Сценарий интегрированного урока природоведения в 5-м классе по теме "Вода в природе"

Разделы: Химия, Биология


“Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,
ты сама жизнь! Ты – самое
большое богатство на свете!”

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель химии:

Добрый день, ребята! Мы приветствуем вас на заключительном уроке большого раздела “Гидросфера”. Вести урок сегодня будут два учителя: учитель химии и учитель биологии. Мы надеемся на наше плодотворное сотрудничество, так как от каждого из вас зависит наш общий результат.

Сегодня мы будем с вами говорить о воде в природе. И в ходе работы мы постараемся доказать уникальность этого вещества.

Учитель биологии:

Ребята, обратите внимание на доску. Вам предлагается внимательно прочесть и одновременно выслушать слова известного писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Учитель читает их вслух.

Как бы вы прокомментировали это высказывание?

Первый ученик:

Я считаю, что вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Его можно обнаружить в реках, морях, океанах.

Второй ученик:

Мне кажется, что без воды человек не сможет прожить. Ведь в жизни вода необходима приготовления еды, стирки, уборки.

Возникает своеобразная дискуссия о значении воды.

Учитель биологии:

Ребята, я уверена, что каждый из вас смог бы привести пример в пользу этого высказывания.

Учитель химии:

Чтобы всем сегодня было интересно, и каждый смог высказать свое мнение, мы решили организовать работу в четырех исследовательских группах. Начнем с первого задания. У вас на столах в конвертах находятся пазлы. Нужно собрать картинку и прокомментировать ее.

Учитель биологии:

Ребята, постарайтесь это сделать безошибочно, так как представитель каждой группы с помощью полученной картинки будет дополнять отсутствующую информацию в опорном конспекте у доски.

Ребята от каждой группы выходят к доске и дополняют опорный конспект своим материалом. В конспекте отражается представление о воде с точки зрения четырех наук: химии, физики, биологии и географии. В центре находится ребус.

Учитель химии:

Молодцы! Быстро сориентировались, а теперь, заслушаем ваши ответы.

Ребята аргументируют, почему нужно было так закончить конспект.

Учитель биологии:

А кто догадался, какое главное слово зашифровано в ребусе?

Ученики:

Вода! Так как в букве “о” находится “да”.

Учитель биологии:

Обратите внимание, что вода – такое вещество на Земле, которое пристально изучают все естественные науки.

Учитель химии:

Ребята, но чтобы действительно приобщиться к науке, нужно освоить специальные методы, научиться выдвигать гипотезы, обобщать и делать выводы. Вот это вы сейчас и будете делать, работая в группах.

Учитель биологии:

В каждой группе работает тьютор. Эти ребята будут помощниками учителей. Кроме того, группы химиков-исследователей и физиков-исследователей курирует учитель химии, а группы биологов-исследователей и географов-исследователей – учитель биологии.

Учителя раздают группам карты-инструкции, незавершенные проекты, лотки с оборудованием, маркеры. Тьюторы знакомят ребят своей группы с заданиями, распределяют роли для достижения результата. В это время звучит тихая музыка со звуками журчащей воды.

По истечении 10-12 минут группы готовы обсуждению полученных результатов.

Группа биологов-исследователей:

Мы пришли к выводу, что растение с помощью корневого давления поглощает воду, без воды оно погибнет. При этом нужно соблюдать правила полива: вода должна быть отстоявшейся, комнатной температуры, лейку надо держать у основания.

Учитель биологии:

Спасибо, ребята! Размещайте свой проект на доске, а я обращаюсь к участникам других групп: есть ли у вас дополнения?

Появляется возможность дополнить ответ этой группы, и дискуссия возобновляется.

Группа химиков-исследователей:

Мы пришли к выводу, что вода обладает чудесным свойством – она растворитель. Мы это доказали опытным путем. Вода – необыкновенная жидкость на Земле. Она растворяет соль, сахар и даже газообразное вещество – кислород. Иначе как бы жили в воде рыбы, водоросли? Но она не растворяет песок.

Учитель химии:

Вода – вещество, которое не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но она – самое загадочное вещество на планете. О воде сложены стихи. Я предлагаю всем ребятам закрыть глаза, расслабиться и послушать стихотворение.

Под звуки прибоя учитель читает стихотворение:

“Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана:
И все это только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода…”

Группа географов-исследователей:

Нам очень понравилось стихотворение, и мы знаем о трех агрегатных состояниях воды: снег, дождь, пар. А еще, на географической карте, мы обнаружили белые пятна. Оказывается, основные запасы пресной воды находятся в Антарктиде в виде льда. Природа как в кладовой припрятала запасы этого важного вещества.

Учитель биологии:

Молодцы, ребята. Хорошие дополнения. Ведь сегодня остро стоит проблема использования пресной воды. Например, на остров Кипр ее завозят в цистернах и поэтому расходуют очень бережно.

Группа физиков-исследователей:

Мы пришли к выводу, что вода обладает одним важным физическим свойством: может занимать объем сосуда любой формы. Предлагаем вам игру. В штативе шесть пробирок: три первые наполнены водой, три последние пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные пробирки чередовались. При этом, разрешается взять в руки только одну пробирку. (Ответ: из второй пробирки воду перелить в пятую и поставить опустевшую пробирку на прежнее место).

Учитель химии:

Теперь на нашей доске представлены все четыре исследовательских проекта. Каждая группа безошибочно провела эксперименты, обобщила и оформила выводы об уникальных свойствах воды. Но каждый ли участник нашего разговора все запомнил? Попробуем повторить изученное, воспользовавшись “Светофором”.

Учителя по очереди зачитывают высказывания, а ребята с помощью индивидуальных карточек “сигналят”. В случае неправильных утверждений – вносят поправки.

  1. Вода – хороший растворитель (зеленый).
  2. Водяной пар – это жидкое состояние воды (красный).
  3. В природе нельзя обнаружить чистую воду (зеленый).
  4. Вода занимает 1/4 поверхности Земли (красный).
  5. Вода входит в состав живых организмов (зеленый).
  6. Вода замерзает при 0° по Цельсию (зеленый).
  7. Температура кипения воды 90° по Цельсию (красный).

Учитель биологии:

Молодцы! Можно поблагодарить тьюторов за оказанную помощь и всех участников исследовательских групп за активную работу.

А теперь предлагаем вашему вниманию видеоролик. Посмотрите его внимательно, подумайте, о какой проблеме идет речь, о чем должен задуматься каждый человек?

Ребята смотрят фрагмент фильма “Нарушение экологического равновесия”.

Учитель химии:

У вас на столе для каждого есть информационная карта. На ней вы найдете домашнее задание. Внимательно прочитайте его. Надеемся, что вы выполните его с удовольствием!

Учитель биологии:

Ребята, благодарим всех за работу! Мы научились работать в группах, уважать мнение своих одноклассников. А еще: мы многое сегодня узнали о воде и доказали ее уникальность. Предлагаем вам оставить свои впечатления о сегодняшнем уроке на ваших “Валентинках” (выбор рефлексивной методики объясняется тем, что урок проводился 14 февраля).

Всем ребятам раздают заготовки в форме сердечек, где они записывают свои впечатления об уроке. Выходя из класса, они их прикрепляют к специальному стенду.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3