Цель: Ознакомление учащихся с именами собственными. Закрепление знаний об имени существительном. Развитие речевого опыта, усвоение грамматических понятий. Развитие мыслительной деятельности, памяти, воображения, навыков письма.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день!
Урок русского языка.
- Запишите дату. Вид работы.
- Давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
- А предложения из чего состоят?
- Если слова являются частью предложения, можно ли сказать, что они являются частью нашей речи?
- Мы сегодня с вами продолжим разговор об одной из части речи.
2. Новая тема с закреплением пройденного материала.
- Прочитайте слова про себя!
- Запишите слова по группам ( имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
ЗИМА, СКАЗОЧНЫЙ, ПУШИСТЫЙ, СНЕГ, ЛЕС, ИСКРИТСЯ, СОЛНЦЕ, МОХНАТЫЕ, ВЕТКИ, ЗАЯЦ.
- На какие вопросы отвечают данные слова?
ЗИМА, СНЕГ, ЛЕС, СОЛНЦЕ, ВЕТКИ, ЗАЯЦ.
- Что означают эти слова?
- Значит, какой частью речи мы их назовем?
- Придумайте еще примеры имен существительных.
- А как вы думаете, слово рука является именем существительным?
3. Физкультминутка
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Потом мы приседаем
И дружно все встаем
4. Ребята у меня есть слова ОЛЯ, ГУБКИНСКИЙ, к какому их столбику отнесем? Почему?
- Давайте вспомним признаки имен существительных.
5. Упражнение 209.
Что нужно сделать в этом упражнении?
Назовите имена собственные? Можно назвать их именами существительными?
6. Ребята, о каком времени года шла речь, когда мы записывали дату? (о зиме)
Если мы посмотрим в окно, что увидим? (составляют предложения)
- На доске висит картина «Зима в лесу».
Давайте закроем глаза и представим, находясь в этом лесу. Что мы видим и что чувствуем? (Составляют рассказ, используя опорные слова с доски).
Зима, сказочный, пушистый, снег, лес, искрится, солнце, мохнатые, ветки, заяц.
- Кто вспомнит стихотворения о зиме?
7. ИТОГ:
Что узнали об имени существительном?
Какие части речи использовали при составлении рассказа?