Цели:
- Изучение литературной сказки английского автора в сопоставлении с реалистическим рассказом современного русского писателя.
- Обучение навыкам анализа текста.
- Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты.
- Воспитание любви к матери, уважения к человеку.
Ход урока
Стадия вызова. Загадки о звезде.
-
Шла девица из Питера,
Несла кувшин бисера,
Она его рассыпала, никто не соберет,
Ни царь, ни царица, ни красная девица. -
Вечером цветут, утром увянут,
Днем спят, ночью пробуждаются.
Отгадки лежат у вас на столе (звездочка). Положите свою руку на отгадку. Это были первые загадки. Их сегодня на уроке будет много, ведь в каждом литературном произведении немало загадок, а отгадать их лучше всего сможет тот, кто внимательно читает. Одной из подсказок часто бывает название произведения.
Слово учителя.
Итак, запишем тему урока «Подари сердце людям».
На уроке вы научитесь анализировать художественное произведение, сопоставлять два текста, написанные разными авторами в разное время и в разных странах, будете рассуждать о красоте и доброте, и я думаю, вы поймете, что истинная красота невозможна без доброты.
Обратите внимание на мысли знаменитых людей:
- Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца людей. (Ч. Бакстона)
- Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. (Ф. Купер)
- Наиболее полно выражается нравственная культура человека в том, чтобы одинаково ценить как собственное, так и чужое. (Белинский)
В конце урока вы выберите одно из них, которое, на ваш взгляд, выражает основную мысль обоих произведений и сегодняшнего урока.
Основная часть.
При чтении сказки вам встретились незнакомые слова, чтобы все в тексте было понятно, объясните некоторые из них: тиран, преемник, скипетр, прокаженный, помыкать.
Задумайтесь над словом звезда. Какие эпитеты, ассоциации связаны с этим словом? Слово звезда напоминает о красоте. Что должна нести людям такая звезда? (Свет, тепло, любовь, доброту.)
Герой сказки Уайльда – Мальчик-Звезда. В какой мир погружаетесь вы при чтении первых страниц повести. (В мир холода.)
Какую сказку напоминают первые строки, или какую героиню из сказки? («Снежная королева».)
Что произошло в морозном ледяном лесу? (Упала звезда; эпизод зачитать.)
Как отнеслись к находке лесорубы? Как вы понимаете выражение: в доме, где живут люди с каменным сердцем, всегда будет стужа.
В какую семью попадает мальчик? Каким он должен был вырасти? А каким он вырос? Почему так случилось? (Он вырос гордым, жестоким –комментирование ответа отрывком из произведения О. Уайльда.)
Какие поступки мальчика вас возмутили? Самый жестокий поступок? (Поступок с женщиной.) Почему он так поступил? (Женщина была плохо одета.)
Ребята, вы осуждаете главного героя за его бездушие, бессердечие, а как вы сами относитесь к людям в немодной, грязной, старой одежде? (Ответы детей.)
Значит, в нас тоже есть что-то от Мальчика-Звезды. А может красота помочь в борьбе со злом? Как? (Красивого душой человека любят, ему подражают.)
Получается, красота – это сокровище, но распорядиться ею можно по-разному: можно нести людям свет, добро и любовь, а можно холод, зло, жестокость. Как распорядился Мальчик-звезда своим сокровищем? Как жизнь наказала его?
(Чтение эпизода «Некрасивый».)
Анализ рассказа «Чуточка».
Обратимся к другому герою нашего урока – девочка из рассказа С. Сибирцева «Чуточка».
Краткое содержание рассказа «Чуточка».
Что общего со сказкой? Что отличает героев? (Отношение к людям, к матери.)
Почему рассказ называется «Чуточка»? Как девочка относилась к матери?
Если символом Мальчика-Звезды вы считаете звезду, то что бы вы предложили в качестве символа девочки-чуточки? (Сердце.)
Вернемся к сказке О. Уайльда. Вы оставили нашего героя одного со своей бедой. Как обращаются люди с Мальчиком-Звездой во время его скитания, почему так происходит? Почему Крот, Коноплянка, Белочка не помогли ему?
(Прочитать диалоги по ролям.)
Что изменилось в характере и поступках Мальчика-Звезды к моменту его встречи с Зайчонком? (Он стал добрым, научился видеть чужое горе, сочувствовать, он стал похож на девочку-чуточку.) Подтвердите ваши слова текстом? (Освободил Зайчонка, отдал монету прокаженному.)
Когда к Мальчику-Звезде возвращается красота? Почему именно в это время? (Красота без доброты ничто, красоты, без доброты не бывает.)
Чем заканчивается сказка. О чем заставляет задуматься концовка? (Добро не вечно, добро всегда подстерегает зло.)
Итоги урока:
Вернитесь к высказываниям, какое из них наиболее полно отражает основную мысль сказки.
Я хочу попросить вас взять звезду, которая лежит у вас на столе и написать на обратной стороне самое заветное желание.
Я хочу подарить вам сердечки. На сердечках напишите хорошее-хорошее пожелание и подарите его самому любимому человеку – это будет вашим домашним заданием – подарите свое сердце людям.
А если так, то, что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий