Цели:
- систематизировать теоретические знания по изученному материалу по теме “Глагол”;
- учить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения и в практической деятельности; учить мыслить;
- закрепить правописание мягкого знака в глаголах;
- развивать умение работать самостоятельно;
- учить приёмам контроля и самоконтроля;
- воспитывать интерес к учёбе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы отправляемся в космос. Не в обычный, а в фантастический. Вы будете моими помощниками – учителями. Учить мы будем этих симпатичных, весёлых инопланетян. Русский язык – богатый язык. Мы научим их только маленькой крупице всего языка. Расскажем об …
Интересной части речи.
В русском языке она живёт.
Кто что делает, расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Многое расскажет им глагол.
- И хотят они узнать о том, когда и где пишется в глаголах Ь!
- Вы согласны сесть в летающую тарелку и отправиться в путешествие?
2. Актуализация опорных знаний (теория).
- А вот и они, наши добрые друзья. Давайте им скажем,
- Какие разделы включает в себя русский язык как наука? (Морфологию, фонетику, орфографию, синтаксис, пунктуацию)
- Молодцы! Мы знаем, что наша речь состоит из различных частей речи. Назовите их (имя существительное, …)
Момент игры “Тим и Тома в космическом путешествии” (компьютер).
- Посмотрите, сколько инопланетян приготовились поглощать части речи. (На экране будет появляться слово, вы должны определить, к какой части речи оно относится).
- Кто был самым внимательным из вас? Назовите глаголы, которые проглотил последний инопланетянин.
- Что вы можете о них сказать? (Н.ф.; отв. На вопросы что делать? гл.несов. вида).
- Давайте расскажем, что ещё мы узнаем о глаголе.
Проводится игра “Счастливый билет”. (Счастливый билет тот, запись на котором относится к глаголу).
(глагол, часть речи, вопросы разных частей речи, имеет вид, имеет н.ф., спрягается, склоняется, изменяется по временам, ===== …)
(Дети тянут билеты; “счастливый” прикрепляется к доске)
- Глаголы какого времени спрягаются? (Глаголы настоящего и будущего времени).
- Что значит спрягаются? (Изменяются по лицам и числам).
- Сколько временных форм можно образовать от неопределённой формы глаголов совершенного вида? (Две).
- Сколько временных форм можно образовать от неопределённой формы глаголов несовершенного вида? (Три).
3. Словарная работа.
- Посмотрите, как довольны эти весёлые симпатичные существа. Докажем, что начальную форму глагола можно образовать и от других частей речи.
- От существительных, которые являются словарными словами, вам нужно образовать неопределённую форму глаголов несовершенного вида: ужин (ать), сеялка (сеять), обед (ать), работа (ать), рисунок (рисовать).
Проверка и работа с картой успеха.
- Что написали на конце всех глаголов?
4. Закрепление изученного материала.
- Вы замечательно обучаете. И уже знаете, что с 5-го класса будете изучать русский язык по учебникам Разумовской, Ладыженской, где – ть у неопределённой формы глаголов относится к какой части слова? (К окончанию).
- Какое ещё окончание имеет неопределённая форма глаголов? (-Ти, нулевое).
- Приведите пример глаголов неопределённой формы с нулевым окончанием (беречь, стеречь, течь).
- Что пишется на конце таких глаголов? (Ь, -чь относится к корню).
На доске слова:
луч, дочь, беречь;
увлечь, калач, речь;
печь, стеречь, мяч.
- Выписать только глаголы из каждой строчки. (Беречь, увлечь, стеречь).
Работа со словом печь. (Имеет два значения).
- Что иногда пишется у глаголов неопределённой формы после -ть? (Постфикс).
- Давайте попробуем вырастить ромашки, наши, русские, на чужой планете.
На доске в кругах -тся, - ться. (Дети выходят, берут лепестки со словами и прикрепляют их к сердцевинам ромашек. (Ннаст. время, буд.время, н.ф.гл., что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает?)).
Вывод: (читают вокруг каждой ромашки).
Графический диктант. (Если Ь пишется, ставится +, если не пишется - -).
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Он стал щипаться,
Инопланетянин умывается,
Стала любоваться,
Не надо прятаться,
Туман расходится,
Надо улыбаться, солнышко улыбается.
Взаимопроверка и работа с картой успеха.
5. Физкультминутка.
Глазками могу моргать,
Носиком дышать, сопеть,
Ушками могу я слушать,
Ротиком – зевать и кушать.
Язычком весь день болтать.
Бегать, прыгать и играть,
Маму с папой обнимать!
Петь могу и танцевать,
И всех гостей поцеловать.
6. Продолжение работы.
- А сейчас работа с пословицами. (Слайд).
(Кто хочет от жизни толку добит…ся, …
Не надо хвалит…ся, …
коли не знаеш…, как рож… родит…ся.
тот должен много трудит…ся.)
Пословицы распались на 2 части. Составьте их. Как понимаете?
Записать ту пословицу, которая больше понравилась. (Самопроверка – слайд).
Работа с картой успеха.
Кто сделает, индивидуальное задание.
- Найдите глагол 2-го лица в пословицах, объясните правописание Ь у глагола “знаешь” (2-е лицо, ед.ч).
- Запишите в тетрадь глаголы 2 лица ед.числа, выбрав из тех, которые я продиктую: летят, бегу, кричишь, несёте, несём, несёшь, улыбаешься.
- Выделите окончания. Что написали в окончании? (Ь).
Работа с картой успеха.
7. Подведение итогов.
- Молодцы! Чтобы сесть на космический корабль и вернуться на свою планету, нужно выполнить тест. (Тест прилагается).
После самопроверки вложить тест в портфолио.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вернулись на Землю, в свою школу. В каком космосе мы побывали? (Сказочном). Скоро, уже через три года, будет полвека, как человек впервые побывал в настоящем космосе. Мы с вами живём в историческом месте. Чем оно знаменито? (Здесь жил и работал Ю.А.Гагарин).
- Какой праздник приближается? (День Космонавтики).
Мы посвящаем своё путешествие этому дню.
- Урок окончен. До свидания.