Урок в 6-м классе
Тема: Оператор цикла ПОВТОРИ.
Цели:
- Познакомить учащихся с оператором цикла ПОВТОРИ.
- Повторить форму записи оператора ПОКА.
- Научить применять циклы ПОКА и ПОВТОРИ в алгоритмах при решении задач.
- Развивать у учащихся познавательный интерес.
- Воспитывать интерес к предмету.
Методы обучения:
- словесный; эвристическая беседа
- частично-поисковый,
- наглядно-образный.
Материалы и оборудование: доска, рисунки с заданиями, программа «Исполнители» [2] (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим решать задачи на применение цикла ПОКА и познакомимся с еще одним видом цикла.
II. Повторение
Сначала я расскажу вам легенду.
В некотором средневековом городе Буридане жил осёл. Был он до того нерешителен, что умер с голоду. А было это так: когда перед ним положили 2 охапки сена, он не сумел сделать выбор! С тех пор всех, кто останавливается перед простым выбором, называют буридановыми ослами.
Но мы с вами умеем решать задачи, содержащие выбор. На прошлом уроке мы познакомились с конструкцией цикла ПОКА. Давайте повторим структуру программы, команды Робота и форму записи цикла ПОКА. Для этого разделимся на две команды. (учащиеся делятся на группы по усмотрению учителя, например по списку в журнале I половина – одна команда, II половина – другая; или по рядам) I команда будет работать красным фломастером, II – зеленым.
Задание: Найти и исправить ошибки в следующей программе (Приложение 2):
После выполнения задания подводятся итоги (по количеству исправленных ошибок)и исправляются фломастером синего цвета не замечанные учащимися ошибки , с их коментарием.
III. Изложение нового материала
Рассмотрим задачу (условие задачи в виде рисунка вывешено на доске). Необходимо посадить грядки вокруг стен и вернуться на базу. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Один из учащихся у доски составляет блок-схему решения задачи, остальные работают в тетрадях. (Приложение 6)
Учитель: Посмотрите внимательно на алгоритм. Какая часть программы повторяется?
Учащиеся: Цикл ПОКА Справа_стена и команды Направо, Посади и Вперед (1).
Учитель: Сколько раз повторяется?
Учащиеся: 3.
Учитель: Правильно! Как в программировании называются многократно повторяющиеся действия?
Учащиеся: Циклом.
Учитель: Можем ли мы упростить алгоритм решение нашей задачи?
Учащиеся делают предположение: Среди списка команд исполнителя Робот есть оператор ПОВТОРИ.
Учитель: Молодцы!
Итак, мы знаем какие действия нужно повторить, и знаем сколько раз. В таких случаях в программировании используют цикл со счетчиком. Для записи этого цикла используют оператор Повтори. В нашей задаче он будет выглядеть следующим образом:
IV. Работа на компьютере
Давайте попробуем применить новый цикл для решения нашей задачи и наберем программу на компьютере.
Задание: В среде robowin составить программу для исполнителя Робот к задачи.
Учащиеся самостоятельно набирают программу на компьютере, а учитель индивидуально консультирует тех, кто испытывает затруднения.
При наличии времени для более сильных учащихся предусмотрено дополнительное задание: задача z5-3. (Рисунок 2)
Рисунок 1
V. Домашнее задание
Повторить структуру программы, операторы и команды исполнителя Робот. Задача z5-3.
V. Итоги урока
Итак, давайте повторим, что нового мы сегодня узнали на уроке. Предложить учащимся вспомнить как можно больше новых терминов и что они означают, а так же назвать особенности каждого оператора цикла.
Оценить работу класса.
Урок в 9-м классе
Тема: «Цикл с параметром».
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с циклом For.
- Сравнить циклы While, Repeat и For.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитание умения слушать учителя.
- Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь!
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним циклом – циклом For, сравним его с ранее изученными циклами и попробуем решить задачу и реализовать ее решение на компьютере.
II. Повторение
Учитель: Давайте вспомним, какие циклы мы знаем?
Учащиеся: Цикл Repeat и цикл While.
Учитель: Чем отличается цикл While от цикла Repeat? (Учащиеся перечисляют основные отличия данных циклов.)
Учитель: Используя данные циклы, составим программу рисования звездного неба. (Демонстрация работы программы на экране. Приложение 3)
- Посмотрите внимательно, координаты каждой звездочки и ее цвет определены заранее или нет?
Учащиеся : Нет, выбираются транслятором программы случайно.
Учитель: Мы можем задать количество звездочек, которое необходимо вывести на экран?
Учащиеся: Да.
Учитель: С помощью какого оператора выводится на экран одна звездочка?
Учащиеся: Putpixel.
Итак, составим программу. (Двое учащихся выполняют запись программы на доске: один с использованием цикла While, другой – c циклома Repeat. Остальные учащиеся работают в опорных конспектах. Приложение 4)
II. Изложение нового материала
Ребята посмотрите внимательно на задачу. Мы знаем какое количество точек нарисует компьютер? Значит, при выполнении программы у нас 5000 раз выполняется одно и то же действие.
В таких случаях, когда мы заранее знаем количество повторений, используется цикл с параметром, иначе его называют счетчик.
В блок схеме данный цикл выглядит следующим образом (Приложение 4):
В программе цикл с параметром выглядит следующим образом:
Учитель: Как вы думаете, чем отличается цикл For от цикла While и Repeat?
Учащиеся: Выполнение тела цикла While или Repeat зависит от условия, а цикла For – нет. Он считает только количество сделанных повторов. (Приложение 4)
Вернемся к нашей задачи и попробуем записать ее решение используя цикл For.
III. Практическая работа
Задание: Измените имеющуюся на компьютерах программу так, чтобы по желанию пользователя на мониторе высвечивалось звездное небо или узор из 100 окружностей. Координаты центра окружности, цвет и радиус выбираются случайно. Вывод звездного неба и узора осуществите с использованием цикла For. (Приложение 5, Приложение 7)
IV. Домашнее задание
Составить программу нахождения суммы чисел от 1 до 10.
V. Итог урока
Проверка работы каждого учащегося и выставление оценки.
Вопросы гимназистов.
Литература
- Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова.
- Справочная система программы «Исполнители» Поляков К.Ю.
- Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов.
- Турбо Паскаль 7.0 / Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В.