Открытый урок по разделу: "Кулинария". Игра "Счастливый случай"

Разделы: Технология


Домашнее задание: Визитная карточка команды, эмблема, реклама и товарный знак.

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по разделу "Кулинария"
  • Продолжить развитие мыслительной деятельности на уроке, развитие навыков коллективной работы.
  • Воспитывать коммуникативность через работу в группах, формировать эстетический вкус.

Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.

Методы обучения: самостоятельная работа с учётом личностно-ориентированного подхода.

Средства обучения:

  • таблицы "Кондитерские изделия",
  • "Изделия из теста",
  • карточки-задания,
  • выставка хлебобулочных изделий и литературы.

Межпредметные связи: история, литература, биология.

Ход урока

1. Организационная часть - контроль посещаемости и готовности к занятиям.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы подводим итоги по разделу программы "Кулинария". На уроке мы совершим путешествие во времени, а поможет нам наша гостья сказительница:

- Приглушенно звучит музыка, мы слышим звуки природы: здесь пение птиц, шелест листвы и журчанье ручья.

Сказительница - Сейчас мы совершим путешествие к нашим предкам, которые населяли планету более чем за 600 поколений до нас. Надо полагать, жизнь их была нелегкой. Главное - это была забота о пропитаний. Мужчины в тяжелой и опасной борьбе добывали мясо. Женщины и подростки занимались сбором плодов. И столько же поколений, жертвуя собой, добывали для нас сведения о том, что можно, а чего нельзя употреблять в пищу. Далекие наши предки вели наблюдения, исследовали, чтобы подарить свои знания идущим вслед поколениям. Горсть зерна брошена в рот. Вкусно? Когда другого не пробовал, наверное и это вкусно. Со временем зерно стали варить в удобной форме камня, потом его стали растирать между камнями, получилась крупа. Но раз мы вымеряем путь к хлебу, назовем эту дроблёную крупу мукой грубого помола, ей еще предстоит мельчать и очищаться, чтобы стать той мукой, которую мы сегодня знаем. С появлением гончарного дела - эту крупу варили в горшках на раскаленных камнях. Итак, получилась каша, через кашу вступил человек в эру хлеба. По недосмотру, во время варки, жидкая каша перелилась за стенки горшка на раскалённые камни, и превратилась в румяную лепёшку. Аппетитная на вид, она удивила человека и вкусом. В следующий раз уже готовилась не каша, а тесто для лепешки и факт остается фактом: пшеничный хлеб из пресного теста - самый древний. А как появился хлеб из кислого теста? Считается, что способ его приготовления открыт опять случайно, примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. Вроде бы подкисло тесто у раба приставленного к кухне, по его недосмотру (гениальная оплошность), но он желая избежать взбучки, лепешки все-таки испек. Каково же было его удивление, когда вместо наказания он заслужил похвалу, потому что эти лепешки оказались вкуснее, пышнее и румянее тех, что готовились раньше. Бедняга, пораженный случившимся пал на колени и воскликнул: "Это дар божий". С тех пор во многих странах хлеб считается божьим даром. С позиции сегодняшних наших знаний мы можем чуть подправить легенду в сторону правдоподобия. Видимо в подкисшую кашу из мелко дроблённогозерна попали по счастливой случайности дрожжевые клетки , они-то и оживили кашу, сотворив из нее дышащее тесто, которое на глазах увеличивалось в объеме. Методом проб и ошибок, хотя и не так скоро, стало развиваться хлебопечение.

Большие умы "изучали" хлеб. Стар и вечно молод он. Во всяком случае он уже был в 5 веке до нашей эры. В Нью-Йорке есть в музее каравай, которому 3400 лет. До нас дошли и свидетельства особого почтения, которое жители городов древности оказывали хлебопекам. Еще бы - они повторяли чудо, единожды сотворенное богом! В Риме есть памятник пекарю Евризаку (высота памятника 13 метров). Этот человек делал свое дело на совесть. При жизни - слава, после смерти - увековечивание.

О хлебе слагались песни и стихи, снимались фильмы. И сегодняшнее наше путешествие завершаем стихотворением А. Мирзаева '''Растите хлеб". Читает:.

Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он - наших городов и сел мечта,
Он - пенье птиц,
Он - памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб - историю страны.
Растите хлеб - грядущую опару.
Дороже он, чем всех сокровищ горы,
Он, наша жизнь, а жизни нет цены.

1- ведущий - Представление команд, Визитная карточка команд.

Первый гейм

2-ведущий: Условие командам ответить на вопросы:

1. Дрожжи - вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

2. Тесто - густая масса из муки, замешанная на жидкости.

3. Клецки - кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке.

4. Хворост - кондитерское изделие из густого теста, жарят в кипящем масле, готовые вынимают шумовкой.

5. Начинка - то, что кладут внутрь изделий из теста.

6. Мука - продукт, получаемый при размоле зерна.

7. Сахар - пищевой продукт получаемый из особого вида растений свеклы и тростника.

8. Пирожки - небольшие по величине мучные изделия из теста с начинкой,

9. Кекс - мучное кондитерское изделие, обычно с изюмом.

10. Безе - легкое пирожное из взбитых яичных белков.

11. Аппетит - ощущение, связанное с процессом потребления пищи.

12. Повидло - сладкая густая масса из плодов или ягод, используется как начинка в изделиях из муки.

13. Пирожное - кондитерское изделие из сладкого теста и в зависимости от вида теста имеют разделения.

14. Менюперечень кушаний и напитков к завтраку, обеду и ужину.

15. Макаронные изделия -пищевой продукт из высушенного пшеничного теста различной формы.

16. Блины - мучное кушанье, приготовленное из жидкого теста. Печь рекомендуется перед подачей на стол.

17. Вафля - тонкое сухое печенье с клетчатым оттиском на поверхности.

18. Взбивалка - инструмент для приготовления крема и коктейлей.

19. Кондитер - работник, знающий технологический процесс приготовления теста, крема, помадки, сиропа.

Второй гейм

1 ведущий: Заморочки из бочки:

1. Что служит источником энергии, которая расходуется человеком на рост, развитие, работу. (Пища).

2. Назвать вид теста, которое содержит большое количество сливочного масла, сахарного песка и яиц. (Песочное).

3. Очень старый вид пирога с начинкой, о котором упоминается в произведении Н. В. Гоголя "Мёртвые души". (Кулебяка).

4. Жидкое тесто, состоящее из муки (50% нормы), воды (70:100% нормы), дрожжей и небольшого количества сахара. (Опара).

5. Тесто, из которого готовят мучные кулинарные изделия: блинчики, пельмени, кондитерские изделия. (Бездрожжевое).

6. В чём выражается количество применяемой пищи. (Килокалориях, КДж).

Третий гейм

2 ведущий: Таинственный гость: продолжить пословицы-

1. Труд - дело чести, будь в труде...(на первом месте).

2. Труд человека кормит, а::::(лень портит).

3. Кто любит трудиться, тому::..(без дела не сидится).

4. Не топор кормит, а::::::.(работа).

5. Кто труда не боится, того:::..(лень сторонится).

Четвёртый гейм

1 ведущий: по очереди надо ответить на вопросы:

1. Главный строительный материал для человеческого тела, участвующий в процессе обмена веществ:..(белки)

2. Какое вещество входит в состав всех органов и тканей, и является составной частью человека? (вода)

3. Какое вещество является главным поставщиком для мозга? (глюкоза)

4. Суточная потребность воды. (1,5 - 2,5л).

5. Продукты консервированные с большим количеством сахара (варенье, джем)

6. Недостаток чего в организме приводит к быстрой утомляемости, понижению работоспособности, ослаблению памяти? (витаминов)

7. Что такое сервировка стола? (подготовка и оформление стола для приёма пищи)

8. Какие разрыхлители вы знаете? (дрожжи, сода, уксус).

Представление кондитерских изделий- 2 ведущий

А) Представление рекламы и товарного знака

Б) Сервировка стола и комментарии. Разбор допущенных ошибок при сервировке если они имеются.

3. Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока. Слово жюри (представители из класса).

2. Вручение призов командам.

3. Сообщение оценок за работу на уроке.

4.Домашнее задание: повторить правила техники безопасности при работе на швейной машине, тетрадь.