Перед началом занятия, воспитатель в окошки методического пособия вставляет предметные картинки согласно выбранной теме. Например, задание “Что где растёт”: |
- В левый ряд вставить 3 картинки “Огород, лес, сад”. В остальные 9 квадратов вставляются картинки с изображением разнообразных плодов, ягод и т.д.
- Воспитанникам предлагается составить смысловую цепочку “Поставить картинки по смыслу”.
- Чтобы провести работу по классификации или сериации предложенных картинок, ребенку необходимо выдвинуть один квадрат в основной карман и за счет освободившегося места переместить квадрат и т.д.
Примечание: данные упражнения рекомендуется использовать для закрепления у детей полученных знаний.
Ход занятия
1. “Папы, мамы, дети”
Цель: Закрепление знаний у детей о домашних животных, умения различать по признакам того или иного домашнего животного.
Используемые материалы:
- картинки с изображением домашних животных:
- корова, бык, теленок;
- коза, козел, козленок;
- свинья, кабан, поросенок;
- баран, овца, ягненок.
2. “Чей птенец?”
Цель: Закрепление у детей знания о домашних птицах, умения различать по признакам членов той или иной птичьей семьи.
Используемые материалы:
- картинки с изображением домашней птицы:
- индюк, индюшка, индюшонок;
- гусь, гусыня, гусенок;
- петух, курица, цыпленок;
- селезень, утка, утенок.
3. “Чьи ветки, чьи детки?”
Цель: Закрепление у детей знаний детей о видах деревьев, умения узнавать и называть их на картинке, подбирать соответствующие тому или иному дереву ветку с листьями и плод (семена).
Используемые материалы:
- картинки с изображением деревьев, веток с листьями, плодами (семенами);
- береза;
- яблоня;
- елка;
- дуб.
4. “Кто, где живет?”
Цель: Закрепление у детей знаний о местах проживания тех или иных обитателей фауны, умение распределять животных на группы в зависимости от места обитания.
Используемые материалы: картинки с изображением местности и ее обитателей:
4.1. – село – корова, свинья коза;
– лес – медведь, лиса, белка;
– город – такса, кошки, голуби.
4.2. – пустыня – верблюд, черепаха, тушканчик;
– саванна – слон, жираф, зебра;
– север – медведь, морж, писец.
4.3. – пруд – бобер, лягушка, рыба;
– лес – медведь, волк, заяц;
– пустыня – верблюд, черепаха, тушканчик.
5. “Цветочек, кто твой дружочек?”
Цель: закрепление у детей знаний о разнообразии мира растений, отработка навыков классификации цветов по месту произрастания: комнатные, садовые, полевые.
Используемые материалы:
- картинки с изображением цветов:
- герань, бегония, традесканция, фиалка;
- роза, астра, флокс, нарцисс;
- мать и мачеха, медуница, подснежник, одуванчик.
6. “Где, чей дом?”
Цель: закрепление у детей знаний о местах произрастания знакомых плодов деревьев, умения классифицировать по месту выращивания.
Используемые материалы:
- картинки с изображением:
- местности – сад, лес, огород;
- фруктов – яблоко, груша, слива;
- овощей – помидор, морковь, лук;
- даров леса – грибы, шишки, ягоды.
7. “Что сначала, что потом?”
(пища людей)Цель: Закрепление у детей знаний о последовательности событий в предметном мире людей, умения составлять временную цепочку в хронологической последовательности.
Используемые материалы: 3 серии сюжетных картинок по 4 картинки в каждой.
7.1. – откуда берется хлеб;
– как приготовить варенье;
– как появляется молоко на столе.
7.2. – выращивание моркови;
– выращивание томатов;
– приготовление борща;
– выращивание огурца.
8. “Как одежда к нам пришла?”
Цель: Закрепление знаний у детей о последовательности событий в предметном мире людей, развитие интереса к окружающей действительности.
Используемые материалы:
- 3 серии сюжетных картинок по 4 картинки;
- как появились шапка, носки и шарф;
- как появились платье, рубашка, брюки;
- как появились туфли и ботинки.
9. “Времена года”
Цель: Закрепление знаний у детей о последовательности смены сезонных периодов, основных признаках каждого времени года и примечательных событиях или развлечениях относящихся к тому или иному сезонному периоду, умения распределять их по определенным группам.
Используемые материалы: 4 серии
картинок по 3 в каждой серии относящиеся к
– зиме; – весне; – лету; – осени.
10. “Расставь события по порядку”
(развитие растений)Цель: Закрепление у детей знания о последовательности развития знакомых растений, умения составлять временную цепочку в хронологической последовательности.
Используемые материалы:
- 3 серии картинок по 4 в каждой серии:
- ветка яблони;
- цветок;
- огурец.
11. “Раздели на группы”
Цель: Закрепление у детей знаний о растительном мире, развитие умения классифицировать фрукты и овощи по видам и месту произрастания.
Используемые материалы:
- 4 серии картинок по 3 в каждой серии:
- фрукты, не произрастающие в нашей местности;
- фрукты, произрастающие в нашей местности;
- овощи, произрастающие в земле;
- овощи, растущие над землей.
12. “Составь в ряд”
Цель: Закрепление у детей знания о разнообразии мира птиц и среде их обитания, их повадках. Развитие умения классифицировать птиц по определенным признакам.
Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии:
12.1. – птицы, не обитающие в нашем краю (павлин,
фламинго, пеликан);
– птицы, живущие рядом с человеком зимой и летом
(ворона, воробей, сорока);
– хищные птицы (филин, сокол, орел);
– птицы на длинных ногах, обитающие в нашей
стране у водоемов (аист, цапля, журавль).
12.2. – домашние: индюшка, утка, курица;
– зимующие и находящиеся вблизи человека:
ворона, синица, голубь;
– перелетные: скворец, ласточка, стрижи;
– зимующие в лесу: клест, дятел, сова.
13. “Кто с кем вместе живет?”
Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях пресных водоёмов, аквариумов, океанов, навыка группировки обитателей озер, морей по определенным признакам.
Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии:
13.2. – аквариумные – золотая рыбка, меченосец,
гуппи, скалярия;
– океана – кит, дельфин, акула, скат;
– пресноводные – карась, щука, ерш, сом.
14. “Транспорт”
Цель: Закрепление знаний у детей о различных видах транспорта, навыка классифицирования предмета по определенным признакам и способу использования его людьми.
Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии:
14.1. – воздушный транспорт (вертолёт, самолёт,
воздушный шар);
– транспорт, передвигающийся с помощью
электричества (трамвай, электричка, тролейбус);
– водный (корабль, катер, лодка);
– транспорт, передвигающийся по рельсам
(трамвай, электричка, поезд).
14.2. – пассажирский (легковой автомобиль,
автобус, тролейбус);
– спецтранспорт (милиция, пожарная, скорая
помощь);
– техника для тяжелых работ (трактор, экскаватор,
бульдозер);
– транспорт, перевозящий жидкости (молоковоз,
бензовоз, бетономешалка).
15. “Дорожные знаки”
Цель: Закрепление знаний у детей о дорожных знаках, навыка классифицирования их по видам.
Используемые материалы – 4 серии картинок по 3 в каждой серии:
- Предписывающие знаки (велосипедная дорожка, пешеходная дорожка, движение легковых автомобилей).
- Запрещающие знаки (движение пешеходов запрещено, въезд запрещен, движение на велосипедах запрещено).
- Указательные знаки (автозаправочная станция, пункт медицинской помощи, пункт питания).
- Предупреждающие знаки (пешеходный переход, дорожные работы, дети).
16. “Собери соседей в ряд”
Цель: Закрепление знаний у детей о животных, навыка классифицирования животных по месту обитания.
Используемые материалы:
- 3 серии картинок по 4 в каждой серии:
- животные средней полосы;
- животные севера;
- домашние животные.
17. “Рассели по квартирам и домам”
Цель: Закрепление у детей знаний о среде и месте обитания различных животных и насекомых, навыка объединения животных в группы по заданному признаку, правилу.
Используемые материалы: 3 серии картинок по 4 в каждой серии:
17.1. – ласточка, гнездо, город;
– лиса, нора, лес:
– пчела, улей, сад;
– собака, будка, село.
17.2. – медведь, берлога, лес;
– гусеница, листья, сад;
– конь, стойло, село;
– лягушка, кувшинка, водоем.
17.3. – муравей, муравейник, лес;
– мышь, норка, село;
– котенок, корзинка, город;
– скворец, скворечник, сад.
(В некоторых случаях, возможно, перегруппировывать места обитания.)
Пособие проходит апробацию с 01 сентября 2007 года на индивидуальных занятиях с детьми 6–7 лет (12 чел.)
Разноуровневая диагностика качества выполнения заданий на пособии “Умные квадраты” показала, что из 12 детей (100 %), имеют высокий уровень – 7 чел. (58 %), средний уровень – 5 чел. (42 %).