ЦЕЛЬ УРОКА: изучить размещение основных форм рельефа и полезных ископаемых Австралии.
ЗАДАЧИ:
Образовательные – сформировать у учащихся представление о рельефе и полезных ископаемых Австралии.
Воспитательные – развитие умения учебного труда, формирование приемов наблюдения, умение действовать самостоятельно.
Развивающие – развитие умений делать выводы, умение выделять главные формы рельефа Австралии, анализировать тематические карты материка.
ТИП УРОКА: урок-путешествие с использованием ИКТ.
ОБОРУДОВАНИЕ: профиль Австралии на ватмане, таблички с названиями основных форм рельефа, климатических поясов, полезных ископаемых, контурные карты Австралии, атласы, цветные карточки «гео», экран, слайды, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ. (1-2 слайды)
- Внимание! Сегодня у нас необычный урок это урок- путешествие. Цель нашего путешествия: изучение основных форм рельефа и полезных ископаемых Австралии. Значит мы куда с вами отправляемся? Правильно в Австралию. Вы, ребята, будете не учениками, а юными моряками – юнгами, а я буду вашим капитаном.
Во время путешествия вы можете заработать так называемые «гео» - это наши деньги, их затем можно выменять на оценки. (Запись на доске: 4 гео = «5»; 3 гео = «4»; 2 гео = «3»)
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
(3 слайд- фото корабля) «Это наш корабль. Но для того, чтобы поднять паруса нашего корабля и отправиться в путешествие, нужно иметь представление об этом месте (далее 1 ученик рассказывает стихотворение про Австралию).
«Она располагается под нами
Там очевидно ходят вверх ногами
Там наизнанку вывернутый год
Там расцветают в октябре сады
Там в октябре, а не в июле лето
Там протекают реки без воды
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут без коры
Там кролики страшнее наводнения».
(Далее беседа с учащимися о стихотворении)
Но для того чтобы плыть до Австралии, уважаемые юнги, мы должны знать, куда плыть, то есть географическое положение материка, а также заслать разведчиков (т. е. 4-5 учащимся выдаем индивидуальные карточки с заданиями по прошлым темам уроков см. приложение,(4 слайд – план описания географического положения материка; + на доске контур Австралии и таблички с названиями крайних точек материка; морей и океанов, омывающих материк; климатических поясов). Отвечающий ученик на каждый пункт плана, размещает таблички с названиями на контур Австралии с помощью магнитов и получает «гео». Работа по плану.
План описания географического положения материка.
- Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
- Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
- В каких климатических поясах расположен материк?
- Определите, какие океаны и моря омывают материк.
- Как расположен материк относительно других материков?
Подводятся итоги. «Разведчики» сдают карточки.
- Молодцы! Теперь отправляемся в путешествие. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал. Давайте вспомним путешественников, которые были до нас (5 слайд – остановка № 1 «Путешественники Австралии»). Высвечиваются вопросы с помощью анимации, ребята отвечают на них получают «гео».
Вопросы:
- Народ, первый побывавший на материке Австралия? (Голландцы)
- Голландский мореплаватель, первооткрыватель острова Тасмания -1642г. (Абель Тасман)
- Путешествия какого английского мореплавателя доказали, что Австралия – самостоятельный материк? (Джеймс Кук)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ УРОКА.
(Слайд 6. Остановка № 2. «Рельеф Австралии»). Заполнение блок-схемы «Рельеф Австралии» (см. приложение 1).
У: - Спускаемся с корабля на берег. Давайте рассмотрим особенности рельефа Австралии, откройте карту атласа «Строение земной коры», страница 4(работа с тематическими картами). – На какие две части можно разделить Австралию по тектоническому строению? (на восточную и западную). Что лежит в основе западной части (Австралийская платформа), а что- в восточной (складчатые горы)?
- Хорошо. Давайте посмотрим на физическую карту Австралии и сравним, на какие формы рельефа разделяется западная часть материка (на Западно – Австралийское плоскогорье и Центральную равнину),а на какие- восточная часть (Большой Водораздельный хребет). Далее учитель – капитан рассказывает, об истории формировании рельефа материка.
Затем учащимся демонстрируются слайды о природе этих форм рельефа.
Слайд 7. Природа Западно – Австралийского плоскогорья. Отмечаем его на профиле Австралии.
Слайд 8. Центральная равнина. Также отмечаем на профиле. На этой равнине находится самая низкое место, учащимся дается задание найти его и обозначить на профиле.(озеро Эйр).
Слайд 9. Большой Водораздельный хребет. Стоит отметить, что здесь находится самая высокая гора – Косцюшко, ребята находят на карте и называют ее высоту и один из учащихся отмечают ее на профиле Австралии.
У: - А теперь попутешествуем вглубь материка, какими полезными ископаемыми богата Австралия.
Слайд 10. Остановка 4. «Полезные ископаемые Австралии».
Работа с таблицей, которая изображена на этом слайде.
Таблица «Размещение полезных ископаемых».
ФОРМЫ РЕЛЬЕФА |
ТЕКТОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА |
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ |
ЗАПАДНО-АВСТРАЛИЙСКОЕ плоскогорье |
? |
? |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ равнина |
? |
? |
БОЛЬШОЙ ВОДОРАЗДЕЛЬНЫЙ хребет |
? |
? |
- Дополнительные сообщения о полезных ископаемых Австралии. (можно заранее дать учащимся).
- Добыча золота. Штат Западная Австралия. Нашли наиболее крупный самородок золота «Плита Холтермана» - 285 кг вместе с кварцем, чистого золота- 83,3 кг.
- Мировой славой пользуются Австралийские опалы. 95 % всех драгоценных опалов в Австралии добываются на месторождении «Кубер – Педи» - (самое жаркое место страны + 45 градусов) с аборигенского переводится как «белый человек в яме». Существует легенда: «Давным- давно духи похитили все цвета у радуги и вложили в камень». Люди, которые работают там и живут под землей, потому что очень жарко(возле озера Эйр).
- Огромные запасы алмазов. 1 место в 1983 году по добыче. (Месторождение Кимберли, штат Западная Австралия)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Слайд 11. «Возвращение домой».
Список-перечень географических объектов, которые должны знать учащиеся.
У: - Молодцы! Пора домой возвращаться, но для того, чтобы вы могли рассказать своим близким о своем путешествии, давайте на контурной карте обозначим основные формы рельефа и полезные ископаемые Австралии (работа учащихся с контурными картами и атласами)
Итоги: подсчитываем кто, сколько заработал «гео», выставляем оценки
V .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с. 131 -132, закончить работу в контурных картах.
Слайд 12. «Спасибо за урок!»
Список литературы:
- Воробцова Т. Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Коринской и др.. «География материков и океанов». Волгоград, 2002 г.
- География в кроссвордах/ сот. С. Н. Труднева. – 2-е изд.. стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/ сост. С. Г. Зубанова. Ю. В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007.
- Перлов Л. Е. Дидактические карточки- задания по географии: 7 класс к учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс»/ Л. Е. Перлов. – М.: «Издательство «Экзамен». 2007.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.
- Физическая география: Справ. Пособие для подгот. Отд. И поступающих в вузы/ Г.В. Володина, И. В. Душина, С. Г. Любушкина и др.; Под ред. К. В. Пашканга. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк., 1995.