Цель:
- обобщить и систематизировать изученное по данной теме;
- закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
- формировать умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Вид урока: урок - дискуссия.
Форма урока: "Круглый стол".
Оборудование урока: конверт, карточки с вопросами.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Работа по теме урока.
Вопросы на карточках.
1. Что такое сложные бессоюзные предложения?
2. Какие смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений имеются?
3. При помощи каких знаков в них соединяются простые?
4. Какое из следующих утверждений является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
5. Допишите предложения, образуя бессоюзные сложные
А. Совесть потеряешь. . . (условие)
Б. Предметы потеряли свою форму (пояснение)
В. Мы хорошо отдохнули (вывод или результат)
6. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки не расставлены).
А. Как дерево роняет тихо листья так я роняю грустные слова.
Б. Для счастья нужен мир и не нужна война.
В. Деревья гибнут лес не умирает.
7. Перестройте сложные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. У меня в руках новая книга и я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
Б. Дождик кончился сразу, а туча пошла дальше, и показалось солнышко.
8. Продолжите предложение Юноша говорил мало. . . , чтобы предложения получились следующих типов:
А. Простое с однородными членами (без союзов);
Б. Бессоюзное сложное, между частями которого нужно поставить запятую.
9. Запишите предложения, соответствующие схемам:
А. [ ] : [ причина ] Б. [ сущ. ], ( который )
10. Какова роль двоеточия в предложении: Был праздник, послеобеденное время: хутор казался необитаемым?
А. Указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Б. Отделяет прямую речь от слов автора.
В. Выделяет вводное предложение.
11. Начертите схемы к следующим предложениям (знаки не расставлены):
А. Догорал апрельский свежий ветер по лугам холодный сумрак лёг.
Б. Зазвучали шорохи рассвета и небо стало багровым.
12. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении:
Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.
А. Содержание первой части предложения противопоставлено содержанию второй части.
Б. Предложение рисует быструю смену событий.
В. Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части.
13. Запишите предложение, расставляя знаки препинания.
Край тёмной тучи выдвинулся из-за густых вершин над поляной ветви сосен замыкавших поляну закачались под дуновением ветра и лесной шум пронёсся глубоким усилившимся аккордом:
III. Подведение итогов урока.
Вы все смогли оценить свои знания по теме: "Бессоюзные сложные предложения". Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения и составив предложения по данной теме.