Внеклассное мероприятие на тему "Мир Александра Вампилова"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: заинтересовать учащихся личностью А.В.Вампилова, пробудить интерес к творчеству драматурга.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, проекты с компьютерной презентацией, фрагменты из фильмов (“Старший сын”, “Иркутские хроники”), раздаточный материал.

Он был талантлив вдвойне –
и как человек, и как писатель.
В.Распутин

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1: Александр Валентинович Вампилов – потомственный сибиряк. Он родился в небольшом поселке Кутулик в 1937 году, ровно через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина. Отец мальчика был учителем литературы и назвал сына именем великого поэта. Он словно чувствовал, что его судьба будет необыкновенной.

Ведущий 2: Вскоре после рождения сына Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и в 1938 году расстрелян в Иркутске. Воспитывала четверых детей мать, Копылова Анастасия Прокопьевна, учительница математики, человек чуткий и глубоко интеллигентный. Сегодня имя драматурга А.Вампилова известно всему миру.

На экране редкие кадры из документального фильма “Иркутские хроники” (А.Вампилов на Байкале)

Вопрос:

Каким вы видите А.Вампилова на экране?

Ответ:

Энергичным, живым, молодым, улыбчивым, привлекательным.

Ведущий 1: Он ушел из жизни за 2 дня до своего 35-летия 17 августа 1972 года, утонул в Байкале. Из воспоминаний Владимира Жемчужникова, друга А.Вампилова: “Лодка на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно-топляк, сразу перевернулась и стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было не так далеко. Но слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Слишком тяжелой стала теплая куртка, когда намокла. Саша не доплыл до каменистого берегового откоса всего несколько метров”.

На столах учащихся папки-вкладыши с портретом А.Вампилова и стихотворением П.Реутского

Поэт Петр Реутский на гибель А.Вампилова написал 23 сентября 1972 года стихотворение.

Что вы узнали о Вампилове из этого стихотворения?

Какие строки из стихотворения удивили, особенно запомнились, почему?

Послушайте его, подумайте:

Чтец:

Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила,
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Все мое со мной останется,
И со мной и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело, –
Словом, так, каким я был.

Учащиеся рассуждают, отвечая на поставленные вопросы, делают вывод: это грустные воспоминания поэта о Вампилове как о человеке светлом, жизнелюбивом, влюбленном в свою землю, в людей.

Ведущий 2: Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Презентация “Венок Вампилову”(Современники о Вампилове)

Ученики:

Вячеслав Шугаев:

- Саша Вампилов. – Он стоял против солнца и чуть щурил темно-медовые глаза с какой-то донной, зеленоватой подсветкой.

Дмитрий Сергеев:

- Остались фотографии: их много, и почти на всех Саня похож на себя… Удачи фотографов объясняются просто: Саня никогда не позировал, он всегда был естествен. Он был приметен в любой компании, вовсе не стремясь к этому. Выделялась копна смолистых волос… Волосы у него от природы были волнистыми и укладке не подчинялись. Непроницаемым или скрытным Саню нельзя назвать: его лицо мгновенно отражало смену настроения.

Владимир Лакшин:

- Почти мальчишеское, простое, скуластое лицо, копна густых волос, рот чуть приоткрыт в улыбке, рубашка простенькая, без галстука. А это писатель, из лучших драматургичес-ких писателей нашего времени…

Вывод:

Главные черты характера, проявляющиеся во внешнем облике писателя А.Вампилова: естественность, открытость, бескорыстие, привлекательность, проницательность, глубина.

Вопрос:

Какие качества будущего писателя проявились в детстве?

Презентация “Детство Александра Вампилова в воспоминаниях его родных, близких, друзей”

В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. В школьные годы много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил все охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах…

Анастасия Копылова, мама

Сердце обливается кровью, когда только подумаешь о нем. Милый маленький Шурик, как он был талантлив, честен и благороден. Очень тяжело примириться с мыслью, что больше нет его с нами. Не уберегли мы его…

Да, у Саши был большой талант. Мне кажется, что в будущем его талант мог бы заблистать ещё с большей силой …

Владимир Вампилов, брат

Саша рос впечатлительным мальчиком, любил сказки, не прочь был и пошалить. Учился хорошо, но в отличники не стремился попасть. Занимался тем, что ему было интересно. Посещал драмкружок, Тюленина играл в “Молодой гвардии”. Любил классическую музыку, играл на гитаре, балалайке – слух был абсолютный. Хорошо рисовал. Газеты в школе выпускали ребята по своей инициативе. Помню, сочинять могли вдвоем- втроем тексты к газетам, рисовать ночами. Много было шума и смеха…

Галина Гусева, сестра

При мысли о Саше невольно встает юноша – подросток с задумчивыми глазами и копной кудрявых волос. Уже в то, школьное время, поражала в нем способность видеть прекрасное. Саша стал драматургом, но он мог быть и прекрасным художником, и музыкантом. Когда он рассказывал о смешном, сам не улыбался даже, что придавало его номеру впечатляющий оттенок. Даже сейчас, спустя много лет, мы чувствуем незримое присутствие Саши…

Клавдия Токтонова, школьная учительница

Ответ:

Трудолюбие, деликатность, общительность, разносторонность интересов, целенаправленность. Эти качества проявились у будущего писателя в детстве.

Ведущий 2: В годы учебы в Иркутском Государственном университете (1955 – 1960 г.г.) студенты создали литературное объединение, выпускали газету “Иркутский университет”, в которой печатали свои произведения. Талант будущего драматурга проявился уже в то время.

В 1961 году в Иркутске выходит первая книга молодого автора (псевдоним Санин) “Стечение обстоятельств” - сборник юмористических рассказов, в их числе рассказ “Свидание”.

Вопрос:

Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (зрителя)?

Инсценирование рассказа “Свидание”

Ответ:

Оставаться человеком надо всегда, в любых обстоятельствах.

Ведущий 1: По последующим произведениям Вампилова можно судить о важном писательском качестве – мужественности таланта. Драматург обращается к материалу острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых:

“Дом окнами в поле” - 1964 г.

“Прощание в июне” - 1964 г.

“Старший сын” - 1965 г.

“Утиная охота” - 1968 г.

“Прошлым летом в Чулимске” - 1971 г.

Он сам погрузился в среду своих сверстников. Вампилов говорил: “Среда – это мы сами, а значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда”.

Ведущий 2: Герои пьесы “Старший сын”, как и других пьес, люди обыкновенные, и слова они произносят самые простые, а зритель смотрит с огромным вниманием. В чем секрет? В доверии автора к зрителю. Он как будто подзадоривает зрителя. Ну-ка попробуй, пошевели мозгами, подумай, что это там за человек на сцене, чего он стоит? И зритель не найдет готового ответа. Придется самому делать выводы. И он честно старается разобраться во всем, становится активным соучастником спектакля.

Ведущий 1: Два студента опоздали на последнюю электричку, замерзли и решили обманом устроиться на ночлег. Какую версию они придумают?

Просмотр фрагмента телефильма “Старший сын” .

Васенька – В.Изотов. Бусыгин – Н.Караченцов. Сильва – М.Боярский.

Сарафанов – Е.Леонов. режиссер В.Мельников, 1976 г.

Ведущий 2: Основная мысль пьесы – показать не наглую беззастенчивость молодежи, а духовное одиночество людей. Сила драматурга в том, что он стоит над своими героями: хочет видеть всё резко и прямо и однако не теряет веры в людей.

Главное в этом мире – быть человеком.

Мир талантливого, большого писателя – драматурга А.Вампилова надо постигать через его произведения.

Чтец:

Я увижу Байкал, и зеленый лужок, и село.
Снова память туда неустанно и властно стремится.
Я душою, озябшей в дорогах, услышу тепло,
Развернув твоей книги такие родные страницы.

Андрей Румянцев

Литература

  1. Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
  2. Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и сцены; Вступ.ст.В.Лакшина. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
  3. Венок Вампилову: Сб./ Сост.Л.В.Иоффе. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1997.
  4. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост.Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов; Вступ.ст.В.Я.Курбатова. – Иркутск: Изд. ГП “Икутская областная типография № 1”, 2000.
  5. Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерки жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Изд-во журнала “Сибирь”, 1997.