их деятельности | ||||
Повышение уровня мотивированности своей деятельности | Выработка механизма интеграции технологий и содержания обучения |
Основные способы повышения профессиональной компетентности субъектов педагогического процесса:
- курсы повышения квалификации;
- индивидуальный и групповой анализ и коррекция деятельности педагогов;
- лекционно-практические занятия;
- самообразование, в том числе с использованием Интернет-ресурса;
- проектная и инновационная деятельность.
Основные методы мониторинга педагогических коллективов:
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- собеседование;
- анализ документации.
Основные характеристики процесса опытно-экспериментальной деятельности:
- ознакомление с образовательными программами и технологиями, реализующимися в дошкольных ОУ, ОУ начального общего образования;
- выбор и согласование образовательных программ и технологий для дальнейшего овладения ими;
- изучение, понимание и овладение образовательными программами и технологиями;
- выстраивание единой модели предшкольной подготовки детей средствами ОУ ;
- запуск системы мониторинга состояния системы подготовки дошкольников;
- экспертиза и коррекция модели;
Направление работы - работа с родителями
Реализуя данное направление работы:
1. Проводить родительские собрания, где психолог школы и учителя будущих первых классов выступят с беседами о подготовке ребенка к школе, где родители будущих первоклассников знакомятся с будущими учителями, получают информацию об особенностях комплектования первого класса, о вариативности образовательных программ.
2. Проводить индивидуальные консультации.
3. Проводить тестирование, анкетирование, привлечение родителей к сотворчеству.
4. Традиционная форма работы: написание сочинений типа “В чем индивидуальность моего ребенка?”
5. Проводить совместную работу учителя и социального педагога с “трудными” семьями. Такие семьи имеются в банке данных у социального педагога.
6. Проводить информационную работу: выпустить газету для родителей, информационный листок, фоторепортаж, что помогает информировать родителей о жизни ребенка в МОУ “Устино-Копьевская СОШ”.
Такие практические мероприятия, найдут положительный отзыв у родителей и учителей, т.к. способствуют не только предварительному знакомству, но и помогают “настроиться” на взаимодействие еще до начала обучения в начальной школе.
В результате проведенной работы создастся особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии общего развития ребенка.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ “РАДОСТЬ ОТКРЫТИЯ”
- доброжелательный, внимательный по отношению к другим с развитием навыков общения;
- умеющий использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.);
- способный адаптироваться к условиям школьной жизни;
- человек, умеющий составить описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение с развитием воображения;
- участвующий в играх с правилами;
- умеющий самостоятельно выбрать средства для достижения результата;
- проявить желание узнавать новое;
- самостоятельно находить себе интересные занятия;
- справедливо оценивать успехи сверстников;
- знать и соблюдать правила поведения в природе.
Список литературы
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 2001.
- Илюхина В.А. Волшебные линии: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2004.
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации. – М.: Издательский дом “Баласс”, 2003.
- Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Подготовка к школе. В двух книгах. – СПб.: Дельта, 1999.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Методические рекомендации. – М.: Ювента. Просвещение, 2003 год.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух книгах. – М.: ВЛАДОС,2000.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память. – М.: Дрофа, 2004.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Часть 3, 4. – М.: Баласс, 2004