Изучение темы "Цикл с параметром" в курсе информатики

Разделы: Информатика


Урок в 6-м классе

Тема: Оператор цикла ПОВТОРИ.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с оператором цикла ПОВТОРИ.
  2. Повторить форму записи оператора ПОКА.
  3. Научить применять циклы ПОКА и  ПОВТОРИ в алгоритмах при решении задач.
  4. Развивать у учащихся познавательный интерес.
  5. Воспитывать интерес к предмету.

Методы обучения:

  1. словесный; эвристическая беседа
  2. частично-поисковый,
  3. наглядно-образный.

Материалы и оборудование: доска,  рисунки с заданиями, программа «Исполнители» [2] (Приложение 1). 

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня мы продолжим решать задачи на применение цикла ПОКА и познакомимся с еще одним видом цикла.

II. Повторение

Сначала я расскажу вам легенду.

В некотором средневековом городе Буридане жил осёл. Был он до того нерешителен, что умер с голоду. А было это так: когда перед ним положили 2 охапки сена, он не сумел сделать выбор! С тех пор всех, кто останавливается перед простым выбором, называют буридановыми ослами.

Но мы с вами умеем решать задачи, содержащие выбор. На прошлом уроке мы познакомились с конструкцией цикла ПОКА. Давайте повторим структуру программы, команды Робота и форму записи цикла ПОКА. Для этого разделимся на две команды. (учащиеся делятся на группы по усмотрению учителя, например по списку в журнале I половина – одна команда, II половина – другая; или по рядам) I команда будет работать красным фломастером, II – зеленым.

Задание: Найти и исправить ошибки в следующей программе (Приложение 2):

После выполнения задания подводятся итоги (по количеству исправленных ошибок)и исправляются фломастером синего цвета не замечанные учащимися ошибки , с их коментарием.

III. Изложение нового материала

Рассмотрим задачу (условие задачи в виде рисунка вывешено на доске). Необходимо посадить грядки вокруг стен и вернуться на базу. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Один из учащихся у доски составляет блок-схему решения задачи, остальные работают в тетрадях. (Приложение 6)

Учитель: Посмотрите внимательно на алгоритм. Какая часть программы повторяется?

Учащиеся: Цикл ПОКА Справа_стена и команды Направо, Посади и Вперед (1).

Учитель: Сколько раз повторяется?

Учащиеся: 3.

Учитель: Правильно! Как в программировании называются многократно повторяющиеся действия?

Учащиеся: Циклом.

Учитель: Можем ли мы упростить алгоритм решение нашей задачи?

Учащиеся делают предположение: Среди списка команд исполнителя Робот есть оператор ПОВТОРИ.

Учитель: Молодцы!

Итак, мы знаем какие действия нужно повторить, и знаем сколько раз. В таких случаях в программировании используют цикл со счетчиком. Для записи этого цикла используют оператор Повтори. В нашей задаче он будет выглядеть следующим образом:

IV. Работа на компьютере

Давайте попробуем применить новый цикл для решения нашей задачи и наберем программу на компьютере.

Задание: В среде robowin составить программу для исполнителя Робот к задачи.

 

Учащиеся самостоятельно набирают программу на компьютере, а учитель индивидуально консультирует тех, кто испытывает затруднения.

При наличии времени для более сильных учащихся предусмотрено дополнительное задание: задача z5-3. (Рисунок 2)

Рисунок 1

V. Домашнее задание

Повторить структуру программы, операторы и команды исполнителя Робот. Задача z5-3.

V. Итоги урока

Итак, давайте повторим, что нового мы сегодня узнали на уроке. Предложить учащимся вспомнить как можно больше новых терминов и что они означают, а так же назвать  особенности каждого оператора цикла.

Оценить работу класса.

Урок в 9-м классе

Тема: «Цикл с параметром».

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с циклом For.
  • Сравнить циклы While, Repeat и For.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитание умения слушать учителя.
  • Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь!

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним циклом – циклом For, сравним его с ранее изученными циклами и попробуем решить задачу и реализовать ее решение на компьютере.

II. Повторение

Учитель: Давайте вспомним, какие циклы мы знаем?

Учащиеся: Цикл Repeat и цикл While.

Учитель: Чем отличается цикл While от цикла Repeat? (Учащиеся перечисляют основные отличия данных циклов.)

Учитель:  Используя данные циклы, составим программу рисования звездного неба. (Демонстрация работы программы на экране. Приложение 3)

- Посмотрите внимательно, координаты каждой звездочки и ее цвет определены заранее или нет?

Учащиеся : Нет, выбираются транслятором программы случайно.

Учитель: Мы можем задать количество звездочек, которое необходимо вывести на экран?

Учащиеся: Да.

Учитель: С помощью какого оператора выводится на экран одна звездочка?

Учащиеся: Putpixel.

Итак, составим программу. (Двое учащихся выполняют запись программы на доске: один с использованием цикла While, другой – c циклома Repeat. Остальные учащиеся работают в опорных конспектах. Приложение 4)

II. Изложение нового материала 

Ребята посмотрите внимательно на задачу. Мы знаем какое количество точек нарисует компьютер? Значит, при выполнении программы у нас 5000 раз выполняется одно и то же действие.

В таких случаях, когда мы заранее знаем количество повторений, используется цикл с параметром, иначе его называют счетчик.

В блок схеме данный цикл выглядит следующим образом (Приложение 4):

В программе цикл с параметром выглядит следующим образом:

 

Учитель: Как вы думаете, чем отличается цикл For  от цикла While  и Repeat?

Учащиеся: Выполнение тела цикла While или Repeat зависит от условия, а цикла For – нет. Он считает только количество сделанных повторов. (Приложение 4)

Вернемся к нашей задачи и попробуем записать ее решение используя цикл For.

 

III. Практическая работа 

Задание: Измените имеющуюся на компьютерах программу так, чтобы по желанию пользователя на мониторе высвечивалось звездное небо или узор из 100 окружностей. Координаты центра окружности, цвет и радиус выбираются случайно. Вывод звездного неба и узора осуществите с использованием цикла For. (Приложение 5, Приложение 7)

IV. Домашнее задание

Составить программу нахождения суммы чисел от 1 до 10.

V. Итог урока

Проверка работы каждого учащегося и выставление оценки.

Вопросы гимназистов.

Литература

  1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова.
  2. Справочная система программы «Исполнители» Поляков К.Ю.
  3. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов.
  4. Турбо Паскаль 7.0 / Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В.