Процесс реструктуризации сети сельских школ, стартовавший в Российской Федерации с 2002 года, предусматривает масштабные структурные изменения сельского образования. Выступая одним из направлений модернизационной стратегии развития отечественного образования, реструктуризация сельских школ призвана решить целый комплекс накопившихся проблем: экономических, социальных, культурных.
В связи с реструктуризацией сети образовательных учреждений Себежского района был проведен социологический опрос среди родителей учащихся близлежащих сельских школ - какой бы они хотели видеть современную сельскую школу? Родители считают, что школа должна не только давать знания, но и вырабатывать у детей навыки социального поведения, обучать их самостоятельности, умению ориентироваться и принимать верные решения в нестандартных ситуациях, давать основы профессиональной подготовки. И, конечно же, по своему оснащению она не должна уступать городской, чтобы ребята не чувствовали себя обделенными. Родители понимают, что в маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, заниматься с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося. Для успешного развития школьника в классе должно быть не менее 15 человек. В малокомплектной сельской школе нет возможности вести профильное обучение, получать вариативное образование - с углубленным изучением отдельных предметов Очевидно, что предоставлять полноценное профильное образование смогут далеко не все сельские школы в силу кадровых, материальных и организационно-методических трудностей.. Из-за низкого уровня квалификации учителей, из-за того, что ребята вынуждены жить замкнуто, в узком кругу одних и тех же лиц, из-за того, что информацию они черпают только из телевизоров, из сельских школ выходят дети, которых называют "неконкурентоспособными", имея в виду конкуренцию в современном рыночном обществе.
Базовая (опорная) школа, статус которой обрело наше образовательное учреждение в связи с реструктуризацией должно стать надежным фундаментом реструктурируемой сети, ее главным системоинтегрирующим (системообразующим) элементом, призвано обеспечить повышение доступности и качества образовательных услуг для сельских жителей.
Для успешной адаптации сельских школьников разработана программа "Адаптация школьников в условиях реструктуризации сельских школ".
Цель программы: создание условий для успешной адаптации сельских школьников в новом социальном пространстве.
Задачи программы
- Провести анализ внешних и внутренних факторов для выбора оптимальной модели реструкторизации школ с учетом интересов учащихся и их родителей
- Создать комфортные психологические условия пребывания сельских школьников в образовательном учреждении
- Формировать интерес учащихся к школьной жизни через систему допольнительного образования и самоуправления
Мероприятия
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |||
1. | Создать базу данных о прибывших сельских школьниках | Сентябрь 2008г. | Кл.руководители Секретарь школы | |||
2. | Организовать совместную экскурсию детей и родителей "Здравствуй, школа!" | Последняя неделя августа | Директор Кл.руководители | |||
3. | Проводить диагностику по адаптации детей к внутришкольной среде | 2 раза в год | Психолог Социальный педагог | |||
4. | Вести мониторинг успешности ребенка | Постоянно | Кл.руководители Зам.директора по ВР | |||
5. | Проводить "круглые столы" "Ваш | Постоянно | Кл.руководители | |||
ребенок в новой школе" (по результатам мониторинга | Учителя | |||||
6. | Проводить классные мероприятия "Расскажи мне о себе" | В начале учебного года | Кл.руководители Актив класса | |||
7. | Организовать индивидуальные занятия с детьми требующими дифференцированного подхода | Постоянно | Учителя-предметники | |||
8. | Организовать занятия в кружках дополнительного образования по интересам | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
|||
9. | Оказать помощь учащимся в определении дальнейшего профиля обучения | В течение года | Кл. руководители |
Ожидаемые результаты
Успешная адаптация сельских школьников в новой образовательной среде
Сформированность способностей к социальной мобильности в обществе через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.