Цель урока: развивать навык выразительного чтения, обзорно познакомить с поэтами классиками и поэтами серебряного века.
Оборудование: выставка книг, портреты поэтов, карточки-задания, «программа концерта», музыкальные записи – «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, симфония № 8 Шуберта, романсы С. Есенина.
Примечание: чтобы урок прошел успешно, учителю стоит прибегнуть к помощи более подготовленных учеников, которые любят поэзию, выразительно читают стихи наизусть.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.
II. Введение в тему.
– Сегодня – концерт «Союз любимцев вечных муз».
III. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (В стихах есть ритм – чередование ударных и безударных слогов и рифма.)
– Что вы знаете о рифме? (Рифма бывает парная ААББ, перекрестная АБАБ, охватная АББА.)
– Стихи каких поэтов вы выучили к сегодняшнему уроку? (Дети называют авторов, учитель записывает фамилии на доску.)
– Прочитайте тему урока: «Наедине с книгой. «Союз любимцев вечных муз».
– Какие стихотворения принято считать классикой? Каких поэтов? (Классиками литературы называют тех поэтов, чьи произведения прошли через годы, не потеряв своего значения для читателя.)
– В русской литературе было два периода небывалого расцвета поэзии. Они получили названия – золотой и серебряный века.
– Распределите поэтов на две группы:
Поэты | |
Золотого века – классики | Серебряного века – современники |
Пушкин Некрасов Никитин Тютчев Фет Кольцов Плещеев Майков и др. |
Ахматова Бальмонт Цветаева Есенин Блок Заболоцкий и др. |
IV. Объявление темы и целей урока.
– Наш концерт будет состоять из 2-х отделений:
1-е – классическая поэзия;
2-е – современные поэты.
– Перед вами программа концерта:
- А. Пушкин «Птичка»
- И. Никитин «Русь»
- Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
- А. Фет «Бабочка»
- К. Бальмонт «Снежинка»
- С. Есенин. Романсы.
- А. Ахматова и М. Цветаева.
V. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Поэзия – особый мир, волшебная страна, каждая область которой таит в себе какую-то загадку.
– Во время нашего концерта вы познакомитесь с произведениями ярких представителей огромной поэтической вселенной.
2. Концерт.
Чтение каждого стихотворения сопровождается короткой биографической справкой. Этот материал детьми заранее не готовится. После чтения стихотворения для активизации учащихся задаются вопросы на выявление уровня восприятия.
- Александр Пушкин.
– Что вы знаете о гении русской поэзии? (Свободные высказывания детей.)
– Пушкинское творчество вы будете открывать для себя всю жизнь.
Выразительное чтение стихотворения «Птичка».
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
– Что хотел нам сказать поэт? (Высказывания детей.)
- Иван Никитин.
Родился 1824 г. в г. Воронеже. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С 6 лет мальчик научился грамоте у соседа-сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился и он пошел работать. Ему было тяжело, но он не падал духом, все свободное время читал и писал стихи.
Выразительное чтение стихотворения «Русь».
РУСЬ
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям, в моря,
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг:
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу:
Там, в глуши пустынь,
Снег, как белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю.
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?
На полях твоих
Под курганами
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с запада
Облегла тебя
Туча чёрная?
Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася.
И зловещий дым
От горевших сёл
Высоко вставал
Чёрным облаком.
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь, –
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый бой.
И в глухих степях
Под сугробами
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!
И теперь среди
Городов твоих
Муравьём кишит
Православный люд.
По твоим морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шуршат,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
– Что для поэта Русь?
– За что поэт славит Русь?
- Федор Тютчев.
Стихи Тютчева высоко ценили Василий Жуковский, Александр Пушкин, Лев Толстой. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать. В каждой строчке его стихов ощущается любовь к жизни, любовь к «настоящему». Его называли певцом природы, для него природа – живое, возвышенное существо.
Тютчев – могучий колдун слова. Дух земли и неба, воды, огня, пропущенный через тонкий ум и чуткую душу человека, выраженный в ярком и на вид простом слове, тихо, но могущественно потрясает человека.
Выразительное чтение стихотворения «Весенняя гроза».
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
– Какие картины ярко представили вы в своем воображении?
– Какое личное отношение автора?
- Афанасий Фет
– В его стихах весь этот пестрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни! Он стремится запечатлеть прекрасное и исчезающее.
Выразительное чтение стихотворения «Бабочка».
БАБОЧКА
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, свернув, раскину крылья
И улечу.
– Определите тему этого стихотворения. (Недолговечная и мимолетная красота бабочки, чтобы ее разглядеть, есть лишь несколько мгновений: бабочка улетит.)
– На каком приеме построено стихотворение? (Звукопись.)
3. Антракт.
Физминутка
Под любую классическую музыку дети выполняют танцевальные движения.
4. Концерт (продолжение).
– Золотой век позади. Подумайте, почему время взлета русской поэзии получило такое название? (Золото – один из самых ценных и дорогих металлов, с ним связано се незабываемое и радостное: «золотое время», «золотая пора».)
– Но была в истории русской литературы и другая яркая эпоха. Произошла вспышка поэтического творчества, когда всего лишь за 20 лет русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна. И получило это время название «серебряный век.
Звучит симфония № 8 Шуберта.
– ХХ век. Век бурь, потрясений и потерь. Но он принес в литературу целую плеяду прекраснейших поэтов.
- Константин Бальмонт.
Константин Дмитриевич Бальмонт был назван другим русским поэтом Александром Блоком "поэтом с утренней душой ", которому "никто... не равен в его певучей силе ".
Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. "Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты... С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек".
Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами. Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.
В начале ХХ века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.
Выразительное чтение стихотворения «Снежинка».
СНЕЖИНКА
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями.
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
– Как вы думаете, что вдохновило поэта на написание стихотворения?
– Почему снежинка становится героиней стихотворения?
– Какими качествами наделяет ее автор?
- Сергей Есенин.
Сергей Есенин родился в семье крестьянина в селе Константинове. Это место очень красивое. Свою страну поэт называл «страной березового ситца», он воспевал ее в своих стихах и ему казалось, что нет на земле места прекраснее. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.
Звучат романсы и песни на стихи С. Есенина, если нет записей романсов, учитель сам читает тексты. «Письмо к матери», «Отговорила роща золотая», «Над окошком месяц».
– Стихи Есенина очень душевны. Сам поэт верил, что его стихам суждена долгая жизнь.
- Анна Ахматова и Марина Цветаева.
– Нельзя говорить о поэтах Серебряного века, не назвав Анну Ахматову и Марину Цветаеву. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания.
Выразительное чтение стихотворения А. Ахматовой «Тот город, мой любимый с детства...»
* * *
Тот город, мной любимый с детства.
В его декабрьской тишине
Моим промотанным наследством
Сегодня показался мне.
Все, что само давалось в руки,
Что было так легко отдать:
Душевный жар, молений звуки
И первой песни благодать –
Все унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал...
И вот уж о невозвратимом
Скрипач безносый заиграл.
Но с любопытством иностранки,
Плененной каждой новизной,
Глядела, как мчатся санки,
И слушала язык родной.
И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг, от века милый,
Всходил со мною на крыльцо.
– Вспомните, какой город был родным и любимым с детства у А. Ахматовой? (Петербург.)
Выразительное чтение стихотворения М. Цветаевой «Солнце одно...»
* * *
Солнце – одно, а шагает по всем городам.
Солнце – мое. Я его никому не отдам.
Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. – Никому. Никогда.
Пусть погибают в бессменной ночи города!
В Руки возьму! – Чтоб не смело вертеться в кругу!
Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!
В вечную ночь пропадет, –погонюсь по следам...
Солнце мое! Я тебя никому не отдам!
– О каком солнце написала М. Цветаева?
VI. Итог урока.
На партах лежат «Календарики настроения».
- Приподнятое
- Восторженное
- Торжественное
- Ласковое
- Торжествующее
- Радостное
- Веселое
- Смешное
- Нежное
- Трепетное
– Выберите наиболее подходящие слова, для выражения чувств. (Выполнение задания.)
– Стихи каких поэтов вам захотелось еще почитать?
– Сегодня прозвучало много стихов, но это лишь капля в огромном океана поэзии.
Пусть тьма всегда огня боится,
Пусть все прекрасное струится!
Да будут жить стихи вовек,
Пусть не умолкнет строчек бег!
Пусть рифма слов не иссякает,
Пусть быт восторг не заедает,
Пусть радость душу теребит!
Поэта сердца не сгорит!
Литература
- Библиотека всемирной литературы. Русская поэзия начала ХХ века. – М., 1977.
- Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 4 класс (I-IV). Часть первая. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
- Милые сердцу песни России. Сборник песен. – СПб., 1995.
- Русская поэзия 1813-1825 / Сост и примеч. А. Архангельского и А. Немзера; – М., 1990.
- Чуракова. Н.А Литературное чтение: учеб. для 4 класса. Ч.1. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.