Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим творили их. Сказка- школа народного красноречия. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что- то создает. "Сказка - одна из самых доступных форм для ребят 8-12 лет. Свобода передвижений, превращений и действий сказочного мира облегчает ребенку словесное творчество. Мало ли что можно создать, открыв двери в этот желанный для ребенка мир.
Многие русские писатели, общественные деятели, деятели искусства и науки оставили нам воспоминания о замечательных нянях, бабушках- сказочницах. Материалы биографий и автобиографий, многие страницы художественной литературы свидетельствуют о роли народной сказки в переживаниях детства и влиянии их на формирование литературных вкусов, на установление тесных связей с источником животворящей силы - народной мудростью и народной поэзией . Композитор Мусоргский, биограф Пирогова, собиратель сказок Афанасьев, скульптор Коненков, поэты Пушкин, Лермонтов, Ершов, художник Васнецов- это не полный перечень известных людей, которые дали сказке высокую оценку.
Итак, воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.
В школе сейчас изучаются сказки, но уч-ся почти не обучают умению сочинять сказки, в то время, как " сказка- это радость мышления; и, создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению" Но почему именно народные сказки могут быть средством достижения этой цели?
- Во-первых, народные сказки более других произведений фольклора известны детям. Сказки в числе любимых книг детей. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно.
- Во-вторых, в процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком .Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребёнок, слушая сказку, впитывает её.
- В-третьих, сказка создаёт структуру интеллекта ребёнка, устанавливает разного рода связи: " Я и другие", " Я и вещи", выдуманные и подлинные. Сказка нужна ребёнку для того, чтобы создать представления о пространстве, времени. Следовательно, сказка полезна, с той точки зрения, она - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сухомлинский не представлял обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки. "Творчество учителя, мысль, воплощённая в художественное слово, является искрой, зажигающей огонёк детского творчества. Глаза ребёнка становятся внимательнее, взгляд пристальнее, мысль пытливее. Ребёнок видит вокруг себя необычные, сказочные, взаимосвязи между предметами и явлениями. В детском сознании творится сказка. Она приходит, как вспышка молнии, как светлое сияние. Сказка рождается в детской головке как единство образов. Ему хочется донести свою мысль до товарищей, выразить себя в слове. Ребёнок рассказывает свою сказку товарищам - это ярчайший этап творения. Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений.
Сухомлинский придавал большое значение школьному творчеству. Он считал, что первое место в жизни детей должно принадлежать словотворчеству. Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым, мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. Поэтому Сухомлинский писал: "Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,- воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке. Сказка - это колыбель мысли. Сумейте поставить воспитание ребёнка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели.
Спецкурс "Сочини сказку" 3 класс (с использованием ИКТ)
Тема: Работа над сочинением сказки по готовой схеме урока.
Цели урока:
- Приобщать детей к творческой деятельности.
- Развивать связную речь, пополнять словарный запас.
- Шире и глубже знакомить с устным народным творчеством, прививать любовь к художественному чтению.
- Учить работать в группах, умению слушать друг друга, находить общее решение.
Ход урока
1. Целевая установка.
- Дети, на сегодняшнем занятии вы должны показать свои умения и навыки. А с урока постарайтесь унести много нового, интересного, полезного для себя.
2. Вступительная беседа. (Приложение 1)
- Ребята, как называется наше занятие? Чем мы занимаемся на этих уроках? Какая работа вам доставляет удовольствие?
3. Сообщение цели урока.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над сказкой, будем читать сказку, размышлять над ней, а самое главное вы станете маленькими сказочниками.
- Дети, а почему вы любите сочинять именно сказки?
- Сегодня мы узнаем какой урок, какой намёк даёт русская народная сказка "По щучьему велению" в обработке А К Толстого.
4. Выборочное чтение.
- Кто главный герой сказки? Как автор его называет?
- Как Емеля встретился с щукой? Какой был Емеля, если ему удалось её поймать?
- Сразу ли Емеля ей поверил? Что он вначале сделал? Каким он был?
- Любил ли Емеля работать? Что он просил за свою работу? Какой он был?
- Зачем он ездил к царю и на чём?
- Что он просил у щуки для себя? Кем он стал? А как он получил царство?
- Вот мы создали образ Емели по сказке в обработке А.К.Толстого.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним Емелей в сказке "По щучьему велению", но уже в обработке А.Н. Афанасьева. Прочтите эту сказку внимательно. Вам придётся отвечать на мои вопросы.
5. Чтение сказки самостоятельно, цепочкой.
6. Выборочное чтение.
- Кто главный герой сказки?
- Какое везенье произошло с Емелей? Как это было? Значит кем он был?
- Доверился ли Емеля щуке? Как таких людей называют?
- Любил ли Емеля работать? Кем он был? Зачем Емеля поехал к царю? Стал ли Емеля царём?
7. Работа над образами героев. Вот перед нами два Емели.
1. Про этого мы узнали от А. К.Толстого.
2. Об этом нам рассказал А. Н.Афанасьев.
- Найдите сходство и различие.
- Одинаковы ли эти герои?
- В чём вы видите разницу?
- В чём состоит сходство?
- Чем они похожи?
- Какая черта одинаковая?
- Как мы ещё можем их назвать?
8. Подготовка к созданию сказки.
- Ребята, Емелюшка и после того, как женился на царской дочери не расставался со своими старыми привычками: спал непробудным сном по несколько суток, лежал на печке и ничего не делал. Все его желания выполняла щука.
- Однажды Емеля проснулся , а щуки -нет: толи Баба Яга унесла, толи ей надоело жить с лодырем.
- Ваша задача: сочинить продолжение сказки, как Емеля будет жить без щуки
9. Работа в группах над созданием сказки.
Дети сочиняют сказки, создают иллюстрации.
10. Чтение созданных сказок (приложение 2), защита рисунков.
11. Итог урока.
- Какой намёк, какой урок дала сказка?
- Кому принадлежат эти слова?