Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить, расширить и систематизировать знания учащихся по теме урока;
- Повторение, обработка способов решения систем уравнений;
- Знакомство с простейшими симметрическими системами уравнений;
- Выработка умений выбрать нужный способ решения, умений решать поставленную проблему поиска способа решения.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, памяти, внимания;
- Развитие мыслительных операций, общеучебных умений: сравнивать, обобщать, искать аналогию.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия;
- Воспитание математической культуры;
- Воспитание взаимопомощи;
- Воспитание умения работать в команде, сотрудничать в обучении;
- Воспитание ответственности;
- Воспитание умения оценивать свои знания, давать оценку другим.
ХОД УРОКА
I. Этап мотивации, постановки задач и целей урока.
Учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи урока, важность изучения темы.
II. Устная работа.
Задания команде “Дружба”: Какие уравнения называются уравнениями с двумя переменными? Дайте понятие системы уравнений с двумя переменными. Что называют решением системы уравнений? Всегда ли число переменных должно равняться числу уравнений? Что значит “решить систему”?
Задания команде “Поиск”: Дать определения совместной и несовместной систем уравнений. Дать определения определённой и неопределённой системы. Какие две системы называются равносильными? Какая есть теорема о равносильности систем уравнений? Какое существует следствие из этой теоремы?
Презентация группы № 1
Теоретики”: “Способы решения систем уравнений с
двумя переменными”
Автор презентации: Олейник Сергей.
(по материалам “Виртуальной школы Кирилла и
Мефодия”,
алгебра 9 класс “Системы рациональных
уравнений”.)
Сопровождается презентация
выступлениями членов группы “Теоретики”.
1 участник группы: Метод подстановки
Метод подстановки заключается в следующем: Одно из уравнений системы преобразуют к виду, в котором “y” выражено через “x” (или “x” через “y”). Полученное выражение подставляют вместо “y” (или вместо “x”) во второе уравнение. В результате получается уравнение с одной переменной. Находят корни этого уравнения. Воспользовавшись выражением из первого шага, находят другие соответствующие значения “x” (или “y”).
Возможные риски (по нашим наблюдениям):
1. Если сворачивали уравнение по формулам квадрата разности или суммы, то мы, избавляясь от квадрата, теряли отрицательный корень. Например: (x – 3)2 = 16, отсюда
x – 3 = 4 , а правильное решение (x – 3)2 = 16, x – 3 = ±V16, x – 3 = 4 или x – 3 = – 4.2) Теряли последний 3-й шаг.
3) Решая уравнение относительно переменной “y” в формуле корней квадратного уравнения по привычке писали “x1,2” вместо “y1,2”.
4) Записывали в ответ не те пары чисел.
2 участник группы “Теоретики”
Я напомню суть метода сложения на конкретном
примере: № 262 (а)
x2 – y2
= 14,
x2 + y2 = 18
2 x2 = 32
x2 = 16
x = ± 4
Исходная система равносильна совокупности двух систем:
1)
x = 4,
42 + 2y2 = 18
2y2 = 18 – 16
2y2 = 2
y2 = 1
y = ± 1
(4 ; 1) (4 ; – 1).
2)
x = – 4 ,
(– 4)2 + 2y2 = 18
2y2 = 18 – 16
y2 = 1
y = ± 1
(– 4 ; 1) (– 4 ; – 1).
Ответ: (4 ; 1), (4 ; – 1), (– 4 ; 1), (– 4 ; – 1).
3 участник группы “Теоретики”
Я напомню суть графического метода сложения
Графическое решение системы уравнений с двумя переменными сводится к отысканию координат общих точек графиков уравнений, построенных в одной системе координат.
4 участник группы “Теоретики”
Если система содержит 3 и более уравнений, то применяют для её решения Метод Гаусса – т.е. метод исключения неизвестных и построения системы, имеющей ступенчатый вид.
Учитель:
Группа № 1 предлагает вам задания, которые решают графическим способом (на столах листочки с нарисованной системой координат, доски).
1) Cтр. 35. № 2.
Решите систему уравнений:
y = x2 - 4x +
3,
y = x - 1
Решение:
Графики функций пересекаются в двух точках.
Ответ: (1 ; 0 ; 4 ; 3).
2) Cтр. 35. № 3.
Указать систему уравнений, которая не имеет решения.
А.
y = x2 - 2,
y = - x + 6
Б.
y = x2 - 2,
y + 5 = 0
В.
y = x2 - 2,
x + 5 = 0
Г. Все три указанные системы
Ответ: Б.
3) Cтр. 36. № 6.
Из данных уравнений подберите второе уравнение системы
y = 2 / x
... , так чтобы система имела 2 решения.
А. y = - x
Б. y = - x2
В. y = x
Г. y = x2
Ответ: В. y = x
y = 2 / x,
y = x.
4) Из части II (стр. 41). № 18.
Используя графики функций y = x3 и y = - x2 – 2, укажите число решений системы уравнений:
y - x3 = 0,
y + x2 + 2 = 0.
Решение:
y - x3 = 0, y = x3 кубическая парабола,
y + x2 + 2 = 0, y = - x2 – 2 парабола, ветви вниз, вершина (0 ; - 2).
Ответ: решение 1).
Группа “Поиск”.
Наша группа кратко поделится с вами о
симметрических системах уравнений
1) Многочлен называется симметрическим, если P (x ; y) = P (y ; x). Например: x2 + y2; x + y; xy; x2 + xy + y2; x2y + yx2; x3 + xy + y3; x3 + y3; x5 + y5.
2) Система уравнений
P (x ; y) = 0,
Q (x ; y) = 0
называется симметрической, если оба многочлена P (x ; y) и Q (x ; y) являются симметрическими многочленами.
3) Простейшие системы вида:
x + y = а,
xy = b (1)
решаются с использованием обратной теоремы Виета, с переходом к уравнению t2 – at + b = 0 (2).
Система (1) и уравнение (2) связаны следующим образом: если t1 и t2 – корни квадратного уравнения (2), то система (1) имеет симметрические решения: (t1 ; t2) и (t2 ; t1) и не имеет других решений.
4) Приведём пример:
x + y = 5,
xy = 6 (1) , получим уравнение
t2 – 5t + 6 = 0
t1 = 2; t2 = 3.
Отсюда (2 ; 3) и (3 ; 2) – решения системы (1).
ТЕСТ
1) Какая из перечисленных пар чисел является решением системы уравнений:
x + y = 5,
2x – y2 = 7.
А. (- 3 ; 2)
Б. (1 ; 4)
В. (4 ; 1)
Г. (8 ; 3)
Ответ: В.
2) Укажите значение x1 + y1, где x1 и y1 – решение системы:
x – y = 2,
2x + y = 1
А. 2 |
Б. 1 |
В. -3 |
Г. 0 |
1) I + II получаем:
3x = 3
x = 1.
2) 1 – y = 2
1 – 2 = y
y = - 1.
3) x1 + y1 = 1 + (- 1) = 0.
Ответ: Г.
3) Укажите значение произведения x1y1; где (x1 ; y1) – решение системы
x + y = 1,
x2 – y2 = 5
А. 12
Б. - 12
В. 6
Г. - 6
x + y = 1,
(x + y) (x – y) = 5
x + y = 1,
x – y = 5
1) I + II получаем:
2x = 6
x = 3.
2) 3 + y = 1
y = 1 – 3
y = - 2
3) x1y1 = 3* (- 2) = - 6
Ответ: Г.
4) Определите, сколько решений имеет система уравнений
y = 1/ x,
y - 2x = 0
воспользуйтесь графиками функций
А. 2
Б. 1
В. 0
Г. 3
Ответ: А.
5) Решите систему уравнений:
3x + 5y = 12,
3x - 2y = 5
1) I – II получаем:
7y = 7
y = 1.
2) 3x + 5*1 = 12
3x = 12 – 5
3x = 7
x = 7 / 3.
Ответ: (7/3 ; 1).
Проверка теста осуществляется сперва в группах, а затем каждый член группы выбирает одно из заданий и защищает его решение от всей группы перед учителем или у доски. Оценку в лист ответов ставит командир группы, сам ученик, затем учитель.
Самостоятельная работа по трём уровням сложности, задания выбирают сами учащиеся (из рабочей тетради авторов В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина “Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам” Москва Эксмо 2008 г).
В ходе самостоятельной работы учащиеся пытаются набрать максимальное количество баллов.
(Стр. 32) № 13, 9.
(Стр. 31) № 3, 5.
Работа № 7 (задание 4).
Итог урока:
Игра “Переставляшки”
Каждой команде выдаётся по два листочка со словами, в которых буквы перемешаны, их задача расшифровать загаданные слова.
ЯНЕШРЕИ (решения) ДЕМЫТО (методы) |
ЖЛЕНОСЕЙ (сложение) ПОСНОТАДАКВ (подстановка) |
МАНЕАЗ (замена) КАФИРИГ (графики) |
- Что повторили и обобщили?
- Что нового узнали на уроке?
- Понравилась ли работа в группах?
Учитель: Мы сегодня на уроке обобщили, и расширили свои знания по теме: “Системы уравнений второй степени с двумя переменными”, узнали новое о видах систем и способах решения. Тема очень важна для изучения алгебры не только в 9-м, но и в 10–11-м классах.
Умение быстро, рационально, правильно решать системы уравнений облегчает прохождение других тем, таких как:
- решение текстовых задач в курсе алгебры и курсе геометрии, в которых по условию можно составить систему уравнений;
- решение задач по темам: “Арифметическая прогрессия”, “Геометрическая прогрессия”;
- решение тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;
- решение показательных и логарифмических систем уравнений;
- решение сложных смешанных систем.
В экзаменационных работах в курсе 9-го класса (по старой и новой форме итоговой аттестации), а также в ЕГЭ по математике в 11-м классе системы уравнений представлены достаточно широко на трёх уровнях сложности заданий.
А теперь заполните лист оценки вашей домашней и классной работы. (Самооценка и оценка старшего группы).
Далее идёт краткое обсуждение работы в группах.
Домашнее задание:
Три системы по выбору учащихся, каждую решить разными способами решения. Уровень сложности выберите сами.