Цели:
- Проведение наблюдений за осенними изменениями в природе.
- Воспитание чувства любви к природе родного края.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
1. Сообщение темы и целей экскурсии.
Учитель.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ребята, послушайте, какие времена
Года описаны в этих отрывках?
«Солнце светит, но уже не так греет».
«Вечера все холоднее».
«Желтеют листья, сохнут травы».
«Улетают птицы».
Учитель. Какое время года описано?
Дети. Осень.
Учитель. Почему грустное это время года?
Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скора олетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.
Учитель. А чем прекрасно это время года?
Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.
Учитель. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
И так для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени.
III. Экскурсия.
1. Беседа
Учитель. Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.
Дети. Пожелтение листьев, похолодание.
Учитель. Сравните летнее и осеннее время.
Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.
Учитель. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?
Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.
Учитель. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.
Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.
Учитель. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.
Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.
Ель
Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.
Береза
В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.
Учитель. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)
А как изменились травяные растения?
Дети. Тоже пожелтели, засыхают.
Учитель. Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?
Дети. Да.
Учитель. Так ли их много, как летом?
Дети. Цветущих растений очень мало.
Учитель. А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?
Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.
Учитель. Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?
Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.
Учитель. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?
Дети. Меньше стало солнечного тепло, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.
2. Работа в группах
Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.
Задание № 1
Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?
Задание № 2
Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.
Задание № 3
Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
Задание № 4
Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.
Задание № 5
Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.
Задание № 6
По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.
(Отвечать на вопросы в классе).
IV. Итог занятия.
Учитель. Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали?
Дети. Наблюдали за живой и неживой природой. Узнали, какие изменения происходят осенью в природе.