Класс: 5 класс
Цели урока:
Обучающие: введение новой циклической структуры в алгоритмах, формирование умения моделировать и строить циклические структуры, закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint.
Развивающие: развитие логического мышления, умения делать выводы.
Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, инициативы.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: Компьютерный класс, интерактивная доска, созданные учащимися на предыдущих уроках блок – схемы.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Подготовительный этап – 5 мин.
- Актуализация знаний – 13 мин.
- Изучение новой темы – 10 мин.
- Закрепление – 10 мин.
- Итоги урока – 5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент, определение целей урока.
2. Подготовительный этап:
Ребята давайте повторим с вами, какие виды алгоритмов мы с вами знаем. На доску проецируются блок – схемы алгоритмов, которые учащиеся смоделировали на прошлых занятиях (линейной и разветвляющейся структур).
Рисунок 1
Рисунок 2
Почему мы их так называем?
3. Актуализация знаний:
Составьте алгоритмы «Посадить дерево», «Выбери из двух помидоров», «Посадить мешок картошки».
Проверим, какие алгоритмы у вас получились. Класс прослушивает работу трех учеников по заданным темам. Прослушав дети делают дополнения, исправляют ошибки или неточности в этих алгоритмах.
Третий алгоритм получается неверным или неточным, так как с циклическими алгоритмами учащиеся еще не работали. На этом этапе создается ситуация «невозможности».
4. Изучение новой темы
Проговариваются ошибки, неточности допущенные учащимися в своих алгоритмах «Посади мешок картошки». Выявляется закономерность – одно и то же действие повторяется несколько раз.
Ребята что же надо изменить в наших алгоритмах, чтобы алгоритм получился точным и результативным?
Учащиеся предлагают свои варианты коррекции алгоритма, делают выводы.
Этот вид алгоритма называется – Циклический или повторение, в нем одно и то же действие повторяется несколько раз, иногда даже до 1000 раз. Поэтому чтобы не составлять бесконечных алгоритмов мы задаем команду повторить.
А теперь давайте попробуем составить блок-схему алгоритмов с циклом. Чем он будет отличаться от разветвляющихся?
Учащимся предлагается создать блок-схему новой структуры на интерактивной доске. Учащиеся работают на интерактивной доске с помощью инструментов входящих в программное обеспечение доски.
Рисунок 3
На конкретном примере показывается прохождение алгоритма исполнителем. Обращаю внимание на истинность условия в цикле.
Блок-схема сохраняется и перемещается в папку 5 класс, этот момент очень нравится учащимся.
5. Закрепление
А теперь составьте алгоритм «Собери урожай»: мы картошку посадили, теперь давайте соберем урожай. Но надо это сделать с помощью лопаты, а не трактора или комбайна. На графическом редакторе Paint изобразите блок-схему своего алгоритма.
Учащиеся знакомы с Paint, знают весь набор инструментов, способы копирования, поворота и отражения объектов. Эти знания должны быть использованы в ходе составления блок-схемы.
6. Заключение
Рефлексия – два, три ученика выступают с мнениями об уроке, что нового узнали, какой момент урока запомнился. Чья работа понравилась у одноклассников.
Домашнее задание: придумать алгоритм с циклической структурой, составить блок-схему к ней. На следующем уроке вы предложите свои алгоритмы одноклассникам.
Выставляются оценки.