Цель:
- Закрепить знания детей о составе чисел 4, 5, 6, 7, 8.
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах (о треугольнике, квадрате и прямоугольнике).
- Упражнять в образовании множеств, в которых на 1 предмет «больше», «меньше», «равно».
- Учить детей ориентироваться на листе бумаге в клетку.
- Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел. Активизация словаря: «предыдущее», «последующее» число.
- Развивать логическое мышление, память, наблюдательность, речь детей.
- Воспитывать интерес, бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: кукла Буратино, лабиринт «Кто пришел к нам в детский сад», сумочка с пятью «монетами», картина с домиком Мальвины из геометрических фигур, цветов (ромашек – 8, колокольчиков около него – 7, фланелеграф – пруд с камышами (8), кувшинками (7), лягушками (7); «мост через пруд» из цифр от 0 до 10); живой объект – черепаха; «золотой ключик»; картина с «кукольным театром и нарисованным очагом на холсте»; детская игра «Выложи сам» («Танграм»); проигрыватель, пластинка с песней «Буратино»; цифры от 1 до 10.
Раздаточный материал:
- «монеты» с числами от 0 до 5;
- геометрические фигуры
- тетради в клетку; красный и зелёный карандаши.
Предварительная работа: чтение книги А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; наблюдения за лягушками и черепахой в комнате природы; заучивание стихов и загадок о цветах, лягушках и черепахе; поделки из природного материала, из бумаги способом оригами и рисование их.
Ход занятия
1 часть:
− Сегодня в гости к нам придет необычный гость. А кто он, узнаем мы, если отгадаем лабиринт (Рассматривание лабиринта с Буратино, Красной Шапочкой, Чиполлино).
Стук в дверь, входит Буратино:
− Здравствуйте, дети – говорит Буратино. Из какой сказки я к вам пришел? Кто её написал? (Алексей Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»).
− С какими героями вы еще познакомились в этой сказке? (папа Карло, Мальвина, кот Базилио, лиса Алиса, Карабас-Барабас, Пьеро, пудель Артемон, Дуремар, черепаха Тортила и другие).
− Что случилось? – спрашивает воспитатель у Буратино и он шепчет что-то ему на ухо.
− Дети, Буратино просит помочь ему разыскать золотой ключик и раскрыть тайну потайной двери в каморке папы Карло. И мы ему поможем. У Буратино с собой сумочка. Как вы думаете, что он прячет в ней? (монеты). Посчитайте, сколько их у него? (5). Покажите цифру 5.
Откуда у Буратино столько монет? (Карабас-Барабас дал их Буратино за то, что он рассказал ему о нарисованном очаге в каморке папы Карло). Из каких чисел состоит число 5? (0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 4 и 1, 3 и 2). Покажите их цифрами.
− Сколько осталось монет у Буратино, когда он заплатил в харчевне «Трех пескарей» за обед 1 монету? (4). Покажите цифру 4. Из каких чисел состоит число 4? (0 и 4, 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1, 4 и 0). Покажите их цифрами.
2 часть:
− Спасаясь от кота Базилио и лисы Алисы, задумавших отобрать у Буратино оставшиеся монеты, он увидел красивую лужайку и посреди нее маленький домик. Кто здесь живет? (Мальвина). Из каких геометрических фигур состоит этот домик?
(крыша − , дом (стены) − , окно − ). Покажите эти фигуры. Почему эта фигура называется треугольник? (3 угла, 3 стороны). Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, 4 стороны). Чем они отличаются? (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – 2 стороны короткие, две длинные).
− Вокруг домика растут чудесные цветы. Как называются эти цветы? (ромашки). Сколько их? (8). А эти цветы? (колокольчики). Сколько их? (7). Каких цветов больше? (ромашек). На сколько больше? (на 1 ромашку). Каких цветов меньше? (колокольчиков). На сколько меньше (на 1 колокольчик). Расскажите, какие стихи вы знаете о цветах.
«Ромашка»
На углу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом.
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела и жужжит,
Жужжит: «Не тронь!»
− Почему нельзя рвать цветы? (растут они для красоты, очищают воздух от пыли).
«Колокольчик»
Колокольчик голубой
поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
очень вежливы, а ты?
3 часть:
Детская игра «Где ошибся Буратино?»
− Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно.
Найдите, где у Буратино ошибки и помогите ему их исправить (работа в тетрадях в клетку).
4 часть:
− А дальше с ним случилось вот что. Попав в глубокий пруд, куда его бросили сыщики, приняв его за преступника, Буратино не утонул. Почему? (потому что он деревянный, а дерево легкое, в воде не тонет). Он увидел такое… Но сначала отгадайте загадки:
- «Стоит над водой, трясет бородой» (Камыш). Сколько камышей росло у пруда? (8). Из каких чисел состоит число 8? (8 и 0, 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4).
- «Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются» (Кувшинки или водяные лилии). Сколько кувшинок росло в пруду? (7). Из каких чисел состоит число 7? (7 и 0, 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3). Чего больше росло? На сколько? (камышей, на 1). Чего меньше росло? На сколько? (кувшинок, на 1).
− Сел он передохнуть на большой лист водяной лилии и вдруг… (Загадка):
«Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка». Кто это? (Лягушка).
Сколько лягушек было в пруду? (7). Как вы думаете, лягушки – полезные животные? (Ответы детей). Лягушки прошептали Буратино (загадка):
«Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, гуляет …» (Черепаха).
(Рассматривание живого объекта - черепахи). Что вы знаете о черепахе? (Ответы детей).
− Черепаха Тортила отыскала на дне пруда золотой ключик, но расскажет его великую тайну только тогда, когда мы правильно выложим ее портрет (Детская игра «Выложи сам»). (Черепаха шепчет тайну, отдает золотой ключик). За это мы скажем ей: «Спасибо» и угостим капустой.
5 часть:
− А сейчас мы отправимся в каморку папы Карло, чтобы открыть потайную дверь. Стойте! Но мы не можем с вами перейти через пруд. Мост не исправен. Вы должны поставить недостающие цифры, называя предыдущие и последующие числа (0… 2… 4… 6… 8… 10).
6 часть:
− А вот и каморка папы Карло, открываем дверь. Да это же, новый кукольный театр (звучит музыка «Буратино». Физкультминутка: дети танцуют под музыку).
− Около театра висит афиша, на ней написано название кукольного спектакля. Прочитайте его: («Заюшкина избушка»). Во сколько будет сказка? (в 16.00). Вот мы с вами и посмотрим после сна, в 16.00 эту сказку. А сейчас Буратино остается в театре, а мы возвращаемся в детский сад.
(Дети прощаются с Буратино, а он благодарит детей за помощь).