Циклическая структура в алгоритмах

Разделы: Информатика


Класс: 5 класс

Цели урока:

Обучающие: введение новой циклической структуры в алгоритмах, формирование умения моделировать и строить циклические структуры, закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint.

Развивающие: развитие логического мышления, умения делать выводы.

Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности, инициативы.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: Компьютерный класс, интерактивная доска, созданные учащимися на предыдущих уроках блок – схемы.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Подготовительный этап – 5 мин.
  3. Актуализация знаний – 13 мин.
  4. Изучение новой темы – 10 мин.
  5. Закрепление – 10 мин.
  6. Итоги урока – 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент, определение целей урока.

2. Подготовительный этап:

Ребята давайте повторим с вами, какие виды алгоритмов мы с вами знаем. На доску проецируются блок – схемы алгоритмов, которые учащиеся смоделировали на прошлых занятиях (линейной и разветвляющейся структур).

Рисунок 1

Рисунок 2

Почему мы их  так называем?

3. Актуализация знаний:

Составьте алгоритмы «Посадить дерево», «Выбери из двух помидоров», «Посадить мешок картошки».

Проверим, какие алгоритмы у вас получились. Класс прослушивает работу трех учеников по заданным темам. Прослушав дети делают дополнения, исправляют ошибки или неточности в этих алгоритмах.

Третий алгоритм получается неверным или неточным, так как с циклическими алгоритмами учащиеся еще не работали. На этом этапе создается ситуация «невозможности».

4. Изучение новой темы

Проговариваются ошибки, неточности допущенные  учащимися в своих алгоритмах «Посади мешок картошки». Выявляется закономерность – одно и то же  действие повторяется несколько раз.

Ребята что же надо изменить в наших алгоритмах, чтобы алгоритм получился точным и результативным?

Учащиеся предлагают свои варианты коррекции алгоритма, делают выводы.

Этот вид алгоритма называется – Циклический или повторение, в нем одно и то же действие повторяется несколько раз, иногда даже до 1000 раз. Поэтому чтобы не составлять бесконечных алгоритмов мы задаем команду повторить.

А теперь давайте попробуем составить блок-схему алгоритмов с циклом. Чем он будет отличаться от разветвляющихся?

Учащимся предлагается создать блок-схему новой структуры на интерактивной доске. Учащиеся работают на интерактивной доске с помощью инструментов входящих в программное обеспечение доски.

Рисунок 3

На конкретном примере показывается прохождение алгоритма исполнителем. Обращаю внимание на истинность условия в цикле.

Блок-схема сохраняется и перемещается в папку 5 класс, этот момент очень нравится учащимся.

5. Закрепление

А теперь составьте алгоритм «Собери урожай»: мы картошку посадили, теперь давайте соберем урожай. Но надо это сделать с помощью лопаты, а не трактора или комбайна. На графическом редакторе Paint изобразите блок-схему своего алгоритма.

Учащиеся знакомы с Paint, знают весь набор инструментов, способы копирования, поворота и отражения объектов. Эти знания должны быть использованы в ходе составления блок-схемы.

6. Заключение

Рефлексия – два, три ученика выступают с мнениями об уроке,  что нового узнали, какой момент урока запомнился. Чья работа понравилась у одноклассников.

Домашнее задание: придумать алгоритм с циклической структурой, составить блок-схему к ней. На следующем уроке вы предложите свои алгоритмы одноклассникам.
Выставляются оценки.