Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся о причастии.
- Совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастный оборот
- Активизировать самостоятельную деятельность на уроке
- Сформировать умение находить и использовать причастия в тексте
Задачи урока:
- закрепить умение определять причастие как часть речи (различать прилагательные, причастия), пунктуационная и орфографическая грамотность
- использование учащимися ИКТ в подготовке урока
- обогащение словарного запаса и речи школьников
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
- сохранение здоровья учащихся посредством чередования видов и форм деятельности, создание благоприятной психологической атмосферы
Оборудование: напечатанные тексты для проведения анализа (каждому на парту), мультимедийный проектор, экран, карточки с заданием, презентации учащихся по вопросам, полученным предварительно по теме, схемы образования причастий (морфемы)
"Причастие-это часть речи, причастная
глаголу в образе прилагательного"
В.Даль
Ход урока
Организация класса, приветствие учителя.
Учитель читает эпиграф и представляет тему урока, знакомит с целями урока.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит причастная? (ответы учеников)
1 презентация ученика, выполненная дома(2-3 мин)
"Причастие- самостоятельная часть речи"
а) значение
б) вопросы
в) морфологические признаки
г) роль в предложении
(В презентации учащийся на примерах показывает, что общего и чем отличается причастие от прилагательного и глагола):
Причастия обозначают временный признак, а прилагательные постоянный; причастия можно заменить сочетанием местоимение Который +Глагол, а с прилагательным такой замены совершить нельзя.
Общее у причастий и прилагательных:
- вопросы
- изменяются по родам падежам, числам
- в предложении выполняют чаще всего роль определений
В отличие от глагола причастия не спрягаются
Общее у причастий и глаголов:
- вид, время
- имеют зависимые слова
Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить это на практике и закрепить. Проведение игры "Четвертый лишний" (найти причастие, объяснить почему?)
На экране примеры:
ГОРЯЧАЯ СКОВОРОДА
ТОРОПЛИВАЯ ПОХОДКА
ГОРЯЩИЕ ПОЛЕНЬЯ
ВЫСОЧАЙШИЕ ГОРЫ
Работа с классом. Учитель задает вопросы, ответы учеников
На экране два словосочетания:
ОТОРВАННАЯ ПУГОВИЦА РИСУЮЩИЙ УЧЕНИК
1. Что мы можем сказать о значении этих причастий?
2. Как называются причастия, обозначающие признак предмета, который действует, действовал сам? :.который испытывает на себе действие другого предмета?
Работа по схемам: Образование действительных и страдательных причастий (повторение суффиксов)
На экране таблицы:
Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Настоящего времени | Прошедшего времени | Настоящего времени | Прошедшего времени |
От глагола несов.вида I спр. + -ущ-(-ющ-) II спр.+- ащ-(-ящ-) |
От глаголов сов. И несов. вида; переход. и непереходн. Н.ф. глагола (с основой на гласную)+ -вш- Н.ф глагола (с основой на согласную)+ -ш- |
От глагола I спр.+ -ем- От глаголов несов.вида II спр.+-им- |
От переходн. глаголов сов. и
несов. вида + -нн- -т- -енн- |
Практическое задание на правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. (карточки 5-7 учащимся, остальные комментируют по цепочке :
О движущемся предмете, борющийся за свободу, лечащий людей врач, видимый в микроскоп, стелящийся туман.
(собрать карточки)
На экране предложение
ОХОТНИК, СМОТРЕВШИЙ С БЕРЕГА, ДОЛГО ПРОТИРАЛ ГЛАЗА.
Как называется причастие с зависимым словом?
Презентация учащегося "Причастный оборот, знаки препинания"
(место причастного оборота в предложении) (2 мин)
Игровой момент (2 ученика обыгрывают миниатюру Ф. Крапивина "страдательные причастия"
1 ученик. Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное- бедное Страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время:.Это и многое другое расскажет вам Страдательное причастие, которое пришло к нам в гости.
2 ученик. -Самое дорогое, что у меня есть,-это два НН в суффиксе. Но вот стоит мне появиться без приставки или пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть одному Разве это жизнь, скажите?... И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата Причастия не бывает!...
Учитель: Ребята, какую орфограмму напомнил нам гость? (ответы учащихся) Верно, молодцы!
На экране слова, (задание в тетради- распределить по частям речи, объяснить правописание Н и НН, условие выбора гласных перед Н и НН в страдательных причастиях
Петуши..ый, каме..ый, кожа..ый, обиже..а, посея..ый, деревя..ый, подслуша..ый, невысуше..ый, жаре..ый, усе..ный, застрел:ый, расстрел:ый.
Ребята, в этом ряду слов есть орфограмма, которую мы не объяснили. Назовите ее. (слитное и раздельное НЕ с причастиями)
3 презентация "Не с причастиями"
индивидуальные карточки (3-5 чел.)
остальные выполняют морфологический и орфографический разбор причастия- (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ ошибка
Повторение орфограммы (гласные е после шипящих в причастиях)
опрос правила
цифровой диктант (правильный ответ-"1", нет "0")
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных? (ДА)
Действительные причастия образуются только от переходных глаголов при помощи суффикса -ущ- (-ющ-)? (Нет)
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется , образованных от глаголов 1 спр., пишется гласная и? (Нет)
Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий? (Да)
В суффиксах причастий -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется Е, без ударения - Е? (Да)
1,0,0,1,1
X. Учитель: Молодцы, ребята, все сегодня работали активно. (Выставление и комментирование оценок.)
Записать домашнее задание (подготовиться к контрольному диктанту)
Учитель: В заключение урока я предлагаю вам поработать с текстом.
Анализ текста (А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка") Текст может быть любой
"Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму. Где Настя ожидала ее. Там она переоделась. Рассеянно отвечая на вопросы нетерпеливой наперсницы, и явилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон , уже набеленная и затянутая в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки:."
Определить тип , стиль речи.
Найти и выписать причастия, объяснив орфограммы.
Составить схему предложения с причастным оборотом.
Найти и выписать слова, соответствующие данным схемам (морфемный разбор) найти и выписать слово, в которых количество букв и звуков одинаковое.