Задачи:
- Продолжать знакомить с рельефами.
- Познакомить с горельефом.
- Сравнивать барельеф с горельефом.
- Продолжать учить лепить из солёного теста.
- Закреплять понятие «натюрморт».
- Активизировать словарный запас:
- натюрморт;
- барельеф;
- горельеф;
- рельефный;
- выпуклый;
- основа;
- детали;
- изображение.
Материал:
- солёное тесто;
- вода в стаканчиках;
- кисточки, гуашь, клей ПВА;
- основа картины - картон с готовым рисунком натюрморта;
- 2 готовых образца и один образец для показа;
- влажные тряпочки.
Ход занятия
1 часть. Вступительная.
На мольберте лепная картину с выпуклым изображением (барельеф).
Педагог задаёт вопрос:
- Ребята, как называется такая картина, детали которой выступают над поверхностью основы?
Дети отвечают:
- Такая картина называется «барельеф».
Педагог уточняет:
- Верно, это барельеф – лепная картина с выпуклым изображением. Детали барельефа выступают над основой.
- А сейчас я поставлю рядом ещё одну картину, а вы, ребята, постарайтесь найти между этими картинами разницу.
На мольберт рядом с барельефом выставляется горельеф – картина с ещё более выпуклыми деталями, чем у барельефа.
Дети рассматривают работу, высказывают своё мнение.
- Мне кажется, вторая картина ещё больше выступает вперёд.
- Детали картины очень выпуклые.
Педагог обобщает ответы:
- Вы, ребята, правильно отметили разницу между картинами. Действительно вторая картина ещё более выпуклая, чем первая. Её детали ещё больше выступают над поверхностью основы. Такая картина называется «горельеф».
- Мы сравнивали «барельеф» и «горельеф». Сегодня мы будем учиться лепить «горельеф», используя солёное тесто. И будем раскрашивать готовую работу красками. Тема нашего занятия – натюрморт. А что такое натюрморт?
Дети отвечают:
- Это картина, на которой нарисованы неживые предметы.
- Верно, послушайте, как об этом написано в стихотворении А. Кушнера
Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
или морс в большом графине,
или розу в хрустале,
или бронзовую вазу,
или грушу, или торт,
или все предметы сразу –
знай, что это натюрморт.
Педагог показывает, как делать горельеф, работу сопровождает комментариями:
- Тесто надо отщипнуть от большого куска, раскатать в нужной форме. Основу картины смазать клеем ПВА. Тесто накладывать на рисунок основы, слегка прижимая. Если деталь недостаточна выпуклая, повторить действия с начала и наклеить второй слой теста на деталь. Когда работа будет закончена, нужно вытереть руки и приступить к раскрашиванию. Лишнюю воду снимайте о край баночки, иначе краска начнёт расплываться.
- Если нет вопросов, приступайте к работе.
2 часть. Индивидуальная работа детей.
Во время работы детей педагог помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.
3 часть. Анализ работ.
После работы рассмотреть горельефы. Оценить работы. Подвести итог.
- Сегодня мы хорошо потрудились и нашими красивыми работами можно оформить приёмную.