Нет более плодотворного занятия, как
познание самого себя.
Р. Декарт
Цель часа общения: помочь учащимся познать свой внутренний мир; создать условия для формирования терпимости между людьми; способствовать сплочению классного коллектива; учить корректному обращению друг с другом.
Учащиеся рассаживаются в группы по 4-5 человек.
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
Все учащиеся каждой группы берутся за руки, приветствуют друг друга по имени: “ Мне приятно с тобой общаться…”
2. Вступительное слово учителя.
Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
Целью нашего часа общения будет формирование представления о себе, своем внутреннем мире. Эти знания помогут вам обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни. Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Вот некоторые высказывания древних мыслителей: “ Чаще заглядывай в самого себя” (Цицерон), “ Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя” (Р. Декарт”).
3. Упражнение “ Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем- кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Вывод: у каждого из учащихся получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек-это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Все мы разные. А какие мы, мы узнаем в ходе нашего общения.
4. Упражнение “ Вот я какой!”.
Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “ Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы “ Почемучка”. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас”.
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным “путеводителем”.
Учащимся предлагается анкета “ Вот я какой!”. Вопросы могут быть следующими:
1. Меня зовут…
2. Мне… лет.
3. У меня…глаза
4. Мой любимый цвет…
5. Мое любимое животное…
6. Мои друзья…
7. Мои увлечения…
8. Моего лучшего друга зовут…
9. Лучше всего я умею…
10. Меня огорчает…
11. Меня радует…
12. Больше всего мне нравится в людях…
13. Самая главная моя цель…
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты, выступают с рассказом о себе.
5. Упражнение “ Все мы чем-то похожи!”.
Каждой группе учащихся предлагается составить список тех качеств, которые их объединяют. Представитель каждой группы представляет эти качества.
6. Упражнение “ Волшебная рука”.
Учащимся предлагается обвести на листе свою руку. На пальцах пишут хорошие качества, на ладошке- то, что хотели бы изменить в себе.
7. Упражнение “ Рисованное письмо другу”.
Нарисуйте рисунок- письмо другу, который бы передал информацию о вас наиболее полно. ( Рисунки впоследствии можно использовать для анализа внутреннего мира учащихся)
8. Упражнение “ Волшебный сундучок”.
Учащимся предлагается на листке бумаги написать 3–4 предложения, которые их лучше характеризуют. Не подписывая листок, его необходимо свернуть и положить в шкатулку. Затем учитель вынимает листки и зачитывает, что на них написано. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь. Таким образом, они могут сравнить свое представление о себе с мнением о них одноклассников.
9. Рефлексия. Творческая работа “ Дерево жизненных ценностей”.
На ватмане изображено дерево. Учащимся нужно взять по яблоку или листочку из цветной бумаги, написать свои впечатления о том, чем полезен для них классный час, о ком из детей узнали что- интересное и т.д.
Возможные выводы:
1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это необходимо нам самим.
2. Взаимопонимание, общение с друзьями будет не в тягость, а в радость и т.д.