Интегрированное занятие по развитию речи на тему "Посуда" - "Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Учить детей определять целевое назначение посуды.
  • Учить детей образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом.
  • Учить детей дифференцировать звук "с" в словах.
  • Закреплять у детей обобщающее понятие "посуда".
  • Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонной, столовой, чайной.
  • Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.
  • Закреплять произношение звука "с" в словах.
  • Развивать тактильные ощущения детей.
  • Развивать психические процессы: мышление, воображение.
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.
  • Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в посудохозяйственный магазин
  2. Чтение художественной литературы:
  • К.И Чуковский. Муха-Цокотуха. Федорено горе.
  • А.П.Гайдар. Голубая чашка.
  • С.Прокофьев. Сказка о ложке, ноже и вилке.
  • Братья Гримм. Горшочек каши.
  • Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Оборудование:

  • Посуда кухонная, чайная, столовая
  • Чайный и столовый сервиз
  • Мешочки с продуктами.

Ход занятия

Дети входят в зал под песню "Ах, деревенька" (слова и музыка Т. Эльпорт). Федора ходит по залу, ищет свою посуду. Увидев детей, удивленно спрашивает:

- Дети, вы откуда?

Дети: Мы из детского сада.

Федора: А я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё худо. Вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы она воротилась домой?

Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.

Федора: Ребятки, а вы мне не поможете её найти, и домой воротить?

Дети: С удовольствием.

Дети и Федора идут искать посуду.

Федора (радостно): Ой, вот она моя посуда.

Федора и дети исполняют песню "Вот какая песенка" (слова и музыка Т.Эльпорт.)

Федора: Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её и любить и уважать. Спасибо, вам, ребятки, что помогли мне. А теперь ко мне в избу заходите, на лавочку садитесь. Может быть, вы мне что-нибудь про посуду расскажите?

Дети: Расскажем.

Федора: Скажите, вы знаете, какой посудой пользуются, когда есть готовят?

Дети: Кастрюлей, сковородой, скалкой, толкушкой, противнем, ножом, разделочной доской, чайником, половником и т.д.

Федора: Много посуды знаете. А вот у меня ещё дуршлаг есть. Посмотрите. Он нужен, чтобы в нём овощи и фрукты мыть, в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?

Дети: Дуршлаг.

Федора: Повтори Таня, Аня.:А как можно сказать про посуду, которой на кухне пользуются, какая она?

Дети: Кухонная.

Федора: Как будет называться посуда, из которой едят?

Дети: Обеденная.

Федора: Правильно. Может быть, вы и её мне назовёте?

Дети: Мелкая и глубокая тарелки, вилка, ложка. Стакан, бокал, салатница, селёдочница и т.д.

Федора: Ай - да, молодцы! А вот какой посудой пользуются, когда чай пьют?

Дети: чашкой, блюдцем, конфетницей, самоваром, чайником, заварником, чайной ложкой и т.д.

Федора: И это вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда?

Дети: Чайная.

Федора: Знаете, ещё слово такое интересное есть. Только я его забыла, ну это когда есть набор чайной или столовой посуды. Ой, вспомнила. Это сервиз называется. Вот посмотрите, у меня то же сервиз есть. Что это у меня? (показывает сервиз и спрашивает у детей). Как сказать про набор чайной посуды, - какой это сервиз

Дети: Это чайный сервиз

Федора: А про эту посуду как можно сказать (показывает столовый сервиз)

Дети: Это столовый сервиз.

Федора: Ну и умники. Может быть, вы знаете, из чего посуду делают?

Дети: Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Федора: Вот мы сейчас и проверим, как вы это знаете (показывает на посуду и спрашивает: "Из чего сделана эта посуда? Если она из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? Деревянная. И т.д.). Ну, порадовали бабушку. За это я хочу с вами поиграть. Становитесь все в кружок. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я буду называть слова, если в них вы услышите звук "с", то хлопайте в ладоши. Какой звук должен быть в слове?

Дети: Звук "с"

Федора: салатница, нож, супница, вилка, сковорода и т.д. / В ходе игры необходимо уточнять у детей, почему они хлопают в ладоши, и почему нет/. Ох, порадовали вы меня. Ну, отдохните, на лавочку мою садитесь. Люблю я посуду, а ещё я мешочки люблю. В них продукты разные храню. Хотите узнать какие?

Дети: Да, хотим.

Федора: Тогда попробуйте несмотря в мешочек определить, что в нём.

Дети: В этом мешочке соль. (макароны, рис, лук, крахмал, мука, горох, фасоль) /Если ребёнок затрудняется, то это предлагается сделать другому ребёнку/.

Федора: А у меня ещё мешочки есть. В них я сахар, салат, хлеб храню. Правильно я делаю?

Дети: Нет. Хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, суп наливают в супницу, салат кладут в салатницу, перец в перечницу, конфеты в конфетницу, сухари в сухарницу.

Федора: Может и соль не в мешочке надо хранить?

Дети: В солонке.

Федора: А сахар тогда куда насыпать?

Дети: В сахарницу.

Федора: Ой, спасибо научили, теперь я всё правильно делать буду. Вот я смотрю, всё вы знаете, а не могли бы вы мне ещё помочь?

Дети: Поможем.

Федора: Вот у меня сундучок, а в нём подарки от разных сказочных героев, но вот беда, я не помню, кто мне их подарил (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка)

Дети: Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - Муха Цокотуха, горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух, вилку, нож и ложку - девочка Наташа из сказки "О ложке, ноже и вилке".

Федора: Ох, спасибо. Теперь я точно не забуду, кто и что мне подарил. Чем же мне вас отблагодарить то? Ой, вспомнила, ещё с осени у меня грибы сушёные остались. Сейчас я вам их сварю. Вот и мой чугунок. А печка у меня не простая, а волшебная. А пока, девчушки - веселушки, не спеть ли нам частушки. А вы мальчишки не зевайте, дружно в ложки ударяйте.

Федора и дети исполняют частушки про посуду.

Федора: Ну и порадовали вы меня. Спасибо. Ой, наверное, и грибы уже поспели (достаёт чугунок). Как жаль, что нам пора прощаться. А в память обо мне я дарю вам свой чугунок с грибами (в чугунке печенье "грибочки")

Дети: Спасибо

Федора: До свидания. До скорой встречи

Дети: До свидания.