Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.
Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.
Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»
Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…
При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем цикл статей «Азбука мира» В. Ашикова и С. Ашиковой, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» (2003-2004 гг.)
«Что такое жертвенность?» (Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы)
Задачи:
- Содействовать приобщению детей к общечеловеческой ценности – жертвенности, как высшей форме проявления любви к ближнему.
- Подвести к пониманию того, что жертвенные поступки всегда совершаются добровольно, «по велению души» человека и вознаграждаются нематериальными ценностями (любовью, уважением, благодарностью людей, обретением новых друзей…).
- Вызвать у детей желание совершать жертвенные поступки ради своих близких.
- Развивать умение работать в микрогруппах, сотрудничать, договариваться; делать умозаключения, выводы.
- Ввести в словарь детей понятия «жертвенность», «добровольность», «вознаграждение».
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам, содержащим жертвенные поступки: «Сердце Данко», Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Ак-чечек – Белый цветок», «Снежная королева», и к трём сказкам на выбор, в которых нет жертвенности; градусники настроения (по количеству детей), цветик-семицветик из бумаги или картона, атрибуты для драматизации сказки «Аленький цветочек»; фотографии героев ВОВ, локальных войн на территории СНГ; микрофон; фишки красные и зелёные для детей на две подгруппы; групповая комната оформлена по типу студии телепередачи «Пусть говорят».
Предварительная работа:
- Чтение сказок «Сердце Данко», «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Ак- Чечек – Белый цветок», «Снежная королева».
- Драматизация отрывка сказки «Аленький цветочек» (купец сообщает дочерям, что должен вернуться во дворец чудища и принять смерть, и что одна из них может спасти его, поселившись во дворце. Старшие дочери отказываются, Настенька сама вызывается выручить отца из беды).
Ход
Воспитатель с детьми встают в круг, приветствуют друг друга песенкой:
Солнышко, небушко, это приветствие
Просят все дети принять.
Дай бог нам счастья, избави от бедствия,
Дай Бог невзгоды не знать.
Далее детей приветствует воспитатель, отмечая положительные качества личности каждого, добрые поступки: «Я рада видеть Никиту, который всегда приходит на помощь друзьям», «Рада видеть добрую и отзывчивую Дашу», «Приветствую Лёшу, который всегда делится с товарищами игрушками»…
Затем дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель:
– Сегодня у нас необычный день: наша группа превратилась в уютную студию. Итак, я рада приветствовать вас на передаче «Пусть говорят». А тема нашего разговора – «Жертвенность».
Ребята, вы заметили, что сегодня в своём приветствии я постаралась сказать, что восхищаюсь вами, когда вы помогаете ближним, проявляете свою любовь к ним. Это непросто: ухаживать за младшими братом или сестрой, хотя мог бы поиграть в это время, помогать уставшей маме, хотя мог бы в это время полежать на диване перед телевизором, поделиться конфетой, когда мог бы съесть её один. Человек (маленький и большой), поступающий таким образом, отказывая себе в чём-то, жертвуя своим временем, своими желаниями, своими вещами.
ради других людей. Вот сегодня нам и предстоит с вами ответить на вопрос: нужно ли жертвовать ради других?
Но сначала я хочу напомнить вам одну сказку. А помогут мне ребята из театральной студии . (Драматизация отрывка из сказки « Аленький цветочек»)
Вопросы:
– Какую сказку вы увидели?
– Кто из дочерей по-настоящему любит своего отца?
– Как вы это определили?
– Чем Настенька пожертвовала ради отца?
– Как бы вы поступили на её месте?
Да, действительно, настоящая любовь всегда проявляется в жертвенности. Л.Толстой сказал: «Любовь – только тогда любовь, когда она есть жертва собой».
Конечно, жертвы бывают разные: можно пожертвовать своей конфеткой, угостив друга, а можно и своей жизнью.
Я не сомневаюсь, что вы, ребята, можете без труда вспомнить имена людей, которые в годы войны пожертвовали своей жизнью ради близких людей, своей Родины, справедливости .
(Дети вспоминают имена героев (в том числе и своих земляков), павших в годы ВОВ, локальных войн, рассматривают фотографии, обсуждают их героические поступки).
На самом деле жертвы, хоть и не такие крупные, совершаются ежедневно. Скажите, ваши мамы, папы жертвуют ради вас? Чем? (рассказы детей о жертвенных поступках их близких).
А чем вы сами жертвуете ради своих родных? (рассказы детей о своих жертвенных поступках).
Как мы поняли, жертвы бывают разные, но они всегда добровольны, совершаются по велению сердца человека.
А сейчас – «Встреча со сказкой»! Вам предстоит выполнить сложное задание – определить, иллюстрации каких сказок лежат на столе и выбрать те сказки, герои которых совершают жертвенные поступки. (Дети делятся на две подгруппы с помощью фишек разного цвета, выполняют задание, представляют своё решение, выполняют взаимопроверку, обменявшись столами).
Да, ребята, оказывается, сказки тоже учат нас жертвовать ради других.
Как вы считаете, жертвуя, человек только теряет или что-либо приобретает в замен?
(Полилог по кругу: дети по очереди высказывают свое мнение, предварительно соглашаясь или не соглашаясь с мнением предыдущего). Ваши мнения разделились. Чтобы найти истину, давайте вспомним поступок девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева. Девочка бездумно истратила 6 волшебных лепестков и не принесла никакой пользы ни себе, не людям. Вспомните, какие желания загадывала Женя. (ответы детей) Но последний лепесток стал её жертвой во имя помощи больному мальчику. Вспомним, как это было. (Зачитывает отрывок сказки).
Вопросы к детям:
- Какое чувство испытала Женя, когда узнала, что мальчик Витя болен? Покажите на градусниках настроения. (Раздаёт градусники)
- Что почувствовала Женя, когда сбылось её последнее желание? Покажите на градусниках.
- Чем была вознаграждена девочка, пожертвовав последний лепесток ради помощи мальчику? (Счастьем приобретения нового друга).
А ведь верно говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей!
Давайте подумаем, чем были вознаграждены герои сказок (показывает иллюстрации, с которыми работали микрогруппы, идёт обсуждение). Как вознаграждены герои войны? (памятью, уважением потомков, гордостью в сердцах многих поколений: ставя памятники, называют в их честь улицы, города и пр.)
(Вывод: бескорыстная жертва всегда оборачивается приобретением.)
А теперь нам предстоит ответить на главный вопрос нашей программы: нужно ли жертвовать ради других или проще жить по закону «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех»? (дети отвечают ). Что было бы , если бы каждый жил по этому закону?
Давайте вспомним о самой Великой жертве. Кто совершил её? (ответы детей)
Ради спасения всех людей на Земле Сын Божий – Иисус Христос перенёс мучения, страдания и принял смерть на кресте. У многих из вас на груди я вижу крестики. Что на них изображено? Для чего мы носим нательный крестик? Крестик всегда напоминает нам о великой жертве, которую принёс Иисус Христос во имя спасения всех людей, он учит нас любить своих близких и жертвовать ради них, как Сын Божий. И мы можем попросить у Бога, чтобы он и нам дал сил совершать жертвенные поступки.
Существуют специальные слова для того, чтобы разговаривать с Богом. Эти слова называются молитвой. Сейчас я зажгу свечу, чтобы она согревала наши сердца (зажигает свечу перед иконой) и прочту вам молитву, которая называется «Отче Наш». (Молитву может прочитать кто-то из детей, если хорошо ее знает)
Я приготовила для вас цветик-семицветик. Пусть он станет символом наших добрых, жертвенных поступков. Давайте придумаем и обозначим на лепестках, какие жертвенные дела мы можем совершить для наших близких сегодня. (Дети предлагают, педагог помечает их предложения на лепестках).
Когда свершатся все эти дела, вы почувствуете, как приятно делать добро другим людям, жертвуя собой.
В завершении нашей программы – интервью для героев передачи.
Вопросы:
– Что вы узнали нового?
– Что такое «жертвенность»?
– Что вам понравилось на передаче?
– С чем вы не согласны?
– О чём вы расскажите своим близким? (родителям, друзьям) и пр.
(Педагог подходит к детям выборочно с разными вопросами).
Я хочу поблагодарить вас, ребята, за то, что вы не боялись высказать свои мысли, вспомнили много примеров из жизни, правильно определили сказки с жертвенными поступками, все вместе нашли истину. А теперь и каждый из вас может сказать слова благодарности.
Я думаю, тема жертвенности затронула души и сердца каждого из нас. Так давайте жить в мире и согласии, соблюдая заповедь Божию: «Возлюби ближнего, как самого себя»!