Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Сложение и вычитание смешанных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Осуществить обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных дробей» при решении примеров, уравнений и задач, осуществить межпредметную связь с биологией.
  2. Развить сообразительность, навыки творческой и самостоятельной работы.
  3. Привить любовь к малой родине, используя краеведческий материал.

Основные идеи урока:

  • Создание целостного мировоззрения.
  • Связь предметов друг с другом.
  • Воспитание самостоятельности.

Результативность данного урока предполагает:

  • Высокую активность учащихся на уроке.
  • Умение применять полученные знания на уроках биологии.
  • Умение работать самостоятельно.

Дидактические материалы и оборудование: Красная книга Хабаровского края; карта Хабаровского края; презентация (приложение); индивидуальные листы с заданиями; карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок математики, а урок-путешествие по нашему краю.

О моей Родине.

Кто говорит, что плохо здесь,
В краю моём родном, таёжном.
Кто так уверенно кричит,
Что жить здесь больше невозможно.

Что здесь зима, а лета нет.
Что здесь Амур, Амур - не море,
Что жить нельзя здесь много лет,
А если жить, то это горе.

Тот говорит, кто здесь не жил,
Кто не купался в наших травах,
Кто в лес амурский не ходил,
Кто не любил его, не правы.

Родившись здесь, полюбишь всё:
И штиль, и ветра завыванье,

Зимой мороз, а летом - зной,
Писк комара и мух жужжанье.
И летний зной, и холода -
Ну где найдёшь ещё такое?!
Не надо ехать никуда.
Здесь всё твоё, здесь всё родное.

Над речкою родной рассвет
С его прекрасным отраженьем -
Нельзя предать его! Нет! Нет!
Оно навеки притяженье!

Малая родина - это то место, где мы с вами родились и живем - это наш Хабаровский край. А любовь к родине включает в себя бережное отношение к природе, рациональное использование ее природных ресурсов, сохранение редких животных и растений. На уроке мы повторим правила сложения и вычитания смешанных чисел и узнаем о некоторых животных и растениях, занесенных в Красную книгу Хабаровского края.

2. Устный счет

(задание написано на доске)

1. Выделите целую часть дроби:

а); б); в); г); д); е)

2.Упростите:

а) 3; б)6; в)14; г)5

3. Представьте смешанную дробь в виде неправильной дроби:

а) 3; б)1; в)4; г)12

3. Актуализация знаний

(выполняется в тетрадях с комментариями)

1. Выполните сложение:

а) 9 + 3 ( Сформулируйте правило сложения смешанных дробей)

б) 4 - 1 ( Сформулируйте правило вычитания смешанных дробей)

2. Найдите:

а)  от 45 (Как найти дробь от числа?)

3. Сравните числа:

а) и ; б)2 и 2; в)1 и 1 (Сформулируйте правило сравнения смешанных дробей)

4. Обобщение и систематизация знаний

(выполняется в тетради с последующей самопроверкой)

На территории нашего края произрастает интересное растение. Биологически это растения не трава. Подземное корневище – видоизмененный ствол дерева, маловетвистый, как и настоящие стволы тропических аралиевых. Лет ему нередко более ста – чем не дерево? И еще. Чем старше растение, тем больше у него листьев. Трехлистное растение имеет возраст до 20 лет, пятилистное – до 50.Как называется это растение вы узнаете, если правильно выполните задание. Нужно решить пример и выбрав букву соответствующую ответу, записать в таблицу (таблица раздается каждому ученику).

Название растения:

№ примера

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

Буква

 

 

 

 

 

 

 

 

о

л

к

м

ш

н

р

а

е

ж

ь

л

7

1

6

4

11

2

5

10

8

9

9

12

1) 6+ 3;

2) 12 - 4;

3) 3 - 1;

4) 11 - 2;

5) 4 + 6;

6) 5 + 3;

7) 8 - 6;

8) 6 + 3 

Ответ: женьшень (слайд №1)

Много прекрасных цветов, произрастающих в нашем крае, мы можем встретить в лесах и лугах. Одними из самых красивых цветов можно считать лилии. Лилия Буша - самая маленькая лилия в нашем крае. За миниатюрные размеры и красивые звездообразные цветки Ф.Фишер назвал ее в 1839 году pulchellum - красивенькая(слайд №2).Стебли у лилии Буша тонкие и гладкие; луковица с плотно сомкнутыми чешуями; листья узколанцетные и сильнее, чем у даурской, прижаты к стеблю; цветки мелкие (до 4-5 см в диаметре), чаще одиночные; листочки околоцветника красновато-оранжевые, реже светло-красные с неясным оттенком, снаружи слегка опущенные или голые; столбик вдвое короче завязи и тычинок. Употребление луковиц в пищу может вызвать тяжелое отравление. Цветки, луковицы лилии Буша издавна использовались в китайской медицине как наружное средство при язвах и нарывах.

Чтобы узнать какую максимальную длину в сантиметрах может иметь стебель данного цветка вам нужно решить задачу:

Длинна отрезка АВ равна 34см, а длина отрезка КМ на 11см больше длины отрезка АВ. Чему равна длина двух отрезков вместе?

Ответ: максимальная длина стебля Лилии Буша – 80 см.

В дальневосточной тайге очень много полезных растений. Одним из них является лимонник китайский Кумары.(слайд №3). Цветки лимонника некрупные, бледно-розовые или желтовато-белые, обладают приятным ароматом. Лимонник хороший медонос, цветет в июне. Плоды – ягоды оранжево-красного цвета, округло-грушевидной формы, собраны в изящные гроздья. Декоративен лимонник не только своими хорошо облиственными побегами, он наряден до глубокой осени. Вся лиана источает лимонный запас, особенно если растереть в руках листья или стебель, отчего и произошло название растения. В переводе с китайского название лимонника «ц-вей-цзы» означает плод пяти вкусов. В древних китайских книгах утверждается, что плоды лимонника имеют пять вкусов: кислый, горький, солоноватый, едкий и сладкий. Все части растения являются источником биологически активных веществ, естественным природными стимулятором.

Решив уравнение, вы узнаете, до сколько см достигает толщина плетней данного растения.

Х -  = 1

Ответ: толщина плетней лимонника китайского достигает до 2 см.

В лесах Хабаровского края водится много интересных птиц. Одной из них является рыбный филин (слайд №4) У рыбного филина широкие перьевые ушки, лицевой диск развит слабо. Пальцы голые с шипиками на подошвенной поверхности, цевки оперены почти до основания пальцев. Крылья длинные, хвост слегка закруглен. Общая окраска серовато-буроватая с охристым оттенком. На лбу, темени, затылке нерезкий поперечный рисунок. Спина и кроющие крыла с темно-бурыми продольными пятнами и мелкими пестринами. Первостепенные маховые бурые с охристым продольным и поперечным рисунком, рулевые с неправильными поперечными отметинами. На затылке, темени, иногда среди малых кроющих крыла встречаются белые перья. Горло беловатое, грудь, бока, брюхо с узкими бурыми продольными пятнами и поперечными черточками на вершинах перьев.

Решив данное уравнение, вы узнаете, какова общая длина данной птицы в сантиметрах.

Х – ( 24 + 15 ) = 30

Ответ: общая длина рыбного филина 70 см.

Пока вы работаете самостоятельно, двое ребят будут решать задания у доски. Решив пример на первой карточке, мы узнаем, сколько килограмм весит аист черный, а на второй карточке белоплечий орлан.

Работа у доски по карточке.

Карточка №1 (сильный ученик).

Вычислите: (2 - (1 + )) + 1

Ответ: масса черного аиста 3 кг

Карточка №2 (слабый ученик)

Вычислите: (3 +1) + (3 -)

Ответ: масса белоплечего орлана 7 кг.

На прошлом уроке двум учащимся было дано задание подготовить сообщение об этих птицах. Давайте послушаем выступление ребят ( слайды №5,№6).

5. Домашнее задание.

1. Придумайте задачу в которых необходимо найти размеры одного из редких животных Хабаровского края - Амурсккого тигра.(слайд №7)

2. Сделайие сообщение о животном, которое вы видите на экране (слайд №8)
6. Подведение итогов учебного занятия.

Давайте подведем итоги нашего занятия.

На уроке мы повторили: (отвечают ученики)

  • правила сложения и вычитания смешанных дробей;
  • правила нахождения дроби от числа;
  • представление неправильной дроби в виде смешанного числа.

Знания этих правил вам необходимы при дальнейшей работе со смешанными дробями.

А еще мы познакомились с некоторыми редкими растениями и животными Хабаровского края.

(Выставление оценок за урок).