Цель: проанализировать работу выпускников, дать объективную информацию об эффективности практики пробных уроков.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию профессиональных компетенций будущего педагога.
- Оценить совместную работу педагогов и студентов.
- Раскрыть наиболее сложные моменты практики.
Участники конференции:
- преподаватели-методисты Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа;
- студенты 241 группы УРСПК специальности «Преподавание в начальных классах»;
- завуч и учителя начальных классов МОУ СОШ №100 г. Ижевска.
(Конференция проводилась в базовой школе №100.)
Подготовка:
- изучение педагогической и психологической литературы;
- проверка отчетной документации студентов (дневники, протоколы проведения уроков и занятий);
- выведение оценок за пробные уроки;
- заполнение студентами карты оценки качества педпрактики;
- проведение анкетирования;
- подготовка выступлений.
Оформление:
- на доске записана тема конференции;
- вывешена карта оценки качества педпрактики студентов;
- выставка творческих работ и наглядных пособий, выполненных практикантами;
- фотовыставка «Вести с практики».
План проведения конференции.
- Влияние педагогической практики на формирование профессиональных умений будущих учителей – выступление заведующего практикой.
- Выступления преподавателей УРСПК и учителей школы о работе практикантов.
- Выступления студентов, обмен впечатлениями о пройденном виде практики.
- Анализ анкет.
Влияние педагогической практики на формирование профессиональных умений будущих учителей.
Главной целью практики в педколледже является овладение студентами основными умениями педагогической деятельности как основы их педагогической компетентности, а также формирование профессиональных качеств личности учителя.
Основные задачи практики пробных уроков – это совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализом его результатов; овладение студентами методами и приемами проведения уроков и внеклассных занятий по предмету и воспитательных мероприятий; обучение творческому применению на практике теоретических знаний.
Современная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования подопечных, Сейчас требуется профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами, новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира. Сегодня на первое место выдвигается вопрос воспитания и образования свободной, гуманной, духовной и практической личности. Чтобы обладать всеми этими качествами у человека должна быть сформирована потребность к самовоспитанию и саморазвитию. Педагогическая практика как раз является важным фактором, стимулирующим самовоспитание и профессиональную подготовку будущего учителя. Именно практика помогает студенту овладеть проектировочными, коммуникативными, гностическими, исследовательскими, интегративными компетенциями.
Предложив двадцати семи студентам 4 курса заполнить карту оценки качества педагогической практики, получили следующие результаты
Карта оценки педагогической практики студентов.
Уважаемый студент – будущий учитель!
Дай объективную информацию о том, насколько эффективной оказалась для тебя педагогическая практика. Оцени по пятибалльной шкале:
- 1 – низкий уровень
- 2 – ниже среднего
- 3 – средний
- 4 – выше среднего
- 5 – высокий уровень
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Умение подготовить и провести урок. |
2 |
16 |
9 |
||
2 |
Умение отобрать наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания. |
1 |
6 |
14 |
6 |
|
3 |
Умение отобрать дидактические и технические средства обучения. |
5 |
11 |
11 |
||
4 |
Умение подбирать дифференцированные, личностноориентированные задания и задачи. |
8 |
14 |
5 |
||
5 |
Умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. |
4 |
9 |
14 |
||
6 |
Умение стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся на уроке. |
2 |
14 |
11 |
||
7 |
Умение перестроить свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств. |
2 |
7 |
16 |
2 |
|
8 |
Умение добиваться необходимого внимания и дисциплины учащихся на уроке. |
3 |
11 |
13 |
||
9 |
Умение проявить выдержку, уверенность в своих действиях в затруднительных, в конфликтных ситуациях. |
1 |
5 |
14 |
7 |
|
10 |
Умение установить контакт с учащимися. |
1 |
11 |
15 |
||
11 |
Умение варьировать интонацию речи. |
1 |
4 |
11 |
11 |
|
12 |
Умение объективно оценить ЗУН учащихся. |
4 |
19 |
4 |
||
13 |
Умение дать самооценку проведенного урока. |
2 |
19 |
6 |
Как видно из представленной таблицы, большинство студентов считает практику пробных уроков важной и эффективной и оценивает овладениями умениями «выше среднего» уровня. Так что практика весьма положительно влияет на формирование профессиональных умений.
Выступления преподавателей и учителей школ.
Методисты говорили о высоком уровне дисциплинированности и организованности студентов данной группы. Были отмечены имена тех практикантов, работа которых отличалась разнообразием форм и методов обучения. Их уроки стимулировали интерес, инициативу и творчество школьников. Проводились и нестандартные уроки: проблемные, ролевая игра, урок-размышление, турниры.
Из выступлений преподавателей-методистов.
Преподаватель методики обучения русскому языку:
Практика пробных уроков продолжалась в течение календарного года. Для профессионального становления студентов этот период очень важен. Мы помним, какими робкими и неуверенными были в первые дни практики студенты, а сегодня видим, что они способны самостоятельно обучать и воспитывать детей. Студенты смогли поработать в разных системах обучения: «Школа России», «Школа-2100», конспекты уроков тщательно продумывались, подбирался дополнительный материал и индивидуальные задания для учеников.
Не обходилось и без методических ошибок. Хотелось бы, чтобы студенты более умело проводили работу в подгруппах и парах. Больше внимания уделяли культуре речи и ораторскому искусству, избегать речевых ошибок и исправлять их в речи детей.
Преподаватель методики математики:
Студенты, наверное, поняли, какое огромное значение имеет наглядность при обучении математике детей младшего школьного возраста. При подготовке к урокам нужно тщательно продумывать алгоритм и запись решения задач. Не всегда практиканты предвидят конечный результат: чему должны научиться дети на уроке, кого похвалить, на кого обратить особое внимание, какого типа поведения следует ждать от ученика. На эти вопросы нужно обратить самое серьезное внимание в дальнейшей работе. В целом, работой студентов довольна. Все девушки очень ответственны и добросовестны.
Преподаватель естествознания с методикой преподавания экологии:
Во многом качество уроков зависит от их предварительной подготовки. Всеми студентами уроки разрабатывались заранее, своевременно подписывались учителями школы и методистами. По типу это, в основном, были уроки изучения новой темы и комбинированные. Интересны проведенные нестандартные занятия: викторина, КВН, урок-игра, урок-соревнование. Запоминающимися они стали и для школьников.
К сожалению, совсем не использовался такой вид деятельности, как экскурсия.
Преподаватель истории:
При прохождении практики студенты приобрели умения работы с картой, с первоисточниками, с восстановлением хронологии исторических событий, с составлением логических схем и цепочек. Этому же обучали своих подопечных. Хочется пожелать, чтобы в дальнейшей работе более глубоко изучался теоретический материал и исторические события.
Преподаватель методики изодеятельности:
Студенты работали по программам Неменского Б. и Шпикаловой Я. К урокам удачно подбирались и самостоятельно изготавливались наглядные пособия, раздаточный материал. Во время проведения занятий осуществляли индивидуальный подход, оказывали помощь каждому ученику. Студенты ответственно относились к подготовке и проведению уроков- в будущем должны получиться хорошие учителя.
Но изодеятельность – работа творческая, а чтобы «заразить» школьников желанием творить, сам учитель должен быть эмоциональным, живым, ищущим, применяя весь арсенал психологических и педагогических средств, использовать межпредметные связи, в частности, музыкальное сопровождение на уроках ИЗО.
Преподаватель методики музыки:
Немного теоретических часов отводится на изучение этого предмета. Естественно, что студентам, не имеющим специального музыкального образования, приходилось много времени уделять разработке конспектов занятий, самостоятельному изучению терминологии, записи музыкальных произведений, методике разучивания детских песен. И тем не менее, занятия по программе Кабалевского Д.Б. (в редакции Алиева Ю.Б.) проводились на высоком должном уровне. Студенты умело применяли все виды деятельности: слушание музыки, вокально-хоровую работу, ритмические движения под музыку.
Из выступлений учителей базовых начальных классов:
Студенты в достаточной мере и на хорошем уровне подготовлены к прохождению практики пробных уроков. А работая в школе, на практическом уровне овладели профессиональными умениями: научились планировать уроки, разрабатывать и оформлять конспекты уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий. Умело работают с методической литературой, школьными учебниками, творчески отбирают и подбирают материал к урокам и занятиям. Могут выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков. Некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные пособия студенты подарили нам, за что хочется им сказать спасибо. Уроки некоторых студентов отличались такой высокой тщательной разработкой и идеальным проведением, что даже мы учились, узнавая что-то новое из методических приёмов. За это, конечно, хочется поблагодарить преподавателей-методистов УРСПК. В студентах, проходящих у нас практику пробных уроков, чувствуется большой потенциал. Очень приятно, что молодые люди хотят и могут работать учителями. Хорошо развиты коммуникативные навыки: быстро наладили тёплые, доверительные отношения с учениками. Школьники с нетерпением ждут, когда придут студенты. В дальнейшем хочется пожелать такого же задора, огонька и желания работать!
Ответное слово студентов-практикантов.
Каждая подгруппа студентов (работали в шести начальных классах) поблагодарила своих учителей за терпение, чуткость, мудрость по отношению к ним. Единодушно выразили мнение, что теоретическое изучение методик становится понятно только после применения их на практике. И тут же высказали пожелание преподавателям колледжа ещё больше и строже спрашивать на уроках: тяжело в учении – легко в бою!
Выступления студентов носили различный характер: одни составляли памятки-напутствия, исходя из собственного опыта; другие сочиняли стишки и т.п.
Из выступлений студентов.
Советы будущим практикантам:
- приходи в кабинет намного раньше звонка, проверь, все ли готово к уроку;
- увлекай учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, помогай слабым поверить в свои силы;
- держи в поле зрения весь класс, обращайся с просьбами и вопросами чаще к тем ученикам, кто может заняться посторонним делом;
- не задавай ученикам вопрос ,кто не выполнил домашнее задание, т.к. это приучает к мысли, будто невыполнение задания – дело неизбежное;
- мотивируй оценки знаний, старайся замечать положительное в работе недисциплинированных ребят;
- старайся не делать лишних замечаний;
- прекращай урок со звонком.
«Словом можно поднять, словом можно убить…»
- чаще употребляй слова поощрительного характера: молодец, хорошо, глубокий ответ и т.п.;
- минимум категорических требований: не вертись, не выкрикивай, пиши так и т.д.;
- будь для учеников примером во всём, в том числе и в манере говорить: стремись влиять на детей не только содержанием, но и интонацией;
- мудрое, сердечное, тёплое слово может вылечить детскую душу, разрушить психологический барьер к уму и сердцу ребенка.
Мы говорим: «Спасибо вам, учителя!»
Педпрактика во многом помогла.
Нашли здесь помощь, и подсказку, и совет.
Поверьте, лучше и мудрей Вас нет.
Наших методистов тоже не забудем,
Их рекомендациям следовать мы будем!Сначала я первый учила
И, надо сказать, полюбила
Пусть слабый, но добрый наш класс.
Надолго запомню я вас.
В четвёртом ребята другие:
Активные, слишком живые.
Порой дисциплина хромала,
Я даже по парте стучала,
И голос пришлось повышать:
Ведь надо ж урок продолжать.Краснея, бледнея, потея, но в срок
Закончили первый свой в жизни урок.
Но все испытанья прошли мы достойно,
Учитель на месте – нам тоже спокойно.
Так практика длилась для нас целый год.
А впереди – преддипломная ждёт!
Анализ анкетирования.
Итоги практики пробных уроков.
Анкета.
- Объем проведенной работы.
- Знания, умения, навыки, приобретенные в ходе практики.
- Наиболее удачные формы и методы работы в период практики.
- Затруднения, возникающие при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий.
- Легче (сложнее) было проходить практику в этом семестре, чем в предыдущем.
- Что оказалось самым важным во время прохождения практики.
- Общие выводы по практике.
Проанализировав и обобщив анкеты студентов, приводятся выдержки наиболее типичных ответов.
Трудности, возникшие при прохождении практики пробных уроков:
- трудно справиться с собственным волнением;
- не всегда справлялась с дисциплиной;
- не получается быть более эмоциональной;
- необъективность при выставлении оценок ученикам;
- не всегда укладывалась в рамки урока;
- урок получался не таким, как задумывался;
- тяжело работать с гиперактивными детьми;
- неумение выйти из нестандартной ситуации, например, драка во время урока.
Насколько легче (сложнее) проходила практика в этом семестре, чем в предыдущем:
- легче, т.к. появилось больше опыта, уже известны требования методистов и учителя;
- легче, т.к. знала класс, уровень их знаний;
- легче: чувствовала себя намного увереннее, стала более требовательной к ученикам, научилась перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств;
- легче, т.к. уже могу сама (без помощи методистов) составлять конспект урока, а раньше никак не могла;
- легче: чувствую себя увереннее, не страшно выходить на публику, т.к. помогла работа в оздоровительном лагере;
- пропал страх перед детьми, научилась их понимать.
И красной чертой практически во всех анкетах звучит: очень помогла летняя практика!
Есть и парадоксальные ответы:
- в этом семестре работать было легче, т.к. был 4 класс, а не 1;
- в этом семестре работать сложнее, т.к. был 4 класс, а не 1.
В целом, практику пробных уроков студенты оценивают как положительную, многому их научившую, давшую навыки и толчок к профессиональному мастерству.
Итог конференции (рефлексия «Положительный настрой»).
Положительно настроенные люди уверенно чувствуют себя при столкновении с трудностями, не боятся принимать серьёзные решения и редко оглядываются назад. Они не уходят от решения проблем, не делают вид, что трудностей не существует. Просто стараются преодолеть затруднения, разрешить возникшие проблемы. Конечно, на ошибках учатся, и анализ своих ошибок нужно сделать, но это нужно сделать только один раз, а затем постараться забыть всё неприятное. Скажите себе:»Достаточно и того, что неприятное постоянно напоминает о себе в окружающей среде. Зачем же я буду лелеять и взращивать неприятное в самом себе? Долой всё неприятное в прошлом и настоящем, я радуюсь жизни , самому процессу жизни”. Иногда человек, жалуясь на множество забот, на неприятные стороны своей жизни, восклицает: ”О, если бы я мог снова стать ребенком!” Это мечта многих людей. Им хочется не столько освободиться от многочисленных забот, сколько почувствовать радость жизни, стать счастливым. А нам вернуться к прекрасным мироощущениям детства, снова научиться радоваться помогают наши воспитанники, наша профессия, которую можно назвать «Радость жизни».