Кто владеет информацией, тот владеет
всем.
Ли Якокка
Цели: Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования управления качеством образования в лицее, обеспечение эффективного отражения состояния образования в учреждении, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза дальнейшего развития инновационной мониторинговой деятельности.
Задачи:
- Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных способов и методик для проведения мониторинга, поиск новых форм и технологий в работе.
- Организация совместной деятельности администрации, педагогов и специалистов, направленной на совершенствование управления качеством образования.
Форма проведения педсовета: заседание.
Участники: администрация, педагоги, специалисты.
Этапы: 1. Подготовка педсовета:
1) Создание инициативной группы по проведению педсовета. (Капишов А.Н., Пичугина В.А., Журавлева Т.В., Душак С.В., Устинова Е.С., Федоренко О.П., Гуменюк Н.Г., Шульга Г.П., Борисенок И.Г., Романенко П.Н., Шушвал Н.В.).
2) Разработка плана-проекта проведения педсовета.
3) Проведение и обработка диагностик с целью выявления основных тенденций развития системы образования в лицее.
4) Разработка проекта решения педсовета.
2. Проведение педсовета.
3. Итоги педсовета. Выводы и предложения по работе педсовета. Решение экспертов. Рекомендации. Утверждение проекта решения педсовета.
4. Секретариат. Садовникова И.Л.
5. Группа экспертов: Уварова Э.И., Борисенок И.Г., Путилова Л.К.
6. Информационный блок: Душак С.В., Романенко П.Н., Журавлева Т.В.
7. Проведение декады: Мониторинговая деятельность в лицее.
План:
Форма проведения педсовета: “Устный журнал”.
1. Страница первая: “Теоретическая”.
1) Организация педагогического мониторинга. Мониторинг как комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза целостной образовательной системы.
2) Содержание школьного мониторинга. Виды мониторинга. Зам. директора по УВР - Пичугина ВА
2. Страница вторая: “Диагностическая”.
1) Диагностико-аналитическое сопровождение образовательного процесса в лицее. Учебный мониторинг. Учитель математики – Гуменюк Н.Г.
2) Мониторинг воспитательного процесса. Зам. директора по ВР - Журавлева Т.В.
3) Осуществление психологической поддержки и коррекции отношений в учреждении.
Психолог Устинова Е.С.
Логопед Баранова С.Н.
3. Страница третья: “Прикладная”.
1) Интерактивные формы работы с педагогами, учениками и родителями применяющими диагностический инструментарий в образовательной деятельности. Опыт работы.
4. Страница четвертая: “Экскурсионная”.
Диагностический калейдоскоп. Виды диагностических методик.
Учитель информатики Полякова И.В.
5. Страница пятая: “ Благодарственная”.
“Гамма чувств”.
6. Страница шестая: “Результативная”.
Итоги педсовета.
7. Страница седьмая: “Приятная”.
1. Организация педагогического мониторинга
Одна из основных задач, стоящих перед коллективом лицея – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи решает педагогический мониторинг. Внедрение мониторинга осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении.
Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Мониторинговые исследования:
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
И если определять цели и задачи мониторинга для всего педагогического коллектива, то прежде всего, надо учитывать его особенности.
Цели:
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение эффективности управления качеством обучения.
Задачи:
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную информацию о нем;
– своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1) Этапы мониторинга.
На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический). Включает методы сбора и систематизации информации:
- наблюдения,
- анализ документов,
- посещение уроков,
- контрольные срезы,
- анкетирования,
- тестирование
- самооценка и т. д.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: Учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор лицея.
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива в лицее создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
2) Объект мониторинга.
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.
Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Методы сбора и обработки информации:
- экспертный опрос;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка.
3) Направления и объекты мониторинга.
1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга:
1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
2. Мониторинг учебного процессаКачество управления образовательной системой основывается на объективных знаниях. Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой. Динамизм общеобразовательной системы требует введения совершенной в технологическом отношении и содержательной в своей основе системы мониторинга.
Важным фактором в управлении образовательным процессов в школе остается контроль, призванный выполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны. Традиционные статистические данные системы образования не дают целостного представления. Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться, прежде всего, гибкими, гармоничными множествами качественных показателей. Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в учреждении должна работать школьная модель мониторинга, который направлен на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:
- образовательной среды;
- образовательных технологий;
- результатов образовательного процесса;
- эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.
В лицее решается проблема качества управленческой информации. Какой же должна быть управленческая информация? Источниками информации о результатах образовательной деятельности являются статические отчеты о движении, статистические сведения об успеваемости, данные о числе медалистов; данные о поступлении выпускников в вузы, отчеты о тестировании и многие-многие другие. Работая в школе не один год по составлению отчетов об успеваемости учащихся в целом по ступеням обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа) за четверть, полугодие, учебный год, а также об успеваемости учащихся по отдельным предметам пришла к выводу о необходимости отбора признаков, наиболее влияющих на качество обучения.
Диаграмма: Качество результатов обучения за 2006 – 2008 годы
Вопросу об оценке качества обучения уделялось и уделяется немало внимания, он обсуждается на педагогических советах, на различных конференциях, уделяется внимание в педагогической литературе. Оценивание качества обучения по годовым отметкам остается основным фактором работы педагогического коллектива. Процент отличников и хорошистов остается показателем реализации заданного свойства ученика – умения применять знания. Объективность этого критерия может вызывать сомнения только в соблюдении единых требований. Но в рамках школы это единство может обеспечиваться дополнительными мерами контроля. Так графики оценки качества знаний учащихся позволяют определить динамику роста или снижения.
Всегда остается объективным вопрос: насколько объективно выставляются отметки? Для проведения такой работы желательно всегда использовать в работе степень обученности по предмету, что используется в практике работы нашей школы. Степень обученности позволяет получить объективную картину соответствия выставленных оценок к их качественному показателю.
Создание и открытие в школе лицейских, профильных классов привело к тому, что в классах параллелей “А” рост разноуровневости выше, что сопровождается снижением качества обучения. Разноуровневость – это отношение значений качества обучения в самом слабом и самом сильном классах в параллели. Возникает вопрос: как сравнивать и анализировать качество обучения разных параллелей. Опыт работы показывает, что разноуровневость параллелей приводит к потере и хорошистов, и отличников, плюс растет самомнение учащихся этих классов о своем преимуществе перед другими, порой не имеющее на то основание.
Мониторинг направлен на достижение главной задачи – повышение эффективности работы школы. Конечно, эффективность обучения может быть оценена по сохранности его качества. Под эффективностью обучения понимается сохранность плюс рост качества обучения. Не всегда этот термин равнозначен сохранности и поэтому понятия “эффективность”, “надежность” рассматриваются как синонимы. Конечно, в каждой школе надежность обучения будет разной, поэтому при оценке ее уровня можно ориентироваться на такие числа: 0,9 – европейский уровень; 0,85 – гимназический; 0,8 – массовый. С помощью данных значений можно анализировать надежность качества по всем параллелям и по каждому классу отдельно.
Большинство школ стремится полнее использовать резервы обучения. Здесь не обойтись без диагностики, без мониторинга. Руководители должны глубоко знать объект, которым управляют, каждой школе по силам проводить диагностику. Сегодня необходимо осознать, что управление на основе традиционных методов позволяет лишь констатировать те или иные количественные показатели, не выводя на глубинный анализ протекающие процессы. Поэтому использование методов управления, основанных на диагностике – необходимое условие повышения эффективности управления.
Диагностика в управленческой деятельности помогает спроектировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую могут быть включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Только мониторинг позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.
Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.
Проект решения по результатам работы педсовета:
1. Одобрить основные направления работы мониторинговой деятельности в лицее с целью систематического отслеживания достижений и результатов образовательного процесса.
2. Разработать перспективную программу и Положение о мониторинге управления образовательным процессом, утвердив данные документы на методическом Совете лицея.
3. Повысить требования к материально-техническому оснащению учреждения к использованию информационных технологий в образовательном процессе. Провести курсы компьютерной грамотности для начинающих педагогов.
4. Создать информационно-методический банк диагностического инструментария.
Рекомендации:
1. Рекомендовать педагогам, специалистам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности учащихся, педагогов, родителей:
2. Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.
3. Педагогам, классным руководителям создать Портфолио с целью оценки результатов деятельности.
Литература
- Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
- 2. Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)
- Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002
- Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “ Школьная пресса”, 2002.
- Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.
- Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
- Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.
- Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
- Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. “Просвещение”,1982.
- Гордин ЛЮ. Организация классного коллектива. М. “Просвещение”, 1984.
- Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
- Болдырев НИ. Классный руководитель. М. “Просвещение”, 1978.
- Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.
- Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.