Обобщающий урок по теме "Первоначальные химические представления"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических представлениях;
  • закрепить понимание химических формул, уравнений реакций;
  • совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха.

Задачи:

1. Воспитательная:

  • воспитание самостоятельности, ответственности, сотрудничества;
  • формирование логического и абстрактного мышления;
  • формирование нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, творчества.

2. Образовательная:

  • обобщить знания учащихся;
  • выделить наиболее общие и существенные первоначальные химические представления – вещества, явления, химические формулы и уравнения;
  • научить начальным мировоззренческим понятиям.

3. Развивающая:

  • развитие умений учебно-познавательной деятельности;
  • развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи;
  • развитие мотивационной сфер личности, способности к анализу;
  • развитие мышления через обучение анализировать и строить аналогии;
  • развитие внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Оборудование:

  • таблица Д.И. Менделеева;
  • карточки с формулами веществ;
  • карточки с символами элементов и веществ;
  • оборудование для опытов, оверхед-проектор.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Этап обобщения и систематизации знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Запишите в рабочих тетрадях дату, тему урока.

Тема нашего урока: «Повторение. Первоначальные химические представления».

2. Проверка домашнего задания.

Проверка решения задачи на массовую долю элемента у доски.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня целью нашего урока является: систематизировать и обобщить знания о веществах, явлениях, формулах и химических реакциях.

Сегодня на уроке мы совершим сказочное путешествие на волшебном поезде, который отправляется в путь по стране Первоначальные Химические Представления.

На доске написаны названия станций (этапов).

Но прежде чем сесть в поезд знаний, давайте предъявим билетики, которыми будут являться карточки с изображением химических элементов.

Первыми предъявляет билетики первый ряд. Учитель говорит название элемента, а вы поднимаете нужную карточку. Сдайте билетики.

Второй ряд. Учитель показывает карточки, а ученики по очереди отвечают.

Третий ряд. Учитель раздает карточки (билетики) каждому по очереди, а ученик отвечает, что это за вещество.

Учитель подводит итоги этапа. Спасибо, все справились с заданием.

И, как принято перед долгой дорогой, желаю вам доброго пути!

Давайте девизом нашего урока сделаем цитату Л. Мартынова:

«Да здравствуют искатели дорог,
Ведь тяжело лишь преступить порог…»

4. Обобщение и систематизация знаний.

1 этап.

Учитель: Станция, с которой мы начинаем путешествие, называется «Вещества».

Вопрос.

  • Что такое вещество?
  • Какие вещества называются простыми?
  • Какие вещества называются сложными?

Каждая парта получает карточки с заданиями. В каждой карточке вы вычеркиваете ненужные ячейки. Соедините их в виде фигуры. Здесь мы с вами применим знания математики. Какая фигура образовалась? Правильный ответ – ромб во всех карточках.

Карточка № 1. Из перечня веществ вычеркните простые вещества.

Оксид магния
MgO

Золото
Au

Оксид цинка
ZnO

Кальций
Ca

Хлороводород
HCl

Барий
Ba

Сероводород
H2S

Сера
S

Оксид углерода
CO2

Карточка № 2. Из перечня вешеств вычеркните сложные вещества.

Золото
Au

Сероводород
H2S

Сера
S

Оксид магния
MgO

Барий
Ba

Оксид цинка
ZnO

Азот
N

Хлороводород
HCl

Кальций
Ca

Карточка № 3. Из перечня веществ вычеркните тела.

Кислород

Стакан

Железо

Ключ

Ртуть

Капля

Азот

Гвоздь

Фосфор

Учитель собирает карточки с ответами и анализирует ответы вместе с классом.

2 этап.

Учитель: Ребята, вы знаете, что с нашими веществами могут происходить различные изменения – явления.

Наше путешествие, которое началось от станции «Вещества» подходит к станции «Явления».

Вы знаете, что явления делятся на физические и химические.

Вопрос.

  • Какие явления называются физическими?
  • Какие явления называются химическими?

Учитель показывает химические и физические явления по очереди каждому ряду, а учащиеся определяют, что это за явление.

  • Зажигает спичку – горение, химическое явление.
  • Зажигает свечку – горение, химическое явление.
  • Плавление парафина – физическое явление.
  • Опыт «вулкан» - химическое явление.
  • Капает парафин расплавленный, который затвердевает – физическое явление.
  • Опыт с раствором хлорида бария и сульфата натрия с выпадением осадка – химическое явление.
  • Плавление льда – физическое явление.

Таким образом, ответьте:

  • Что является признаком химической реакции?
  • Укажите условия протекания и течения химических реакций.

3 этап.

Учитель: Ребята, все явления, происходящие с веществами можно записать с помощью химических формул и уравнений.

Уважаемые пассажиры! Мы приближаемся к станции под названием «Химические формулы». За окном мелькают формулы различных веществ, давайте прочтем их. Отвечает каждый.

Учитель показывает карточки с формулами различных веществ для каждого ряда, и ребята их читают, определяют количество атомов в молекуле, определяют валентность элементов (Fe2O3, P2O5, FeS, HCl, NaCl и др.)

Дополнительное задание.

На этих же карточках с формулами веществ находится число, которое является результатом сложения цифр числа, обозначающего относительную молекулярную массу данного вещества. Попробуйте сами найти эту массу и свериться с данной суммой цифр. Расчет запишите на карточке. Учитель раздает карточки с формулами веществ каждому ученику.

Пример. Fe2O3 - масса 160, проверочное число 1+6+0=7.

4 этап.

Ребята, как мы выражаем свои мысли с помощью предложений, так химическую реакцию можно описать с помощью химического уравнения.

Впереди нас ждет конечный пункт путешествия — станция «Химические уравнения».

Вопрос.

  • Какие вы знаете типы химических реакций?
  • Что такое реакция соединения?
  • Что такое реакция разложения?

Учитель: А теперь отдохнем перед следующим заданием. Угадайте правильные ответы, которые возможны только в химии, а у математиков вызвали бы удивление (загадки показаны с помощью оверхед - проектора на экран ):

  • Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один. (Реакция соединения.)
  • Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло двое? (Реакция разложения.)

Молодцы, правильно.

А теперь, вас ждет трудная и кропотливая работа, позволяющая закончить путешествие.

Перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций. Задания для первого и второго вариантов написаны на доске.

I вариант

Al + O2 => Al2O3

H2O => H2 + O2

II вариант

Na + O2 => Na2O

H2O2 => H2O + O2

Какие есть вопросы по решению? А теперь передайте карточки своему соседу по парте, проверьте друг у друга работу.

Правильные ответы спроецированы на экран с помощью оверхед-проектора.

Теперь сверьтесь с правильными ответами на экране. Поднимите руки, кто справился с двумя уравнениями? Молодцы.

5. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, давайте сами себе ответим на вопросы:

  • С каким настроением вы пришли на урок и с каким закончили урок?
  • Какие затруднения возникли в ходе урока?
  • Достигли мы цели урока?

6. Итоги урока.

Учитель: Вы хорошо справились с заданиями, поэтому можно считать, что побывали в стране Первоначальные Химические Представления.

Первая станция у нас была «Вещества». Что такое вещества? Какие они бывают?

Вторая станция – «Явления». Чем химические явления отличаются от физических?

На третьей и четвертой станциях мы учились составлять химические формулы и уравнения. Какие типы реакций вы знаете?

Наша тема урока была «Повторение. Первоначальные химические представления». Мы систематизировали и обобщили первоначальные химические представления. Этот этап очень важен для последующего изучения химии, дает возможность применять полученные знания в понимании других тем, которых нам предстоит изучать.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки.

7. Домашнее задание на оверхед-проекторе.

Подготовка к контрольной работе, задания на экране.