Урок русского языка по теме "Правописание слов с приставкой с-" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Правописание слов с приставкой с- » средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию:

Образовательная: создать условия для осознания правила правописания приставки с- в словах.

Развивающая: создать атмосферу исследования и поиска выхода их проблемной ситуации, возникшей на уроке; развивать умение применять знания в новой учебной ситуации.

Воспитательная: способствовать пониманию важности интеллектуальных усилий для успешного обучения; испытывать чувство гордости за свой интеллектуальный труд и чувство радости от того, что можешь помочь другим.

Основные методы обучения:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;

Средства обучения:

  • учебник;
  • карточки с заданием на уроке;
  • карточки с домашним заданием;
  • кукольная игрушка Незнайка;

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика.

1.

Организационный

Приветствует учеников. Создаёт настрой на познавательную деятельность на уроке.

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность рабочего места.

2.

 

Актуализация и мотивация деятельности учащихся.

.

1. Чистописание.
2. Организует повторение по теме «Правописание парных согласных в корне слова» и через введение сказочного героя мотивирует учащихся на выполнение самостоятельной работы.
3. Проводит углубление. Правописание парных согласных в корне слова иногда зависит от лексического значения слова.
4. Физкультминутка.

1.Повторяют навыки каллиграфического написания бук Зз, Сс и различных соединений с этими буквами. Вспоминают, какую опасность представляют парные согласные при написании.
2.Вспоминают правило написания парных согласных в корне слова в слабой позиции.
Самостоятельно выполняют задание на карточке № 1 и организуют самооценку.
3.Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о том, что написание парных согласных в корне слова в слабой позиции может зависеть от лексического значения слова.
Фещенко Тимофей проводит физкультминутку, используя упражнения из исследовательской работы «Почему школьнику нужно правильно сидеть?»

3.

Целеполагание.

Учитель подводит детей к самостоятельной формулировке темы и помогает сформулировать цели данного урока.

Самостоятельно формулируют тему урока.
С помощью учителя называют цели учебного занятия.

4.

Первичное восприятие, осознание и осмысление блока новой учебной информации.

1.Организует работу по группировке слов по способу произношения приставки с- в словах.
2.Организует запись первого совета Незнайке при помощи стихотворной помогалочки.

1. Группируют и записывают слова с приставкой с- по способу произношения.
Делают вывод о произношении и правописании этой приставки, выступая в роли учителя Знайки.

5.

Применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

1. Организует первичное закрепление. Выполнение упр. 83.
2. Организует сравнение вывода по итогам собственных наблюдений по правописанию слов с приставкой с- с выводом, данным в учебнике.
4. Знакомит со словами, которые не относятся к правилу правописания приставки с-.
5. Организует запись второго совета Незнайке при помощи стихотворной помогалочки.

1. Самостоятельно выполняют упражнение 83.
2. Организуют самопроверку, выступая в роли учителя Знайки.
3. Ещё раз делают вывод о правописании приставки с- и сравнивают свой вывод с выводом учебника.
4.Отвечают на «хитрый» вопрос и находят выход из трудной ситуации.
5. Делают вывод о правописании слов «здесь», «здание», «здоровье», выступая в роли учителя Знайки.

6.

Подведение итогов урока.

1. Организует работу по подведению итогов урока.
2. Поощряет учеников за работу на уроке и благодарит их.
3. Даёт дифференцированное домашнее задание.

1. Делают выводы о том, что наблюдали, чему научились.
2. Оценивают свою работу.
3. Знакомятся с карточкой №2 и задают вопросы по
содержанию домашней работы.

Конспект урока.

I этап. Организационный.

Учитель: Начинаем урок русского языка.

Открываем тетради, записываем число (Пятнадцатое октября). Классная работа.

II этап. Актуализация и мотивация деятельности учащихся.

Учитель: Отгадайте шараду и узнайте, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?

С глухим траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает.

Ученики: Коса-коза. Буквы: «С», «З».

Учитель: Вспомним написания этих букв и различных соединений с ними.

Ученики комментируют написание букв Зз, Сс , соединений и слов с этими буквами.

Зз Сс зав съе узн ист вроз плас Знайка - Незнайка

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему я взяла для чистописания пару этих букв?

Ученики: Эти буквы обозначают парные согласные звуки [з – с] и [з' - с'] .

Учитель: Какую опасность представляют эти буквы при написании?

Ученики: Они пишутся не так как слышатся, когда стоят в корне слова в слабой позиции. Буквы З-С, обозначающие парные согласные звуки в корне слова в слабой позиции - это трудные орфограммы.

Учитель: Как не ошибиться в написании слов с этой орфограммой?

Ученик: Нужно изменить слово так, чтобы после этой согласной стоял гласный или сонорный согласный.

Учитель: Уважаемые ученики примените свои знания и выполните задание на карточке №1.

Ученики читают задание, выполняют его и организуют взаимопроверку, а затем сверяют правильность с текстом на доске.

На доске: Алмаз, парус, глобус, низкая ступенька, глаз(глас) или изморозь (изморось), берёзки, привёз.

Ученики комментируют с места.

Например: арбуз – парная согласная «з» в корне «арбуз» в слабой позиции. Проверочное слово: арбузы, арбузные корки.

Учитель: Ребята, какое слово можно написать по-разному?

Ученики: Глаз-глас или изморозь-изморось.

Учитель: Чем похожи эти слова?

Ученики: Они похожи произношением.

Учитель: Чем отличаются?

Ученики: Написанием и лексическим значением слова.

Учитель: Назовите лексические значения слов.

Ученики: Глаз-орган зрения, глас-голос (гласить-говорить). Изморозь-снежный слой, образующийся на поверхности в туманную морозную погоду, разновидность инея. Изморось-очень мелкий дождь.

Учитель: Сделайте вывод. От чего может зависеть написание парных согласных в корне слова?

Ученики: Написание парных согласных в корне слова в слабой позиции может зависеть от лексического значения слова.

Учитель: Молодцы, дети! Незнайка тоже верно выполнил задание и получил оценку 5.

От радости Незнайка подпрыгнул на одной ножке, громко закричал: «Ура!» и важно сказал: «Как гласит русская народная пословица: сделал дело – гуляй смело!» Затем написал её на доске и быстро побежал играть на улицу.

А у нас тоже отдых. Физкультминутку проводит Тимофей Фещенко.

III. Целеполагание.

На доске: Зделал дело-гуляй смело.

Учитель: Ребята, исправьте ошибку Незнайки. В какой части слова находится эта буква?

Ученики: Нужно было написать букву «с». Это приставка.

Учитель: Назовите тему урока.

Ученики: Правописание слов с приставкой с- .

Учитель: Чем будем заниматься?

Ученики:

Будем учиться находить приставку с- в словах.
Будем учиться писать слова с этой приставкой.
Будем развивать орфографическую зоркость.

Учитель: А ещё составим полезные советы по этой теме Незнайке или поможем самим себе стать Знайками.

Учитель: Ребята, а почему Незнайка ошибся?

Ученики: Он писал так, как слышал.

IV. Первичное восприятие, осознание и осмысление новой учебной информации.

Учитель: Убедимся в том, что приставка с- произносится по-разному. Запишем слова в два столбика. Диктую слова. Дети записывают на доске и в тетради, выделяя корень и приставку.

 [з]

 

 

[с]

сговор (говор,разговорчики,

 

 

стереть (тёрка, тёр)

    говорливый)

 

 

сумел (ум, умение, умный)

сделал (дело, делишки, деловой)

 

 

спрос (просьба, просить)

сгущёнка (гуща, густой)

 

 

смазка (мазь, помазать)

сбритая борода (бритва, брить)

 

 

 

Учитель: Перед звонкими согласными приставка произносится как [з] , перед глухими, сонорными согласными и перед гласными как [с] .

Какой первый совет оставим Незнайке или как поможем себе стать Знайками.

Ученики: Приставка с- произносится по-разному, а пишется всегда одинаково.

Учитель: А у меня есть стихотворная помогалочка.

На доске:

Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет.

V. Применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Ученики читают задание и выполняют упр.83. Выделяют только приставки.

Взаимопроверка. Ещё раз делают вывод. Сравнивают с выводом, написанным в учебнике на странице 51.

Учитель: Знайка приготовил для нас «хитрый» вопрос.

Есть ли приставки в словах «здание» и «здоровье»?

Ученики: Нет. (Объясняют почему)

Учитель: Значит, относятся ли эти слова к правилу правописания приставки с-?

Ученики: Эти слова не подчиняются этому правилу.

Учитель: Есть ещё одно слово, которое нужно запомнить. Это слово «здесь».

Какой второй совет дадим Незнайке или как поможем себе стать Знайками.?

Ученики: Слова «здесь, здание, здоровье» не относятся к правилу правописания приставки с- .

Учитель: Запишем стихотворную помогалочку. Дети списывают с доски.

«Здесь, здание, здоровье» -
Ты заучи слова.
В них не ищи приставки.
И с «з» пиши всегда.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Сделаем вывод по уроку.

Ученики объясняют, по какой теме работали, что исследовали, к каким выводам пришли.

Учитель: Так как мало материала в учебнике, то даю задание на карточке №2.

Ученики прочитывают задание и задают вопросы.

Учитель объявляет оценки за урок и благодарит детей за работу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3