Урок русского языка по теме "Причастие". Повторение и закрепление изученного

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Систематизировать знания учащихся о причастии.
  • Совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастный оборот
  • Активизировать самостоятельную деятельность на уроке
  • Сформировать умение находить и использовать причастия в тексте

Задачи урока:

  • закрепить умение определять причастие как часть речи (различать прилагательные, причастия), пунктуационная и орфографическая грамотность
  • использование учащимися ИКТ в подготовке урока
  • обогащение словарного запаса и речи школьников
  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
  • сохранение здоровья учащихся посредством чередования видов и форм деятельности, создание благоприятной психологической атмосферы

Оборудование: напечатанные тексты для проведения анализа (каждому на парту), мультимедийный проектор, экран, карточки с заданием, презентации учащихся по вопросам, полученным предварительно по теме, схемы образования причастий (морфемы)

"Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"
В.Даль

Ход урока

Организация класса, приветствие учителя.

Учитель читает эпиграф и представляет тему урока, знакомит с целями урока.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания?

Что значит причастная? (ответы учеников)

1 презентация ученика, выполненная дома(2-3 мин)

"Причастие- самостоятельная часть речи"

а) значение

б) вопросы

в) морфологические признаки

г) роль в предложении

(В презентации учащийся на примерах показывает, что общего и чем отличается причастие от прилагательного и глагола):

Причастия обозначают временный признак, а прилагательные постоянный; причастия можно заменить сочетанием местоимение Который +Глагол, а с прилагательным такой замены совершить нельзя.

Общее у причастий и прилагательных:

  1. вопросы
  2. изменяются по родам падежам, числам
  3. в предложении выполняют чаще всего роль определений

В отличие от глагола причастия не спрягаются

Общее у причастий и глаголов:

  1. вид, время
  2. имеют зависимые слова

Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить это на практике и закрепить. Проведение игры "Четвертый лишний" (найти причастие, объяснить почему?)

На экране примеры:

ГОРЯЧАЯ СКОВОРОДА

ТОРОПЛИВАЯ ПОХОДКА

ГОРЯЩИЕ ПОЛЕНЬЯ

ВЫСОЧАЙШИЕ ГОРЫ

Работа с классом. Учитель задает вопросы, ответы учеников

На экране два словосочетания:

ОТОРВАННАЯ ПУГОВИЦА РИСУЮЩИЙ УЧЕНИК

1. Что мы можем сказать о значении этих причастий?

2. Как называются причастия, обозначающие признак предмета, который действует, действовал сам? :.который испытывает на себе действие другого предмета?

Работа по схемам: Образование действительных и страдательных причастий (повторение суффиксов)

На экране таблицы:

Действительные причастия Страдательные причастия
Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени
От глагола несов.вида

I спр. + -ущ-(-ющ-)

II спр.+- ащ-(-ящ-)

От глаголов сов. И несов. вида;

переход. и непереходн.

Н.ф. глагола (с основой на гласную)+ -вш-

Н.ф глагола (с основой на согласную)+ -ш-

От глагола I спр.+ -ем-

От глаголов несов.вида II спр.+-им-

От переходн. глаголов сов. и несов. вида +

-нн-

-т-

-енн-

Практическое задание на правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. (карточки 5-7 учащимся, остальные комментируют по цепочке :

О движущемся предмете, борющийся за свободу, лечащий людей врач, видимый в микроскоп, стелящийся туман.

(собрать карточки)

На экране предложение

ОХОТНИК, СМОТРЕВШИЙ С БЕРЕГА, ДОЛГО ПРОТИРАЛ ГЛАЗА.

Как называется причастие с зависимым словом?

Презентация учащегося "Причастный оборот, знаки препинания"

(место причастного оборота в предложении) (2 мин)

Игровой момент (2 ученика обыгрывают миниатюру Ф. Крапивина "страдательные причастия"

1 ученик. Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное- бедное Страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время:.Это и многое другое расскажет вам Страдательное причастие, которое пришло к нам в гости.

2 ученик. -Самое дорогое, что у меня есть,-это два НН в суффиксе. Но вот стоит мне появиться без приставки или пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть одному Разве это жизнь, скажите?... И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата Причастия не бывает!...

Учитель: Ребята, какую орфограмму напомнил нам гость? (ответы учащихся) Верно, молодцы!

На экране слова, (задание в тетради- распределить по частям речи, объяснить правописание Н и НН, условие выбора гласных перед Н и НН в страдательных причастиях

Петуши..ый, каме..ый, кожа..ый, обиже..а, посея..ый, деревя..ый, подслуша..ый, невысуше..ый, жаре..ый, усе..ный, застрел:ый, расстрел:ый.

Ребята, в этом ряду слов есть орфограмма, которую мы не объяснили. Назовите ее. (слитное и раздельное НЕ с причастиями)

3 презентация "Не с причастиями"

индивидуальные карточки (3-5 чел.)

остальные выполняют морфологический и орфографический разбор причастия- (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ ошибка

Повторение орфограммы (гласные е после шипящих в причастиях)

опрос правила

цифровой диктант (правильный ответ-"1", нет "0")

Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных? (ДА)

Действительные причастия образуются только от переходных глаголов при помощи суффикса -ущ- (-ющ-)? (Нет)

В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется , образованных от глаголов 1 спр., пишется гласная и? (Нет)

Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий? (Да)

В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется Е, без ударения - Е? (Да)

1,0,0,1,1

X. Учитель: Молодцы, ребята, все сегодня работали активно. (Выставление и комментирование оценок.)

Записать домашнее задание (подготовиться к контрольному диктанту)

Учитель: В заключение урока я предлагаю вам поработать с текстом.

Анализ текста (А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка") Текст может быть любой

"Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму. Где Настя ожидала ее. Там она переоделась. Рассеянно отвечая на вопросы нетерпеливой наперсницы, и явилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон , уже набеленная и затянутая в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки:."

Определить тип , стиль речи.

Найти и выписать причастия, объяснив орфограммы.

Составить схему предложения с причастным оборотом.

Найти и выписать слова, соответствующие данным схемам (морфемный разбор) найти и выписать слово, в которых количество букв и звуков одинаковое.