Задачи: обсудить причины появления страхов у детей младшего школьного возраста; совместно с родителями попытаться выработать конструктивные способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях, помочь овладеть приёмами, позволяющими детям справиться с излишними страхами, тревогой.
Форма проведения: семинар.
Вопросы для обсуждения: почему у детей возникает чувство страха, с которым они нередко не могут справиться; как выявить "страхи" собственного ребёнка; как преодолеть возникновение чувства страха у детей младшего школьного возраста.
Подготовительная работа: анализ детских рисунков (детям предлагается рисовать на темы: "В школе","На улице, во дворе", "Семья","Что мне снится страшное","Чего я боюсь днём","Что было со мной плохое или самое хорошее"; Чтобы сформировать интерес детей к рисованию дома, в течение двух недель рекомендуется давать задания рисовать на любые темы; некоторые из рисунков следует показать в классе; после подготовительных занятий можно приступить к тематическому рисованию на уроках; такие занятия рекомендуется проводить два раза в неделю и затрагивать одну или две темы) (см. Приложение).
Оформление кабинета: на школьной доске написать тему собрания и прикрепить несколько детских рисунков, наиболее ярко характеризующих обсуждаемую проблему
(!!!Фамилии детей не должны быть указаны)
ХОД СОБРАНИЯ
I. Вступительное слово.
Уважаемые родители, преследуют ли вас страхи? Конечно, это риторический вопрос. Ведь страх, тревога - это такие проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. Нов отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.
Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.
Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей. Учитель записывает ответы родителей на школьной доске, формулируя их в виде тезисов.
Возможные варианты причин появления детских страхов:
1. Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часть передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.
2. Тревожность в отношениях с ребёнком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.
3. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.
4. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.
5. Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т.к. такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать "гения". В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
7. Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 6-7 лет чаще реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
8. Одиночество, боль вызывают страх.
9.Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Таки дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, "всё держат в себе", не выражая своих чувств и переживаний.
10. Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования.
Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи - "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят", страх сделать не то и не так, быть осуждённым, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
II. Выявление страхов у детей.
Уважаемые родители, в чём проявляется возникновение страхов, что вы чувствуете, когда ощущаете всё возрастающее беспокойство?
Внутри всё холодеет, "тело наливается свинцом", ладони становятся влажными.
Но, к сожалению, ощущение ребёнка нам недоступны. По каким внешним признакам мы можем выявить, испытывает ли в данный момент ребёнок страха? (Ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопросы, говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, выражение его лица становится испуганным).
Тематическое рисование не только поможет понять интересы, увлечения детей, но и особенности их темперамента, переживания, преследующего его страха. Рекомендуется выдать родителям рисунки и проанализировать их.
Как преодолеть возникновение чувства страха у детей?
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Одни дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни, быстро осваиваются в ней, другие страдают настоящей школьной фобией.
Поступление в школу серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а, сколько всего нужно уметь делать - внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.
Если со всем этим ребёнок не справляется, и всё у него идёт хорошо - он радостен, увлечён, он верит в свои силы.(полная адаптация). Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
Если первоклассники по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, они со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит к неврозам, так и к "школобоязни" (дезадаптации). Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье.
III. Как помочь ребёнку преодолеть "школобоязнь"?.
1. Повысить самооценку ребёнка, укрепить уверенность в себе.
2. Помочь ребёнку научиться снимать излишнее напряжение. Для снятия тревожности можно проводить игры "страшную школу", где с помощью кукол в форме мини-спектакля Дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём пугающие моменты должны быть возведены в крайнюю степень (чтобы зрителям было очень страшно).
Важно поощрять попытки ребёнка изобразить свои страхи в юмористической, даже карикатурной, форме.
3. В младшем школьном возрасте отметка - это непросто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности. "Ты плохой, потому что ты плохо учишься", - говорят ребёнку. Он и соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе, различными страхами. Именно поэтому важно использовать специальные оценки, максимально подробно объясняя ребёнку, за что и почему его хвалят или делают замечания. Оценивать нужно не всю деятельность сразу, а отдельные его элементы, особенно успешные.
4. Показать ребёнку, что его ценят вне зависимости от его успехов или неуспехов, выигрыша ил проигрыша. Это позволяет не ориентироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успехам и неудачам.
5. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную напряженность можно снять, используя приём "щита: взрослый держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.д."
VI. Детские страхи, несвязанные со школой и учёбой.
Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста (от7 до 10лет) боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты.
Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков ( девочки более чувствительны).
В таких ситуациях рекомендуется проводить "направленное устранение страхов", которым подвержен ребёнок, с помощью рисования.
Классному руководителю совместно со школьным психологом рекомендуется провести индивидуальные беседы, в которых выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападение, заболеть, умереть, наказания, темноты, сказочных персонажей, транспорта, животных, высоты, глубины, воды, огня, крови, врачей... Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их. (Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия). Этим простым приёмом могут овладеть и родители - тематическое рисование можно проводить и дома.
VII. Подведение итогов.
Рисунки на тему "В школе", "На улице, во дворе".
Анализируя рисунки на эту тему, важно понять, как ребёнок располагает фигуры сверстников и себя. Если на рисунке мало сверстников, это указывает на затруднения в установлении дружеских, устойчивых контактов..
Рисунки на тему "Семья".
Детям даётся задание нарисовать всех, с кем он живёт. В этих рисунках также имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями, то это говорит о привязанности к обоим родителям, об его уверенности о том, что он защищён ими. Если один из родителей изображен ближе к ребёнку, чем другой, это говорит о выраженной привязанности к одному из родителей. Отстранение в рисунках может указывать на то, что ребёнок в действительности не может положиться на родителей как источник безопасности, авторитета и даже любви.
Рисунки на тему "Что мне снится страшно" и "Чего я боюсь днём".
Перед детьми ставится цель - отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется: каждый ребёнок должен отобразить его сам. Психологи утверждают, что рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого.
Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое".
Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события. В таком случае нужно посоветовать родителям обратиться к школьному психологу. Не меньшую тревогу у родителей должно вызвать и преобладание в рисунках серых и тёмных тонов, что подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. А яркие, светлые и насыщенные краски, наоборот, указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Следует обратить внимание на то, КАК рисует ребёнок. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков, явные дорисовки показывают решительность и уверенность в себе. Изображение нечёткое, смазанное, большое количество отчётливых, но непересекающихся линий указывает на повышенную возбудимость, гиперактивность.
В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойство. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.
Литература:
- Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений / Пер. с нем. Н.Брусковой. М., 2000.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. Мю, 1981. Т.З.