Программное содержание:
- Дать детям представления об экологических проблемах нашего города, о влиянии экологии на здоровье человека.
- Формировать у детей осознанное отношение к природе и понятие об участии человека в сохранении природы и ее богатств.
- Развивать у детей любознательность, стремление лучше узнать экологическое состояние нашего города.
- Воспитывать любовь к природе, умение беречь и сохранять ее.
Оборудование: карта Казахстана, картины с изображением достопримечательностей нашего города; картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки, изображающие облака различной формы; запрещающие знаки поведения в природе; рисунки детей; круги черного и белого цветов, музыкальные записи: СD диск “Прикоснись к природе” - “Таинственный лес”.
Пояснение: круги черного и белого цветов необходимы для игры “Хорошо – плохо”
Словарь: экология, экологические проблемы, смог, вредные выбросы, выхлопные газы, запрещающие знаки поведения в природе.
Предварительная работа: Беседы с использованием наглядного материала: “Мой край – Казахстан”, “Достопримечательные места нашего города”, “Различие: аула и города”, “Что такое ОБЛАКА?”
Рассказы воспитателя о природных зонах, растительном и животном мире нашей республики, о заповедниках Казахстана, Красной книге РК.
Экскурсии по экологической тропе детского сада в разное время года.
Методические приемы: Беседа, рассказ; использование элементов ТРИЗ: игра “Хорошо - плохо”, фантастическое путешествие, игры: “Посмотри и узнай”, “Распредели правильно”, “Что будет, если…”; использование художественного слова, работа с картой, решение проблемных ситуаций.
Данное занятие было проведено в подготовительной группе детского сада.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Здравствуйте гости! Здравствуй Солнышко! Твои лучи теплые и ласковые, согрели и разбудили нас. Стало нам радостно и весело. Твои лучики зовут нас к себе. Спасибо, Солнышко, мы подросли и тянемся к тебе, улыбаемся тебе, желаем друг другу и всем гостям здоровья и радости. Подарим друг другу дружбу и радостное настроение. Пусть оно поможет нам стать добрее и лучше. Будь, Солнышко, сегодня с нами и возьми хорошее Настроение.
Замечательно! Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
На чем можно путешествовать? (На поезде, самолете, автомобиле…)
Отгадайте загадку:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
- А, вы, хотите полететь на облаках?
- Ребята, посмотрите, какие разные бывают облака. Они принимают самые необычные формы. На что они похожи? (Игра “Посмотри и узнай”).
А теперь закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие на облаках. Каждый может выбрать себе облако по желанию.
Мы летим над нашей страной. Как она называется? (Казахстан)
- А, вы, можете сказать, почему наша Земля с высоты птичьего полета, имеет разную окраску? (Это разные природные зоны)
- Какие природные зоны на территории Казахстана, вы можете назвать? (Лесостепи, степи, полупустыни и горные ландшафты)
Работа с картой. Ребята, посмотрите вниз, что, за голубые пятна мы видим? (Ответы детей)
- А, какие моря, озера, вы, знаете? (Каспийское и Аральское моря, озеро Боровое, Зайсан, Алаколь, Тенгиз, озеро Балхаш)
- Что, вы, можете сказать об Аральском море? (Аральское море погибает, его вода высыхает и на берегах остается много соли. Сильные ветры разносят ее с берегов в разные стороны на многие километры. От этого соленого ветра страдают люди и природа. Это зона экологического бедствия)
- В Казахстане есть уникальное озеро, в котором одна половина с пресной водой, а другая – с соленой. Вода из двух частей озера никогда не перемешивается. Что это, за озеро? (Балхаш)
- Какие реки протекают по территории Казахстана? (Иртыш, Урал, Сырдарья, Или, Чу, Аксу, Лепсы…)
- Какие крупные города в нашей республике вы знаете? (Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск, Атырау, Актау, Тараз, Шымкент, Байконур)
Посмотрите дети, мы пролетаем с вами населенный пункт: невысокие дома, кое-где юрты, по степи всадники скачут на конях, не видно автобусов, троллейбусов, трамваев, нет дымящихся труб заводов и фабрик. Воздух очень чистый и свежий, красивая природа, в реке чистая вода.
- Что же, это? (Аул). Показ картины.
Ребенок читает стихотворение:
Степь. Султан Калиев.
Хорошо жить в городе большом,
Но когда я побывал в ауле,
То забыл свой трехэтажный дом
И машинный запах гулких улиц.
За аулом степь, кругом цветы,
Важно смотрят на меня верблюды…
Тишь и синь… Людской нет суеты.
Словом,
Степь, - как сказочное чудо.
Полетели дальше. Смотрите, смотрите высокие горы со снежными вершинами.
- Что это, за горы? (Горы Заилийского Алатау)
- Как переводится, это название? (Пестрые горы)
- Вы, видите, какие бесстрашные лыжники катаются с гор. Какое яркое солнце и голубое небо? Узнали, это место? (Это Шымбулак)
- Смотрите, мы спускаемся к высокогорному катку. Какой ровный лед, а сколько людей дышат чистым, свежим воздухом и любуются красотами Тянь-Шанских елей. Как называется этот каток?
- Подлетаем к городу. Смотрите еще гора, на ней телевизионная вышка, очень высокая. Что это за гора, как, вы, думаете? (Кок-Тюбе) (Показ картины)
- А что за город, раскинулся перед нами? (Алматы)
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение Д. Снегина:
Есть город в Казахстане,
Чудесный горд сад.
У самых гор Тянь-Шаня
Дворцы его стоят.
В том городе заветном
Стоят деревья в ряд
И под весенним ветром
Они шумят, шумят.
А в небе над дворцами
Фонтанами цветами
Пестрит Алма-Ата.
- Как переводится название нашего города? (Алматы – “яблочное место”)
- Но над городом мы видим дым или туман. Что это? (Смог)
- А, что такое смог? (Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)
- Откуда взялся этот дым? (От фабрик и заводов, выхлопных газов машин)
Да, ребята, а еще наш город находится в котловине, как в чаше, отсюда плохая проветриваемость города.
- Что же делать, чтобы воздух был чище?
Ребята, представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы…
Предложения детей:
- На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
- Надо изобрести новые машины.
- Люди должны посадить больше деревьев…
- Скажите, для чего нам в городе нужны растения? (Ответы детей:
- Растения очищают воздух.
- Растения дают нам кислород.
- Растения приглушают шум на городских улицах.
- Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).
Подвижная игра: “Замри” (Дети превращаются в любое животное, растение. Назвав в кого, они превратились, разрешается передвигаться по группе, сохраняя повадки животного. Растение может слегка раскачиваться, тянуться к солнышку)
Воспитатель: Да, растения образуют парки, сады… Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли, ее легкие.
Игра “Хорошо – плохо”
“Хорошо” |
“Плохо” |
|
1. |
В нашем городе строят красивые, современные здания! | Много вырубают, уничтожают
зеленых насаждений. Из-за высоких построек город проветривается еще меньше. |
2. |
В нашем городе все больше и больше появляется новых, красивых машин! | Большое количество выхлопных
газов, это загрязняет воздух. Люди часто болеют. |
3. |
Все больше людей любят гулять в парках, скверах, выезжают на природу на водоемы. | Многие люди загрязняют город и
его окрестности, оставляя много мусора. Ломают деревья, рвут цветы, разоряют гнезда и муравейники, и т.д. |
- Давайте вспомним, какие водоемы есть на территории и нашего города? (озеро Сайран, р. Большая и Малая Алматинки, Каргалинка, Казачка, Весновка).
- Посмотрите на воду, которую я набрала в реке и на чистую кипяченую воду. Хотели бы, вы, попробовать такую воду? (Ответы детей: она мутная, грязная, в ней что-то плавает)
Дети, что нужно сделать, чтобы водоемы стали чище? (Очищать их, собирать мусор. Вывозить мусор)
Ребенок читает стихотворение:
Не умываться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!
Почему люди стали больше болеть? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и очень зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ненужных, лишних. Человек тоже часть природы. Без нее он не может жить. Если человек неправильно ведет себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему становится самому плохо жить. (Показ запрещающих знаков “Осторожно! Природа!”)
Чтение расссказа воспитателем (разрешение проблемной ситуации).
“Девочка в лесу” (по В. А. Сухомлинскому).
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и пообедать. После обеда Оля собрала остатки пищи в бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки, и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Лида тихо ответила подруге…
- Что, по-вашему, ответила Лида? Кто поступил правильно?
Грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.
- Ребята, кто скажет, как, вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (Ответы детей)
Да, экология изучает сообщества живых организмов и неживую среду. Экология это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.
- Облака – это живая природа или неживая? (Неживая природа).
Игра “Разложи правильно”
- Какие еще объекты относятся к неживой природе? (вода, воздух, почва, песок, камни, глина, небесные тела)
- А, что относится к живой природе? (Люди, животные, насекомые, растения, рыбы, птицы)
- Чем отличаются объекты живой природы? (Живые объекты живут, питаются, размножаются, дышат)
Природа как израненная птица просит нас о помощи. В нашу группу пришло письмо от Лесовичка, он первым услышал этот зов, т.к. ближе всех к природе.
Дети отвечают на вопросы Лесовичка.
Игра “Что будет если…”
- Добрый день, ребята. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения в природе вам известны? Сейчас я, буду вам о них рассказывать, а вы будете отвечать, так ли вы себя ведете в природе.
- Ветки не ломаете, деревья не калечите, не травинку, ни лист зря не рвете…
- В лесу, парке играете: листьями бросаетесь, венки плетете, букеты рвете. Говорите: “Подумаешь, много зелени – еще вырастет!”
- На природе вы шумите, кричите, аукаете и, главное, вы никому не мешаете.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, мокрую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!
- А может быть, вы, говорите, что звери всякие нужны. Каждый делает в природе свое полезное дело.
- Молодцы ребята, за вас я спокойна. Я вижу, что вы любите природу и будете ее беречь.