ПЛАН:
- Обоснование выбора темы по самообразованию.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти на уроках математики и конструирования.
- Особенности работы с учащимися в классах корекционно развивающего обучения.
- Заключение.
- Приложение.
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить интеллектуальные способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще к отдельным предметам в частности.
Учёба – труд, и труд не лёгкий. Не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и трудиться не просто. Если в школе пытаются облегчить труд ученика, то и в жизни, выйдя из стен школы, он будет искать лёгкие пути, так как не научиться, не привыкнет за время учёбы преодолевать трудности. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот не лёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьника, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем возрасте. В 1 классе только начинают формироваться способы учебной работы, Поэтому необходима непрерывная чёткая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательность, памяти, логического мышления.
Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного освоения материала.
В начальной школе закладываются основы логического мышления. Главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.
Развитию логического мышления способствуют уроки математики и конструирования, а также внеклассные занятия по математике.
Сначала вводятся доступные детям логические упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций.
В процессе выполнения таких логических упражнения шестилетки практически учатся сравнивать различные объекты, в том числе и математические, строить правильные суждения на доступном и на их жизненном опыте проводить несложные доказательства. Логические упражнения постепенно усложняются.
В начальной школе на уроках математики используются упражнения со счетными палочками. Это задачи геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Их нельзя решать каким либо усвоенным раннее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению фигуры.
Упражнения со счетными палочками можно объединить в 3 группы:
- Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек./См.приложение
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать или добавить указанное количество палочек. /см приложение/
- Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданною фигуры.(см. приложение)
В ходе обучения способами решения, задач на развитие мышления даются в определенной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные учащимися умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
В младшем школьном возрасте с целью развития мышления используют задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры). См. приложение.
В первое время для решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признака, отличия детям необходим подробный зрительный анализ групп фигур с обобщением и сопоставлением признаков. В ходе упражнений процесс анализа постепенно сокращается.
На уроках математики и во внеклассных занятиях можно использовать загадки, главная особенность которых состоит в том, что они представляют собой логическую задачу.
Загадка – это первое логическое упражнение, доступное младшим школьникам, вызывающее интерес у детей. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого, ребенок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того насколько они характерны для данного объекта.
Решение логических задач основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
В первом классе полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и написать ее или показать ее.
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких вы дружочков!
(Восемь)
Вид ее как запятая,
хвост крючком, и не секрет:
любит всех она лентяев,
а ее лентяи – нет.
(Двойка)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(Шесть)
Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Двойка)
Есть, друзья такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
/Пятерка /
На уроках можно использовать загадки содержащие:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:
Чем больше из нее берёшь,
Тем больше она становится.
/Яма /
Говорит она беззвучно
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь в 10 раз умней.
/Книга /
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот,
/Экскаватор /
Загадки нежно использовать при изучении нумерации чисел в первом десятке
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
/Дятел /
Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам,
Я ответил: трам-трам-там
/Барабан /
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный-
Стоп !Идти нельзя, опасно
Желтый глаз – погоди,
А зелёный - проходи!
/Cветофор/
Четыре светлых солнца
У бабушки на кухне,
Четыре светлых солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
/Газовая плита/
На лестнице-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк – пять да пять
Так мы учимся считать.
/Cчёты/
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Села шесть горошин Нина
У неё теперь ангина.
/Град/
Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок
В нем шесть кругленьких детей
Называется…
/Стручок/
Приказало солнце стой
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнце свет-
Рухнул мост, а щепок нет.
/Радуга/
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте мухи шелк!
/Паук/
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
/Девять/
Я сильней десяти коней
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной.
/Трактор/
При дальнейшем изучении цифр можно использовать следующие загадки:
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
/Месяцы/
Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду ставятся!
/Буквы/
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка
По дорожке той ползет,
Весь обоз везет.
/Поезд/
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
/Колос/
Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
/Экскаватор/
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион.
/Муравейник/