Цели урока:
- Осуществить обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных дробей» при решении примеров, уравнений и задач, осуществить межпредметную связь с биологией.
- Развить сообразительность, навыки творческой и самостоятельной работы.
- Привить любовь к малой родине, используя краеведческий материал.
Основные идеи урока:
- Создание целостного мировоззрения.
- Связь предметов друг с другом.
- Воспитание самостоятельности.
Результативность данного урока предполагает:
- Высокую активность учащихся на уроке.
- Умение применять полученные знания на уроках биологии.
- Умение работать самостоятельно.
Дидактические материалы и оборудование: Красная книга Хабаровского края; карта Хабаровского края; презентация (приложение); индивидуальные листы с заданиями; карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок математики, а урок-путешествие по нашему краю.
О моей Родине.
Кто говорит, что плохо здесь,
В краю моём родном, таёжном.
Кто так уверенно кричит,
Что жить здесь больше невозможно.Что здесь зима, а лета нет.
Что здесь Амур, Амур - не море,
Что жить нельзя здесь много лет,
А если жить, то это горе.Тот говорит, кто здесь не жил,
Кто не купался в наших травах,
Кто в лес амурский не ходил,
Кто не любил его, не правы.Родившись здесь, полюбишь всё:
И штиль, и ветра завыванье,Зимой мороз, а летом - зной,
Писк комара и мух жужжанье.
И летний зной, и холода -
Ну где найдёшь ещё такое?!
Не надо ехать никуда.
Здесь всё твоё, здесь всё родное.Над речкою родной рассвет
С его прекрасным отраженьем -
Нельзя предать его! Нет! Нет!
Оно навеки притяженье!
Малая родина - это то место, где мы с вами родились и живем - это наш Хабаровский край. А любовь к родине включает в себя бережное отношение к природе, рациональное использование ее природных ресурсов, сохранение редких животных и растений. На уроке мы повторим правила сложения и вычитания смешанных чисел и узнаем о некоторых животных и растениях, занесенных в Красную книгу Хабаровского края.
2. Устный счет
(задание написано на доске)
1. Выделите целую часть дроби:
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
; е)![]()
2.Упростите:
а) 3
; б)6
; в)14
; г)5![]()
3. Представьте смешанную дробь в виде неправильной дроби:
а) 3
; б)1
; в)4
; г)12![]()
![]()
3. Актуализация знаний
(выполняется в тетрадях с комментариями)
1. Выполните сложение:
а) 9
+ 3
( Сформулируйте правило сложения смешанных дробей)
б) 4
- 1
( Сформулируйте правило вычитания смешанных дробей)
2. Найдите:
а)
от 45 (Как найти дробь от числа?)
3. Сравните числа:
а)
и
; б)2
и 2
; в)1
и 1
(Сформулируйте правило сравнения смешанных дробей)
4. Обобщение и систематизация знаний
(выполняется в тетради с последующей самопроверкой)
На территории нашего края произрастает интересное растение. Биологически это растения не трава. Подземное корневище – видоизмененный ствол дерева, маловетвистый, как и настоящие стволы тропических аралиевых. Лет ему нередко более ста – чем не дерево? И еще. Чем старше растение, тем больше у него листьев. Трехлистное растение имеет возраст до 20 лет, пятилистное – до 50.Как называется это растение вы узнаете, если правильно выполните задание. Нужно решить пример и выбрав букву соответствующую ответу, записать в таблицу (таблица раздается каждому ученику).
Название растения:
№ примера |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Буква |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
л |
к |
м |
ш |
н |
р |
а |
е |
ж |
ь |
л |
7 |
1 |
6 |
4 |
11 |
2 |
5 |
10 |
8 |
9 |
9 |
12 |
1) 6
+ 3
;
2) 12
- 4
;
3) 3
- 1
;
4) 11
- 2
;
5) 4
+ 6
;
6) 5
+ 3
;
7) 8
- 6
;
8) 6
+ 3
Ответ: женьшень (слайд №1)
Много прекрасных цветов, произрастающих в нашем крае, мы можем встретить в лесах и лугах. Одними из самых красивых цветов можно считать лилии. Лилия Буша - самая маленькая лилия в нашем крае. За миниатюрные размеры и красивые звездообразные цветки Ф.Фишер назвал ее в 1839 году pulchellum - красивенькая(слайд №2).Стебли у лилии Буша тонкие и гладкие; луковица с плотно сомкнутыми чешуями; листья узколанцетные и сильнее, чем у даурской, прижаты к стеблю; цветки мелкие (до 4-5 см в диаметре), чаще одиночные; листочки околоцветника красновато-оранжевые, реже светло-красные с неясным оттенком, снаружи слегка опущенные или голые; столбик вдвое короче завязи и тычинок. Употребление луковиц в пищу может вызвать тяжелое отравление. Цветки, луковицы лилии Буша издавна использовались в китайской медицине как наружное средство при язвах и нарывах.
Чтобы узнать какую максимальную длину в сантиметрах может иметь стебель данного цветка вам нужно решить задачу:
Длинна отрезка АВ равна 34
см, а длина отрезка КМ на 11
см больше длины отрезка АВ. Чему равна длина двух отрезков вместе?
Ответ: максимальная длина стебля Лилии Буша – 80 см.
В дальневосточной тайге очень много полезных растений. Одним из них является лимонник китайский Кумары.(слайд №3). Цветки лимонника некрупные, бледно-розовые или желтовато-белые, обладают приятным ароматом. Лимонник хороший медонос, цветет в июне. Плоды – ягоды оранжево-красного цвета, округло-грушевидной формы, собраны в изящные гроздья. Декоративен лимонник не только своими хорошо облиственными побегами, он наряден до глубокой осени. Вся лиана источает лимонный запас, особенно если растереть в руках листья или стебель, отчего и произошло название растения. В переводе с китайского название лимонника «ц-вей-цзы» означает плод пяти вкусов. В древних китайских книгах утверждается, что плоды лимонника имеют пять вкусов: кислый, горький, солоноватый, едкий и сладкий. Все части растения являются источником биологически активных веществ, естественным природными стимулятором.
Решив уравнение, вы узнаете, до сколько см достигает толщина плетней данного растения.
Х -
= 1![]()
Ответ: толщина плетней лимонника китайского достигает до 2 см.
В лесах Хабаровского края водится много интересных птиц. Одной из них является рыбный филин (слайд №4) У рыбного филина широкие перьевые ушки, лицевой диск развит слабо. Пальцы голые с шипиками на подошвенной поверхности, цевки оперены почти до основания пальцев. Крылья длинные, хвост слегка закруглен. Общая окраска серовато-буроватая с охристым оттенком. На лбу, темени, затылке нерезкий поперечный рисунок. Спина и кроющие крыла с темно-бурыми продольными пятнами и мелкими пестринами. Первостепенные маховые бурые с охристым продольным и поперечным рисунком, рулевые с неправильными поперечными отметинами. На затылке, темени, иногда среди малых кроющих крыла встречаются белые перья. Горло беловатое, грудь, бока, брюхо с узкими бурыми продольными пятнами и поперечными черточками на вершинах перьев.
Решив данное уравнение, вы узнаете, какова общая длина данной птицы в сантиметрах.
Х – ( 24
+ 15
) = 30![]()
Ответ: общая длина рыбного филина 70 см.
Пока вы работаете самостоятельно, двое ребят будут решать задания у доски. Решив пример на первой карточке, мы узнаем, сколько килограмм весит аист черный, а на второй карточке белоплечий орлан.
Работа у доски по карточке.
Карточка №1 (сильный ученик).
Вычислите: (2
- (1
+
)) + 1![]()
Ответ: масса черного аиста 3 кг
Карточка №2 (слабый ученик)
Вычислите: (3
+1
) + (3 -
)
Ответ: масса белоплечего орлана 7
кг.
На прошлом уроке двум учащимся было дано задание подготовить сообщение об этих птицах. Давайте послушаем выступление ребят ( слайды №5,№6).
5. Домашнее задание.
1. Придумайте задачу в которых необходимо найти размеры одного из редких животных Хабаровского края - Амурсккого тигра.(слайд №7)
2. Сделайие сообщение о животном, которое вы видите на экране (слайд №8)
6. Подведение итогов учебного занятия.
Давайте подведем итоги нашего занятия.
На уроке мы повторили: (отвечают ученики)
- правила сложения и вычитания смешанных дробей;
- правила нахождения дроби от числа;
- представление неправильной дроби в виде смешанного числа.
Знания этих правил вам необходимы при дальнейшей работе со смешанными дробями.
А еще мы познакомились с некоторыми редкими растениями и животными Хабаровского края.
(Выставление оценок за урок).