Программа "Адаптация школьников в период реструктуризации сельских школ"

Разделы: Администрирование школы


Процесс реструктуризации сети сельских школ, стартовавший в Российской Федерации с 2002 года, предусматривает масштабные структурные изменения сельского образования. Выступая одним из направлений модернизационной стратегии развития отечественного образования, реструктуризация сельских школ призвана решить целый комплекс накопившихся проблем: экономических, социальных, культурных.

В связи с реструктуризацией сети образовательных учреждений Себежского района был проведен социологический опрос среди родителей учащихся близлежащих сельских школ - какой бы они хотели видеть современную сельскую школу? Родители считают, что школа должна не только давать знания, но и вырабатывать у детей навыки социального поведения, обучать их самостоятельности, умению ориентироваться и принимать верные решения в нестандартных ситуациях, давать основы профессиональной подготовки. И, конечно же, по своему оснащению она не должна уступать городской, чтобы ребята не чувствовали себя обделенными. Родители понимают, что в маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, заниматься с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося. Для успешного развития школьника в классе должно быть не менее 15 человек. В малокомплектной сельской школе нет возможности вести профильное обучение, получать вариативное образование - с углубленным изучением отдельных предметов Очевидно, что предоставлять полноценное профильное образование смогут далеко не все сельские школы в силу кадровых, материальных и организационно-методических трудностей.. Из-за низкого уровня квалификации учителей, из-за того, что ребята вынуждены жить замкнуто, в узком кругу одних и тех же лиц, из-за того, что информацию они черпают только из телевизоров, из сельских школ выходят дети, которых называют "неконкурентоспособными", имея в виду конкуренцию в современном рыночном обществе.

Базовая (опорная) школа, статус которой обрело наше образовательное учреждение в связи с реструктуризацией должно стать надежным фундаментом реструктурируемой сети, ее главным системоинтегрирующим (системообразующим) элементом, призвано обеспечить повышение доступности и качества образовательных услуг для сельских жителей.

Для успешной адаптации сельских школьников разработана программа "Адаптация школьников в условиях реструктуризации сельских школ".

Цель программы: создание условий для успешной адаптации сельских школьников в новом социальном пространстве.

Задачи программы

  • Провести анализ внешних и внутренних факторов для выбора оптимальной модели реструкторизации школ с учетом интересов учащихся и их родителей
  • Создать комфортные психологические условия пребывания сельских школьников в образовательном учреждении
  • Формировать интерес учащихся к школьной жизни через систему допольнительного образования и самоуправления

Мероприятия

Мероприятия Сроки Ответственные
1. Создать базу данных о прибывших сельских школьниках Сентябрь 2008г. Кл.руководители Секретарь школы
2. Организовать совместную экскурсию детей и родителей "Здравствуй, школа!" Последняя неделя августа Директор Кл.руководители
3. Проводить диагностику по адаптации детей к внутришкольной среде 2 раза в год Психолог Социальный педагог
4. Вести мониторинг успешности ребенка Постоянно Кл.руководители Зам.директора по ВР
5. Проводить "круглые столы" "Ваш Постоянно Кл.руководители
  ребенок в новой школе" (по результатам мониторинга   Учителя
6. Проводить классные мероприятия "Расскажи мне о себе" В начале учебного года Кл.руководители Актив класса
7. Организовать индивидуальные занятия с детьми требующими дифференцированного подхода Постоянно Учителя-предметники
8. Организовать занятия в кружках дополнительного образования по интересам В течение года Педагоги

дополнительного

образования

9. Оказать помощь учащимся в определении дальнейшего профиля обучения В течение года Кл. руководители

Ожидаемые результаты

Успешная адаптация сельских школьников в новой образовательной среде

Сформированность способностей к социальной мобильности в обществе через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.