Цель: создание условий для объединения членов нового коллектива.
Задачи:
- Познакомить учащихся друг с другом.
- Познакомить с правилами тренинга, стадиями развития коллектива, способами оценки каждого задания.
- Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграции членов классного коллектива.
Место проведения: школьный класс.
Продолжительность: 2,5-3 часа.
Предварительная подготовка: психолог 1 сентября приходит в класс.
I. Проводит анкету с учащимися:
- Считаешь ли ты новый класс «своим»?
- Веришь ли ты, что класс будет дружным?
- Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?
II. Обращается с просьбой помочь ему в организации тренинга и предлагает собраться желающим в кабинете после классного часа.
III. Распределяет задания между членами инициативной группы, консультирует учащихся по организации и проведению упражнений.
Оборудование и материалы:
- классная доска, мел;
- бэйджи и фломастеры;
- результаты анкеты в виде диаграмм;
- рисунки-символы стадий развития коллектива;
- текст с правилами тренинга;
- бланк учета баллов;
- листы с текстом психологических характеристик геометрических фигур (на группу 6-8 экз.);
- бланк к упражнению Охота за фактами (по кол-ву уч-ся) и авторучки;
- три приза (тетрадь, ручка, блокнот);
- веревки (или платки) 6-8 шт. для упражнения «Экстрим»;
- куски обоев 50 х 50 см (или картонные папки) - 8-10 шт. для упражнения «Экстрим»;
- инструкции для участников групп для упражнения «Экстрим» на группу (6 экз.);
- бланки с вопросами для упражнения «Следопыт» (5 экз.)
- ватман, клей;
- разноцветные листки для отзыва участников (по кол-ву уч-ся).
План тренингового занятия.
I. Введение в тренинг.
- Вступительное слово психолога.
- Знакомство друг с другом.
- Результаты анкетирования.
- Информирование о стадиях развития коллектива.
II. Основная часть (Приложение 1).
- Упражнение «Геометрические фигуры».
- Упражнение «Общие черты».
- Упражнение «Охота за фактами».
- Упражнение «Кто?».
- Разминка: «Пианино», «Стройся».
- Упражнение «Экстрим».
- Упражнение «Следопыт».
III. Завершение работы (Приложение 2).
- Задание «Отзыв в классную газету».
- Упражнение «Пирамида».
- Рефлексия.
- Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Ход тренинга
I. Введение в тренинг.
Психолог: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Давайте начнем наш тренинг со знакомства друг с другом. Напишите свое имя или производное от имени, т.е. так как вы хотели, чтобы вас называли одноклассники. Напишите имя очень разборчиво на бэйджиках.
(Участники оформляют бэйджи.)
Назовите четко свое имя. Следующий участник называет имя предыдущего участника и свое. Третий участник называет имя двух предыдущих и своё и т.д. Понятно? Кто самый смелый и хочет начать самым первым?
Ведущий: Теперь мы знаем всех по именам. А сейчас мы хотим Вас познакомить с результатами анкеты. На рис.1. представлены ответы учащихся класса на вопрос «Считаешь ли ты новый класс «своим»?». Так 38% уч-ся ответили «да», 3%- «не знаю», а 59% - «нет». На вопрос «Веришь ли ты, что класс будет дружным?» большинство учащихся ответило «нет» (66%), а вот 28% верят в то, что это произойдет, 6% учащихся ответило «не знаю». На вопрос «Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?» только 31% учащихся ответило «да», 69% учащихся нашего класса ответило «нет».
Психолог: Дорогие друзья, я сомневаюсь, что большинство из Вас хочет учиться в чужом, недружном классе. Но вот, чтобы класс стал своим для этого надо что-то делать. Мы с инициативной группой подготовили этот тренинг. Тренинг от слова «тренировка», давайте потренируемся в умении действовать сообща, а в конце тренинга оценим, как это у нас получилось.
Психолог: Для начала давайте познакомимся со стадиями развития коллектива и определим, на какой стадии находимся мы.
Образное описание стадий развития коллектива [5]
(по А.Н. Лутошкину)
Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».
«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.
«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.
«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
«Алый парус». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В классе товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.
«Горящий факел». В классе тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Класс не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.
Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, определите, на каком этапе находится наш коллектив.
(Участники высказываются.)
Психолог: Я согласна с большинством учащихся пока уровень развития коллектива самый низкий - «Песчаная россыпь». Это закономерно для каждого нового коллектива. Развитие быстро не происходит, однако давайте сегодня попробуем подняться на ступень выше. В этом нам поможет тренинг сплочения. В течение всего отведенного времени мы будем объединяться в различные микрогруппы для выполнения задания. Задание будет оцениваться двумя оценками или 10 баллов или 0 баллов. 10 баллов ставится за общее выполнение задания, 0 баллов ставится в случае, если кто-то не выполнял задание. Если группа наберет в течение сегодняшнего тренинга более 140 баллов – коллектив начал развиваться и группа поднялась на ступень выше, достигла стадии «Мягкая глины».
Ведущий: Прежде чем приступим к действиям, давайте познакомимся с Правилами тренинга:
- Быть активным (принимать участие во всех заданиях).
- Говорить по очереди.
- Прислушиваться к мнению других.
- Каждое задание оценивается 0 бал. или 10 бал.
(Каждый участник дает согласие соблюдать правила и правила вывешиваются на доску.)
II. Основная часть (Приложение 1).
III. Завершение работы (Приложение 2).
Список литературы:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., 2001.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. - М.,1995.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.
- Лейбман И. Связанные одной целью. / Школьный психолог – 2004 - №13.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М., 1978.
- От соперничества к сотрудничеству /под. ред. Тарасовой Н.П. - М., 1999.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под. ред. Битяновой М.Р. – СПб., 2003.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. -М., 1998.