Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Баба Яга: Здравствуйте, ребята (обращается к ведущему). Так о чем интересном вы сегодня нам расскажите?
Ведущий: Сегодня я хочу рассказать вам о листьях.
Баба Яга (разочарованно): Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они нужны?
Ведущий: Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Баба Яга: Какую?
Ведущий: Без чего человек не может жить?
(Раздается шум, свист, гром, влетает кощей.)
Кощей: Я знаю, без чего человек не может жить.
Ведущий: Без чего же?
Кощей: Без меня.
Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, кощей любимый.
Кощей: Здорово, сестрица яга – костяная нога.
Ведущий: А с ребятами, почему не поздоровался, кощей?
Кощей: Здравствуйте, ребятки!
Ведущий: Так ты кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?
Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить.
Ведущий: Какое высокомерие! Сколько еще в тебе злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята? (Ребята отвечают.)
Баба Яга: Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю что без хлеба.
Ведущий: Нет, Баба-яга мы не можем жить без листьев.
Баба Яга: Вот, что еще придумали (сердито) без листьев. Так я и поверила! Без каких-то там листьев мы не можем жить.
Кощей: Бред, бред какой то вы несете!
Ведущий: Ну, хорошо, тогда скажите, может ли вы не дышать? Ну ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали .............
(Баба Яга и Кощей затаили дыхание, стараются не дышать.)
Баба Яга и Кощей (выпустив воздух ): Ой, больше не могу, дышать хочется.
Кощей: Да и я никогда не думала об этом. А чем мы дышим?
Учитель: Давайте поинтересуемся у ребят:
- Чем же мы дышим? (Ответ.)
- Какие газы в ходят в состав воздуха? (Ответ.)
- Каково % содержание газов в воздухе? (Ответ.)
Значит, мы дышим кислородом. За 1 сутки каждый из нас вдыхает 700 900 литров кислорода.
Кощей: Но я все таки не понимаю, причем тут листья?
Ведущий: А притом, дорогие мои, что листья – окружающее нас – это не просто листья, а самые настоящее фабрики кислорода.
Баба Яга (смеется): Ой не могу, ой уморили! Листья фабрики!..… вот это да! Не когда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день – это не просто листья, а фабрики.
Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым?
Учитель:
- Почему же листья считают фабриками? (Ответ.)
- Как называется этот процесс? (Ответ.)
Задание.
Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.
1. Где находится хлорофилл в листьях?
А) в ядре
Б) в пластидах.
В) в цитоплазме
Г) в оболочке
2. Как называется процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды при участии солнечной энергии?
А) дыхание
Б) испарение
В) фотосинтез
3. Какие ткани в ходят в состав листа?
А) основная
Б) проводящая
В) покровная
4. В каких клетках листа главным образом расположены хлоропласты?
А) в клетках кожицы
Б) в клетках мякоти
В) в клетках жилки
Решение:1-Б; 2-В; 3-А, Б, В; 4-Б.
Задание.
Определите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе.
А) Хлоропласты листа используют солнечную энергию.
Б) Через устьица в клетки листа поступает углекислый газ.
В) Вода по жилкам листа поступает в клетки основной ткани.
Г) Из углекислого газа и воды в листе образуется органические вещества.
Д) Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли.
Е) Вода по сосудам стебля поступает в лист.
Решение: Б, Д, Е, В, А, или Д, Е, Б, В, А, Г.
Задание на заполнение пропусков в тексте.
А) Процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа при участии солнечной энергии называют ___________.
Б) При фотосинтезе поглощается ___________ газ, а выделяется ___________.
В) Фотосинтез происходит только в ___________ время суток.
Г) При этом масса листа ___________ так, как ___________ вещество образуется.
Учитель: Какие условия не обходимы для фотосинтеза? (Ответ.)
Ведущий: Разъясните мне, пожалуйста:
А) Где будет выше урожай картофеля – выращиваемого в затененном саду или на открытом поле? Почему?
Б) К клубням картофеля, находящимся в почве не проникает солнечной свет, они лишены хлорофилла. Каким образом в клубнях накапливается крахмал? (Ответы.)
Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было мы израсходовали бы весь кислород?
Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.
Ведущий: Да, правильно Кощей: Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.
Баба Яга: Вот почему, ребятки, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.
Кощей: Да и я постоянно на природе живу, поэтому меня и Бессмертным кличут.
Ведущий: Вот почему, так важно беречь природу, ведь без листьев нам не обойтись.
Учитель: Давайте вспомним строение листа. (Ответ.)
В это время пока вспоминается строения листа: у доски работают с текстом по заполнению пропусков:
- Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют _______________.
- Боковой орган побега это _______________.
- Участок, стебля несущей лист это _______________, а участок между соседними узлами называют_______________.
Задание на объяснение понятий.
- Простые листья.
- Сложные листья.
- Черешковые и сидячие листья.
- Параллельное, дуговое и сетчатое жилкование.
- Очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение.
Ведущий: А я знаю, что в листьях есть окна и двери.
Кощей: Окна и двери. Невероятно! Но где же они, я их не вижу.
Учитель: Давайте объясним. Что такое окна и двери? (Ответ.)
Задание.
Какова роль листа в жизни растения?
А) Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ.
Б) В нем происходит фотосинтез.
В) Выполняет опорную функцию.
Г) Выполняет испарение воды.
Решение: Б, Г.
Задание.
Рассказать строение кожицы листа.
Ведущий: Значит, лист выполняет функцию испарения воды?
Учитель: Да.
Задание.
Какие особенности строения листа уменьшают испарение воды?
А) Закрывание устьиц.
Б) Увеличение листовой пластинки.
В) Наличие количества устьиц.
Г) Расположение устьиц в углублениях листа.
Д) Восковой налет на листьях.
Е) Опушение волосками листьев.
Ж) Уменьшение листовой пластинки.
Решение: А, Г, Д, Е, Ж..
Задание.
- Листопад с деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, а у тропического дерева (баобаба) листья опадают в разгар лета. Каково значение летнего листопада?
- В какое время суток лучше всего срезать цветы для букетов, чтобы, они дольше стояли свежими.
- Почему в спальной комнате на ночь не рекомендуют ставить большое количество цветов?
- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
- Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, салат, щавель) и временем суток? Почему?
Учитель: Каково значение фотосинтеза, испарения и дыхания?
Кощей: Смотрите ка, какие умные эти устьица.
Ведущий: А известно ли тебе что растения бывают хищниками?
Кощей: Как это хищниками?
Ведущий: Таких растений примерно 500 на земном шаре.
Сообщение учащегося «Зеленые капканы» журнал [Юный натуралист №1 1990год].
Баба-Яга: Интересно, а какие листья бывают самые большие?
Ведущий: Самые большие листья, это листья пальмы, они достигают длины более 20 метров.
Кощей: Вот это да! Больше меня и даже больше моего дома.
Ведущий: Из таких листьев люди строят дома, хижины, заборы. А некоторые листья мы употребляем в пищу. Вот ты Кощей, какие листья употребляешь в пишу?
Кощей: Ни какие. Что я заяц, что ли листья жевать?
Ведущий: Ну, а чай то ты пьешь?
Кощей: Еще, как.
Ведущий: Так вот чай, как раз делается из листьев.
Учитель: А еще, какие листья мы употребляем в пищу? (Ответ.)
Баба-Яга: Как интересно было послушать.
Учитель подводит итог и выставляет оценки за урок.