Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя". Учитель должен помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов заставляет задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализируя письменные работы детей, их устную работу на уроках, беседуя с родителями учеников, выявились причины неуспеваемости учащихся:
- незнание правил;
- знание правила, но неумение их применять;
- учащиеся мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
- отсутствует положительная мотивация;
- плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
- зачастую дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Работу по развитию орфографической зоркости я разбила на несколько этапов.
На первом этапе выясняются причины слабой успеваемости, анализируются ошибки в работах, намечаются пути устранения наиболее типичных ошибок.
1. С целью решения этих задач я организовала работу следующим образом: 1. Ведение "экрана грамотности". Он помогает увидеть истинную картину усвоения учащимися различных орфограмм по программе.
2. Дети ведут дневник орфограмм.
3. Разработка памятки "Работа над ошибками"
Работа над ошибками
1. Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.
2. Подчеркну орфограмму.
3. Разберу по составу данное слово.
4. Найду в какой части слова сделана ошибка.
5. Найду в дневнике орфограмм правило правописания к части слова, в которой сделана ошибка.
6. Запишу несколько слов на данное правило правописания.
7. Составлю предложение с этим словом
На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.
На втором этапе определяются приемы работы по формированию орфографической зоркости.
Необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.
Вот некоторые приемы, которые я использую на этом этапе:
На каждом уроке отвожу несколько минут для жужжащего чтения.
На уроках русского языка провожу орфографические минутки.
Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем.
Письмо с комментарием, которое помогает детям избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
Повторение изученной орфограммы. Дети сами формулируют и задают вопросы по данной орфограмме одноклассникам (в парах, цепочкой). В результате такой работы, учащиеся повторяют теоретический материал и закрепляют практические навыки и умения.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.
Рецензирование домашней работы в паре. Для успешного выполнения домашней работы я предложила памятку "Как выполнить домашнее задание по русскому языку"
"Как выполнить домашнее задание по русскому языку"
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Подбери свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу
Для родителей провела инструкцию по организации домашнего задания и контролю за его выполнением. Предлагаю краткую памятку для родителей:
Выполняя задание по русскому языку, обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько).
Если ребенок затрудняется, вместе выполните вслух все задания, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении упражнения ребенок еще раз все вспоминает.
Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной.
Не сердитесь на своего ребенка, если есть оплошности в выполнении упражнения, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово "ошибка". Не высмеивайте ошибки своих детей.
Цель третьего этапа состоит в том, чтобы учащиеся писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этапе упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через дополнительный материал. Например:
- списывание слов с доски с пропуском букв;
- работа в паре с последующей взаимопроверкой;
- использование ребусов, кроссвордов, загадок.
Формы работы:
- списывание с разнообразными заданиями;
- диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, диктанты по памяти, свободные диктанты, мини-диктанты;
- разнообразные творческие работы.
Четвертый этап - итоговый. На этом этапе проверяются умения учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами.
Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов. При анализе допущенных ошибок в словах определяется уровень усвоения навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
Работа по теме "Безударные гласные"
Из практики работы в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3, 4 классах. Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные - наиболее частая орфограмма любого текста, поэтому она и дает наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главные из которых заключаются в том, что дети не видят эти орфограммы и не могут найти способ проверки. Значит, задача учителя - научить ребенка видеть орфограммы и научить проверять гласную в слабой позиции.
Работу над понятием "безударные гласные" следует начинать с первых страниц
"Букваря" Беседуя по картинкам, развивая фонематический слух, вместе с ребятами приходим к выводу, что произношение некоторых слов (река, дома, в лесу и т.) расходится с его написанием. Учитель поясняет, что их нужно проверять. Например: дома - это много, а один - дом. Проводим звукобуквенный анализ, составляем из карточек эти слова и зажигаем "фонарики" над безударной гласной "о".
Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у ребят есть определенные навыки и умения. Здесь речь уже должна идти о развитии орфографической зоркости. Ребенок должен уметь быстро в процессе письма обнаружить орфографические трудности, осознать их и определить орфограмму. Эта способность должна специально воспитываться. Основными условиями является знание правила и приема применения. Очень важна последовательная работа с орфограммой: от простого к более сложному, а затем к обобщению и систематизации (4 класс)
Чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие "шаги":
- ученик должен услышать безударный гласный;
- определить, в какой части слова этот безударный гласный находится;
- если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;
- если безударный непроверяемый, вспомнить, как пишется слово, или посмотреть в словаре;
- если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением.
КАК ПРОВЕРЯТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ?
Путем изменения формы
Путем подбора родственных слов:
Слабоуспевающим ученикам можно предложить алгоритмы-памятки. Они помогают развить навык самопроверки.
Проверь!
Не пропустил ли ты букву?
Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
Не уверен - спроси у учителя!
Формирование орфографических навыков происходит и в процессе механического запоминания. Орфографическая работа с наиболее часто употребляемыми словами, может предотвратить появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.
Изучение словарных слов
Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением, всегда вызывает трудности у детей. Словарные слова усваиваются запоминанием и проверяются по словарю. Запоминание играет важную роль и полезно применять игровые методики, облегчающие детям запоминание. Работу со словарем нужно проводить ежедневно. Чтобы не было механического заучивания, которая утомляет и не формирует интереса к языку, работу следует строить в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу. Первым шагом является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.
1. Предъявление слова.
2. Работа над " слуховым" образом слов.
3. Запись слова с "окошком".
4. Работа над "зрительным" образом слова.
Слова по каждой теме можно выписать на плакат и поместить в классе на неделю. Работу организовать по плану:
1 день: ознакомление со словами одной темы, орфографическое проговаривание, выяснение значения этих слов, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения.
2 день: запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.
3 день: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
4 день: составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание текста.
5 день: словарный диктант.
Для запоминания словарных слов можно применить следующие упражнения: правописание в рифмах; загадки - кроссворды.
По мере изучения словарные слова должны повторяться после первого изучения- через 2 недели, еще через месяц- 2 раза, затем через 2 месяца - с целью контроля.
Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, хоровое произношение.
Работа по правописанию безударных гласных в корне должна носить комплексный и системный характер, проводится последовательно и регулярно. Усвоив одни стороны правописания безударных гласных в корне и не усвоив других, уч-ся не научатся правильно применять правило на письме в целом. Существенно, чтобы работа над правописанием безударных гласных в корне не велась обособленно от работы над другими орфограммами.
Безударные падежные окончания существительных
Система работы над безударными падежными окончаниями существительных условно можно разделить на 4 этапа.
На первом этапе большое место отводится формированию у учащихся умения отличить один падеж от другого. Трудность для ребенка при распознавании падежей заключается в том, что каждый падеж имеет несколько значений, а вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому важно учить распознавать падежи по совокупности признаков: вопросу, предлогу, окончанию, каким членом предложения является (последнее имеет значение при распознавании именительного и винительного падежей).
Полезно наметить последовательность действий при определении падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти слово, от которого зависит имя существительного, а затем по вопросу и предлогу узнать падеж.
Часто дети затрудняются в определении след. падежей: именительный падеж, родительный падеж, винительный падеж. Поэтому учащимся я предлагаю памятку "Как отличить именительный падеж, родительный падеж, винительный падеж".
Вместо слова, стоящего в предложении, поставь любое слово 1 склонения с ударным окончанием, например - весна.
И.п. - окончание -а
В.п. - окончание - у
Р.п. - окончание - ы
На втором этапе дети знакомятся с тремя склонениями имен существительных. У него формируется умение определять склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме. Труднее детям узнать склонение существительных в косвенных падежах, поэтому на данном этапе широко используются тексты. Учащиеся находят имена существительные в тексте, называют слово в именительном падеже, а затем определяет склонение.
Памятка
Найти существительное.
Образовать начальную форму
Определить род
Определить окончание.
Определить склонение.
На третьем этапе формируется навык правописания безударных падежных окончаний. Отработка последовательности действий для выработки правильного написания безударного окончания сопровождается записью.
Учащиеся ставят вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении и записывает вопрос в скобках.
По вопросу и предлогу узнают падеж (указывают падеж)
Узнают склонение (отмечают его цифрой) и как результат пишут окончание.
Позднее операции протекают быстрее, поэтому отпадает необходимость подробной записи, и ребенок письменно отмечает только падеж и склонение. И в конце третьего этапа все операции протекают устно, т.е. без записи.
Второй способ предполагает проверку написания безударных гласных в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей при помощи подстановки существительного того же склонения в том же падеже с ударным окончанием: (где?) на реке.?
Особые трудности возникают у учащихся при написании безударных окончаний имен существительных:
- основа которых оканчивается на шипящий, й, и (на груше, в сарае, о Марии);
- корень у которых одинаковый, но относятся они к разным склонениям.
В этом случае необходимы упражнения в составлении словосочетаний с этими существительными: мечта о (край, слава); думать о (Валя, лебедь); лежать на (кровать, кроватка); ходить по (крыша, чаща); ехать по (степь, дорога).
На четвертом этапе учащиеся знакомятся с правописанием имен существительных во множественном числе. На данном этапе большое значение имеет совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные множественного числа, исправление речевых ошибок. Особого внимания требует во множественном числе именительный и родительный падежи.
Безударные падежные окончания прилагательных
Новым в работе над именами прилагательными для детей 4 класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний прилагательных составляют следующие знания и умения:
- умение устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (словосочетание);
- знание о том, что прилагательные употребляются в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное;
- знание падежных окончаний;
- умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием вопроса (о дне каком? солнечном).
Безударные личные окончания глаголов
Предметом постоянного внимания является изменение глагола по временам. Дети должны усвоить, что неопределенная форма глагола - это начальная форма глагола. Это важно как для правильного образования ребенком временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний. Учащиеся должны научиться определять спряжение глаголов по неопределенной форме и по окончаниям глаголов 3-го лица множественного числа, должны запомнить окончания глаголов I и II спряжения.
При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:
- узнают время, лицо, число глагола;
- находят начальную форму глагола и по ней определяют спряжение;
- узнают окончание глагола этого спряжения.
Обучая различать спряжение глаголов по неопределенной форме, целесообразно использовать таблицу, на которой записаны 11 глаголов II спряжения: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, держать, гнать, слышать. Дети могут обращаться к таблице при выполнении упражнений в определении спряжений и написаний личных окончаний.
К середине 4 четверти учащиеся 4 класса знакомятся со всеми правилами обозначения безударных гласных во всех морфемах (кроме суффикса).
Таким образом, основные умения, которые необходимо формировать при обучении учащихся обозначать безударные гласные, это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму.
Особое внимание я уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.
Успех всей работы по развитию
орфографической грамотности зависит от ряда
условий, главными из которых, по моему мнению,
являются: