Цели урока:
Создать условия для необходимости проверки
способа нахождения орфограммы слабой позиции в
окончаниях глаголов; развивать у учащихся навыки
грамотного письма ( орфографическую зоркость),
внимание к правильному употреблению слов с
учетом их соматической (смысловой) сочетаемости,
развивать умение строить предложение и текст.
Тип урока: Решение частных практических задач.
Этапы построения урока:
1 этап: Слово как минимальная единица речи.
2 этап: Предложение как смысловая единица языка.
3 этап: Работа с текстом.
Оборудование: Компьютерный класс, диск “Семейный наставник”русский язык 3-й класс, набор слов на доске.
ХОД УРОКА
I этап
На данном этапе речь ведём о слове. Какое значение несёт слово в нашей речи. Предлагается из набора букв составить слово – глагол, а затем изменить его по лицам для проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов по найденному способу проверки, записать эти слова в тетрадь. Здесь мы наблюдаем, как дети хорошо владеют способом проверки орфограмм в отдельно взятых словах.
Например: Образование слова из набора букв.
У Д Й (дуй)
У - Измените это слово по лицам:
(Ду?шь, ду?те, дуют, дую, ду?м)
У - Ребята, в некоторых словах я вместо букв поставила пропуск т.к я сомневаюсь в правильном написании букв в окончаниях глаголов. Помогите мне. Как будете действовать?
Д - нужно воспользоваться способом проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов, если способ работает в слове, значит, вписываем правильную букву в слове.
Запишите эти слова через запятую, а орфограммы подчеркните.
2 этап
На этом этапе мы переходим на более сложную смыслоразличительную единицу речи на предложение. Здесь мы наблюдаем за конструированием предложения, как дети способны находить орфограммы в зависимых друг от друга словах. Как орфографически грамотно запишут его под диктовку (комментированное письмо).
Например:
У - Ребята, вы написали набор слов или предложение?
Д - мы записали набор слов.
У - Чем отличается набор слов от предложения?
Д - Предложение выражает законченную мысль.
На доске даны слова. Нужно составить предложение (КАТАТ?СЯ, САНОЧ?КИ, И, ЛЮБ?ШЬ, ЛЮБИ, В?ЗИТЬ).
Комментированное письмо. Запись предложения с доказательствами орфограмм. (ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ)
Физминутка. Для пальчиков (Сороконожки).
Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали друг друга повстречали
Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли.
3 этап
Заключительным этапом данной работы является работа с текстом как с самой большой и значимой единицей нашей речи. Этот вид работы направлен на ориентацию и нахождение слабых позиций в окончании глаголов в контексте. Здесь ребята работают с электронным текстом – тестом, проверяют правильность выбранного способа проверки орфограмм, развивают умения работать с компьютером. Эта работа требует большего внимания и анализа собственных действий и решений.
Например:
У - Ребята, в словах и предложениях вы хорошо проверяете слабую позицию в окончании глаголов. Давайте поработаем с текстом. Перед вами дан набор предложений или текст? Поработайте с этим текстом. По окончании работы получите результат, если работа выполнена правильно, то свою помощь можете оказать другим ребятам ,если не правильно, можно обратиться за помощью.
- Молодцы, вы хорошо справились с работой, теперь точно можно сказать, что вы хорошо владеете способом проверки орфограмм слабых позиций в окончании глаголов.
- Вам понравился такой вид работы? (Ответы детей)
- Чем полезен и ценен этот урок для вас? (Ответы детей)
- Нам уроки такого типа нужны? (Ответы детей)
P.S. Задания для работы на компьютере можете выбрать по вашему усмотрению. Это зависит от уровня готовности вашего класса.