Издавна ведутся споры, дискуссии о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности – семейное воспитание или воздействие общественных факторов: детского сада, школы, внешкольных учреждений, средств массовых коммуникаций, специфически сложившейся для каждого человека микросреды, пресловутой “улицы”…
Разрешить их однозначно просто невозможно, ибо приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка и зависит от индивидуальных особенностей детей. К примеру, экстраверты и интроверты по-разному реагируют на условия домашнего и общественного воспитания.
В зависимости от сложившейся у ребенка социальной и психолого-педагогической ситуации, возможен различный выбор им наиболее авторитетного, значимого в жизни человека (мамы, папы, воспитателя, учителя, руководителя кружка или секции…). Разумеется, есть дети, жизнь которых протекает под активным воздействием многих значимых для них факторов.
В современной школе меняется многое: структура и ее содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и внешкольной воспитательной работе… Управление школой становится демократичным, а значит – более демократичны отношения в “педагогическом треугольнике”: учитель-ученик-родители. Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования этих взаимоотношений. Перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с детьми и родителями: родительские собрания, педагогические лектории и университеты, сообщения по месту работы родителей о хорошем (либо плохом) их воздействии на воспитание сына или дочери… А что же комсомольская, пионерская организация, октябрьское движение осталось?
Остались дети и родители – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в современном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога… Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой – нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.
Видимо, прежде чем вести разговор об отношении учителя к классному руководству, как фактору повышения его авторитета, надо четко представить себе, что мы имеем ввиду под словами “классный руководитель”.
В современной школе в настоящее время нет полного единства в понимании функций, целей и задач, в определении и содержании и методики воспитательной работы классного руководителя.
Ясно одно: работать по-старому в изменившихся условиях нельзя. Многие педагогические коллективы ведут поиск, пробуют разные варианты: освобожденный классный руководитель и традиционный (в новых условиях), куратор одной возрастной параллели классов и воспитатель разновозрастного коллектива (преимущественно в сельских школах), классная дама (в женских гимназиях) и мастер производственного обучения, наставник и воспитатель (в учреждениях типа детских домов и школ-интернатов), приемные родители (в детских домах семейного типа)… и т.д. Очевидно, что во всех этих случаях функции, содержание, мера участия педагога в жизни ребенка различны.
Однако, естественно полагать, что во всех, столь разнообразных ситуациях, общее и главное едино: назначение его – классный руководитель.
В школе это – центральная фигура учебно-воспитательного процесса, цель его воспитательной работы - создание наилучших условий развития и воспитания школьников. Не задаваясь целью раскрывать подробно содержание этой воспитательной работы, назовем здесь основные направления ее с тем, чтобы обосновать и мотивировать характер и содержание (взаимоотношений школы с родителями).
Во-первых, предметом заботы классного руководителя является создание воспитывающей среды:
- создание и развитие ученического коллектива;
- организация взаимодействия с малым педагогическим коллективом – группой учителей, работающих с классом;
- связь с детскими учебно-воспитательными внешкольными учреждениями, где на досуге занимаются школьники;
- работа с семьями учащихся;
- создание воспитывающей предметной среды, окружающей учащихся в школе и вне нее.
Во-вторых, классный руководитель организует процесс воспитания учащихся, включая их в разнообразные виды внеурочной деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно-полезной, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения, причем, предпочтительно эта деятельность должна быть коллективной и творческой, должна максимально иметь игровую инструментовку.
И, наконец, в-четвертых, в обязанности классного руководителя входят чисто функциональные действия: планирование и учет учебно-воспитательной работы, проверка ученических дневников, ведение классного журнала, оформление личных дел учащихся, при необходимости – написание характеристик, осуществление взаимосвязи с семьями учащихся…
Совершенно очевидно, что прямо или косвенно каждое из четырех направлений воспитательной работы классного руководителя оказывает влияние на учительский авторитет в глазах детей, родителей, учителей-коллег, администрации.
“Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю слушателя, дело в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать”. Ш. Монтескье
Главная мысль сегодняшнего семинара выражена в словах Ш.Монтескье: дать мыслящему, творчески работающему современному учителю – воспитателю некоторые методические материалы, которые станут подспорьем к организуемой им работе его как классного руководителя, с учащимися и родителями, которые смогут возбудить собственную его мысль и педагогическое творчество, которые обогатят его практику и сложившийся опыт…
Как известно, процесс воспитания – многофакторный. Как бы мы того не хотели, результат его определяется не только, а подчас и не столько целенаправленным педагогическим воздействием воспитателей – педагогов детских учебно – воспитательных учреждений, родителей, специальных институтов (средств массовых коммуникаций, специальных акций в помощь детству, педагогизацией общественной среды и т.д.), но и факторами стихийными, непредсказуемыми: географической и социальной средой, микросредой каждой личности.
“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди! Из них на первом месте – родители и педагоги”. А.С.Макаренко
Классный руководитель “получает” для организации учебно-воспитательного процесса человека 7 – 17 лет отроду, имеющего уже собственную историю жизни и воспитания, а также определенную среду обитания, где в определенной логике осуществляется уже на протяжении ряда лет воспитательный процесс определенного содержания. Уже сформировались определенные ценностные ориентации, которые способствуют либо принятию, либо отвержению, либо нейтрализации ценностей, предлагаемых в качестве приоритетных всем ходом учебно-воспитательного процесса школы, воспитательными воздействиями классного руководителя-человека с определенными, свойственными ему, качествами личности, ценностными ориентациями, критериями оценки жизненных явлений, своеобразной жизненной и педагогической позицией…
“Воспитатель сам должен быть, чем он хочет сделать воспитанника”. В.И.Даль
Воспитательные воздействия, сформированные на личности школьника, должны быть гармонично и диалектически сочетаемы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. В противном случае диссонанс их порождает различного рода отклонения в развитии личности школьника: трудное протекание естественных процессов анатомо-физиологического, психического и социального развития, уход подростков от благотворного влияния родителей и педагогов в лоно “улицы”, асоциальных и антисоциальных влияний различных неформальных объединений молодежи, появление обусловленных этим диссонансом нервно-психических заболеваний, уход из дома и бродяжничество, безнадзорность и беспризорность и как следствие - алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая распущенность, правонарушения подростков.
Вот почему основной целью работы школы и, в частности, классного руководителя, является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в условиях школьной жизни и дома.
“Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, надо не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир”. Н.И.Пирогов
Известно, что воспитание начинается с рождения ребенка: когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного… - это значит воспитывают. Недаром издревле слово “воспитание” обозначало “вскармливание”. Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, а не материальный.
Закономерно, что к развитию ребенка причастны люди и с высоким культурным и образовательным уровнем, и малокультурные, порой даже невежественные.
К.Д.Ушинский заметил, что дело воспитания всем кажется делом знакомым и легким, и чем меньше человек с ним знаком, тем более легким и знакомым оно ему кажется.
“Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями”. М.И.Драгоманов
“Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.
В бурно меняющихся условиях современной действительности у школьных педагогов в последние годы заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности. Не случайно: педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет единодушно утверждают – воспитывать детей становиться все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире, и нашей стране, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.
Неизменным становиться одно – желание воспитать в ребенке Человека. Вот почему возрастает интерес к изучению ребенка.
“Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было”. Л.Н.Толстой
Повышение педагогической культуры, самообразования – важный элемент в работе классного руководителя и в значительной степени определяет успешность воспитания.
Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
Практика некоторых творческих классных руководителей по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность показала, что делая это, можно решить множество воспитательных задач:
- в совместной деятельности педагогов, детей и родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передается опыт творческой деятельности;
- от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
- формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
- родители лучше узнают своих детей (именно вы сфере общей деятельности), а классный руководитель родителей;
- нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других) за счет совместного позитивного переживания;
- достигается большой охват учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
“Главным основанием учительского авторитета только и может быть жизнь и работа учителя, их гражданское лицо, их поведение”. А.С.Макаренко
“Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми или о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение.
Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует все повороты вашей мысли до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
А если вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, вам уже не нужно думать о воспитании, вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Требование и уважение к себе и своей семье, контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!”
Жизнь наша дурная. Отчего? Оттого, что люди дурно живут. А дурно люди живут оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того, чтобы жизнь перестала быть дурною, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может.
Стало быть, от нас и дурная жизнь, от нас и то, чтобы она стала хорошей.
Любую работу можно делать по-разному. Можно просто добросовестно (или не очень) выполнять возложенные на тебя функции. И честно получать положенную тебе зарплату. И при этом иметь массу преимуществ: спокойную нервную систему, уйму свободного времени для себя и своей семьи, возможность полноценного собственного духовного развития.
А можно работу свою делать по-максимуму. Как-то В.В.Маяковского на встрече с читателями спросили, кем бы он был, если бы не был хорошим поэтом. Он ответил: “Я не знаю, кем бы я был, но точно знаю, что был бы кем-нибудь хорошим”.
Вот и этот семинар был задуман для классного руководителя: работающего по-максимуму, творческого, думающего, имеющего собственную жизненную позицию и свое “педагогическое кредо”.
Хороший педагог – всегда уникален. Любую проблему он решает по-своему. Мы будем рады, если данный семинар сыграет в этом хотя бы незначительную роль. И с благодарностью примем пожелания, замечания, рекомендации и предложения.