Краткая аннотация.
Произведение из раздела «Литературные сказки».
Классно-урочная форма учебной работы.
Цель урока:
- обучать выразительному чтению, работать над словом, выполнять мыслительные операции;
- развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь;
- обеспечить глубокое понимание смысла текста;
- работать над художественным образом, показать авторскую позицию, изобразительные средства.
Задачи урока:
- Обобщить знания и умения работы над сказкой.
- Уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного).
- Учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
- Воспитание взаимопонимания, дружеское отношение к товарищам, воспитывать умственную активность, прививать интерес к предмету.
Оборудование:
- на доске запись темы , имя и фамилия автора, название произведения;
- портрет В. Ф. Одоевского;
- учебник, текст сказки;
- презентация;
- музыкальное сопровождение музыка П.И.Чайковского «Декабрь»;
- рисунки детей к уроку;
- мультфильм «Мороз Иванович».
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь» (музыкальный файл).
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
2. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока: «Какова работа, такова награда».
Учитель: Над каким произведением мы работали вчера? (Мороз Иванович.)
- Что это за жанр устного народного творчества? (Сказка.)
Учитель:
Сказки - мудростью богаты
Сказке - скажем “Приходи”!
Это присказка ребята.
Но, а сказка впереди.
- Сегодня мы постараемся ответить на вопросы Одоевского, которые он задает нам в конце сказки.
- Прочитайте самый конец сказки (открывается надпись на доске): «А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, а что стороною, что шутки ради, а что в наставление».
- Для этого нам придется обратиться к событиям, которые происходят в сказке. Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В.Ф.Одоевский.)
- Народные. Кто является создателем народных сказок?
- Литературные. В чём особенность литературных сказок? (Есть автор, в прозе и стихах, индивидуальные, оригинальные, необычные.)
- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок.
Ученик: Красивый старичок, седой-седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович.)
Портрет Мороза Ивановича. (Слайд 1)
3. Работа над образом главного героя.
- Как вы думаете, что за человек Мороз Иванович, а может и не человек вовсе?
- Что означает слово Иванович?
- А что означает слово Мороз? Найдите в сказке, какой был дом у Мороза Ивановича? Стр.200.
- Кто же он тогда, Мороз Иванович? Как его можно назвать? (Волшебник.)
- Давайте докажем, что он волшебник.
- Каким волшебником его можно считать?
- Добрые волшебники в сказках всегда справедливы. Они помогают добрым людям и наказывают злых, нерадивых, ленивых людей.
- А почему же рукодельница спросила у него:
- Вот ты говоришь, сказала она, сто ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? Что ответил Мороз Иванович на эти слова?
- А наш Мороз Иванович справедлив? (Слайд 2)
- Докажите словами из сказки. Стр. 198, 200.
- Так почему же сказка называется Мороз Иванович? Каким он был? (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой.)
- Ребята, как вы думаете, почему автор повторяет два раза прилагательное седой? (Чтобы показать, что волосы у него были у него все белые, когда он тряс головой, от волос сыпался иней. А иней бывает на деревьях в сильный мороз, то и голова у него покрывалась инеем.)
- Так на кого же был похож Мороз Иванович? (Дед Мороз, Морозко.)
- Мороз Иванович – это главный герой сказки, добрый волшебник, который награждает Рукодельницу и наказывает Ленивицу.
- А вот и еще один герой сказки?
Ученица: Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь. (Рукодельница.) (Слайд 3)
- Учитель. А как, вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками.) Найдите в тексте . Стр.196, 197.
Портрет Рукодельницы. (Слайд 4)
- Найдите в тексте отрывок, где рассказывается о встрече Рукодельницы и яблоньки. Стр.198.
- Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное.)
(Слайд 5)
- О чём этот слайд? Стр. 200.
- С чьей работой сравнивал Мороз Иванович работу Рукодельницы? (С крестьянами.)
- Какой может быть голос у рукодельницы? (Мелодичный, тихий, спокойный.)
- Как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу? (Слайд 6)
Стр. 202.
- Для чего Одоевский рассказал нам про Рукодельницу? Скажите его словами. (В наставление.)
Вывод. Вот видите, труд приносит радость людям. “С хорошей песней и дело спорится”.
Ученик читает стихотворение Агнии Барто «Рукодельница».
Села красна девица
Отдохнуть под деревце.
Посидела в детском парке
В уголке тенистом,-
Сшила кукле-санитарке
Фартук из батиста.
Ай да красна девица!
Что за рукодельница!
Сразу видно – молодчина!
Не сидит без толку:
Двух мальчишек научила,
Как держать иголку.
Ай да красна девица!
Что за рукодельница!
Учит всех шитью и кройке,
Никому не ставит двойки.
Описание Ленивицы.
Учитель: Я слышу, что еще кто- то идет.
Ученица (Слайд 7): Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:
“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки”
Учитель: Почему автор называет ее Ленивицей? (Не любила работать.)
- Чем занималась ленивица?
- Какой голос у ленивицы? (Резкий, неприятный, или шепелявит, или тараторит.)
Учитель: Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.
- Найдите эти слова. Стр. 203.
Чтение по ролям (о встрече с печкой, яблонькой).
- Докажите словами автора, как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..” “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”.) (Слайд 8)
- Найдите отрывок из текста, который показан на слайде. (Слайд 9)
- Чем наградил Мороз Иванович ленивицу? (Слайд 10)
- Для чего Одоевский рассказал в сказке про Ленивицу, скажите его словами. (Шутки ради и в наставление.)
Ученик читает стихотворение «Лень». (Людмила Шапира)
Что такое? Что случилось?
Лень на голову свалилась...
Ну, а я не возражаю,
Как родную принимаю.
Со мною вместе рождена,
Лень от природы мне дана.
Как приятно разлениться,
Так не хочется трудиться.Ох, чтобы лень преодолеть,
Бороться с ней надо уметь.
Я ж, вовсе, с ленью не борюсь,
Я ей покорно отдаюсь.
Физкультурная минутка.
- Какой совет дал Мороз Иванович Рукодельнице, чтобы не мерзли руки?
Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем.
- В сказке Владимира Федоровича Одоевского у девочек была не мачеха, а нянюшка? Как её звали? (Прасковья.)
- Какая она была? (Строгая и сердитая.) Докажите словами из сказки. Стр. 198.
Работа над пониманием смысла текста.
- Можно ли все события, которые происходят в сказке назвать правдой?
- Почему?
- Какие волшебные предметы встречают девочки в волшебном мире?
- Почему это сказка?
- Почему он наградил героев по разному? (Перечитайте последние слова Мороза Ивановича, когда он расплачивался за работу с Ленивицей.)(Лень была наказана прилюдно, чтобы все увидели, только трудолюбие вознаграждается!)
- Можно ли на этот вопрос ответить эпиграфом?
- Вся сказка дана нам Одоевским в наставление, чтобы мы помнили: даром ничего не дается. Отношение и петушка тоже оказалось разное. Найдите и прочитайте.
- Ребята, какие познавательные вопросы и ответы на них встретились в этой сказке? (Про перину, почему Мороз сидит в колодце, и в окна стучится.) Здесь Одоевский показал себя не только писателем, но и учёным.
Вывод.
- За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? (За труд.)
- Что дал он ей в награду?(Ведерко полное пяточками, да на память брильянтик.) Найдите в словаре и прочитайте, что такое брильянтик? (Драгоценный камень.)
- А как он отблагодарил Ленивицу? (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт.)
- А почему он ее так наградил? (Не любила трудиться.)
- Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?
- На кого бы из героев сказки вам хотелось походить? Почему?
Работа с пословицами. Выпиши те пословицы, которые подходят к данному произведению.
- Умелые руки не знают скуки.
- Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Какова работа, такова и награда.
- Что испёк, то и кушай.
- Сделав худо, не жди добра.
- Славен человек не словами, а делами.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Наша сказка подошла к концу. Чем закончилась сказка?
- Чему же учит нас эта сказка? (Труд человека красит.)
- Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуемся мы все вместе.
Просмотр фильма «Мороз Иванович»
4. Итог урока.
- Чему научила вас эта сказка?
Оценки.
Домашнее задание – по выбору.
1. Дать характеристику герою сказки по плану:
- Где живёт герой?
- Какие поступки совершает?
- Какой характер у героя?
- Ваше отношение к герою?
2. Нарисовать Мороза Ивановича глазами Рукодельницы и глазами Ленивицы.
3. Работа с пословицами.
Фотографии с урока.