Элективный курс по химии «Решение задач повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно ориентированный характер.
Курс рассчитан на 17 часов учебного времени.
Решение задач – это важный прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Данный курс совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся, вырабатывает умения самостоятельно применять приобретенные знания. Умение решать задачи по химии – один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и уровней сложности может быть более эффективно освоен курс химии.
Решение задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе. Однако при сдаче ЕГЭ по химии учащиеся должны обладать определенным уровнем химических знаний в этой области. Поэтому элективный курс по решению задач необходим.
При изучении данного курса проводятся практикумы по решению расчетных задач, выполняются контрольные работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и инициативу. Значительно оживляет изучение курса составление сборников авторских задач, творческих расчетных задач по различным темам, связанных с производством, медициной, биологией и другими науками. Данный элективный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения.
Цели курса:
- Создать условия для творческой самореализации и развития познавательного интереса, умения отстаивать свою точку зрения.
- Проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету.
- Формировать навыки решения расчетных задач разного уровня сложности и умения выбрать рациональный способ решения задачи, составлять и применять алгоритм действий при решении.
- Способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности.
- Помочь учащимся получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также научить составлять свои задачи по данному алгоритму.
- Осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь химической науки с жизнью.
Формы отчетности:
- Составление сборников авторских задач по различным темам.
- Творческое оформление составленных задач.
- Количественный и качественный конкурс решенных задач.
- Зачет по решению всех пройденных задач.
Планируемый результат обучения.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
- Все предложенные типы задач.
- Основные методики решения задач.
- Формулы, применяемые при решении задач.
- Основные и дополнительные способы решения химических задач.
- Физико-химические величины и их единицы.
уметь:
- Самостоятельно определять способ решения.
- Схематично записывать условия задачи.
- Выбирать наиболее рациональный путь решения задач.
- Составлять и применять алгоритмы действий при решении.
- Правильно использовать физико-химические величины и их единицы.
- Грамотно оформлять решение.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество |
Форма |
1 |
Методы решения задач. |
1 |
Лекция. |
2 - 4 |
Вычисление состава соединений, смесей веществ и сплавов. |
3 |
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. |
5 - 7 |
Определение количественного состава раствора. |
3 |
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. |
8 -9 |
Определение количественных отношений в газах. |
2 |
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. |
10 -11 |
Определение состава смеси, компоненты которой все взаимодействуют с указанными реагентами. |
2 |
Решение задач. |
12 -13 |
Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами. |
2 |
Решение задач. |
14 - 15 |
Решение комплексных задач. |
2 |
Решение задач. |
16 - 17 |
Итоговое занятие. |
2 |
Зачетная работа. |
|
Итого: |
17 |
|
Задачи для самостоятельного решения.
Вычисление состава соединений, смесей веществ и сплавов.
- Содержание оксида железа (III) по массе в руде составляет 60%. Вычислите массовую долю железа в руде.
- При сжигании неизвестного вещества образовался азот, оксид углерода (IV) и вода. Установите формулу вещества, если его молярная масса равна 27 г/моль.
- Оксид элемента Э имеет состав ЭО2. Массовая доля элемента в оксиде составляет 71,15%. Какой элемент образует оксид?
- Вычислите массовую долю водорода в морской воде, если массовая доля растворенных солей составляет 0,037.
- При взаимодействии некоторого металла массой 2,64 г с азотом образовался нитрид массой 2,92 г. Определите его формулу.
- При обработке водой смеси гидрида и фосфида щелочного металла с равными массовыми долями образовалась газовая смесь с плотностью по азоту 0,2926. Установите, какой металл входил в состав соединений.
- После пропускания 1 м3 воздуха (н.у.) через раствор гидроксида бария образовалось 2,64 г осадка. Вычислите объемную долю углекислого газа в воздухе.
- Чему равна масса азота, содержащегося в 320 г нитрата аммония?
Определение количественного состава раствора.
- Смешали 195 мл 5%-ного раствора азотной кислоты (пл.1,026 г/мл) и 284 мл 10%-ного раствора (пл.1,056 г/мл) этой же кислоты. Чему равна массовая доля (в %) вещества в конечном растворе?
- Смешали 100 г 13%-ного раствора нитрата серебра и 100 г 13%-ного раствора хлорида натрия. Определите массовые доли веществ в образовавшемся растворе.
- Если из 10 г бромида калия приготовлен 10%-ный раствор плотностью 1,074 г/мл, то чему равен его объем?
- Определите массовую долю (в %) нитрата железа (II), если 4 кг 15%-ного раствора выпарили до 1 кг.
- Какая масса хлорида железа (III) содержится в 20 мл раствора с массовой долей FeCl3 40%? Плотность раствора 1,13 г/мл. Какова молярная концентрация этого раствора?
- Какую массу кристаллической соды Na2CO3 ∙ 10H2O надо взять, чтобы приготовить 500 г раствора с массовой долей Na2CO3 20%?
- Вычислите массу железного купороса (FeSO4 ∙ 7H2O), который содержится в растворе объёмом 2 л, если См(FeSO4 ∙ 7H2O) = 1 моль/л.
- Образец сульфида алюминия массой 1,5 г внесли в 14,4 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,11 г/мл). Смесь, образовавшуюся после реакции, отфильтровали и фильтрат разбавили до объёма 50мл. Определите молярные концентрации соединений, содержащихся в растворе после разбавления. Вычислите массу брома, которая может вступить во взаимодействие с образовавшимся раствором.
- В 100 мл воды растворили 20 г пентагидрата сульфата меди (II). Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
- Рассчитайте массовые доли веществ в растворе, образовавшемся при действии 25 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) на 4 г сульфида железа (II).
Определение количественных отношений в газах.
- Смесь водорода и кислорода объёмом 13,44 л (н.у.) имеет массу 15 г. Определите объёмную и массовую долю кислорода (в %) в смеси.
- Воздух состоит примерно из 4 объемов азота и 1 объёма кислорода. Определите среднюю молекулярную массу воздуха.
- Смесь оксида углерода (IV) и аммиака объёмом 12 л (н.у.) имеет массу 18 г. Определите объём каждого газа в смеси и массовую долю (в %) оксида углерода (IV).
- Смешали 300 л гелия и 100 л кислорода. Определите относительную плотность по водороду полученной смеси газов.
- Смешали 56 л азота, 12 л кислорода, 32 л паров воды. Вычислите состав смеси (в % по массе).
Определение состава смеси, компоненты которой все взаимодействуют с указанными реагентами.
- При растворении в серной кислоте сплава цинка с магнием массой 10 г выделилось 5,75 л водорода (н.у.). Вычислите массовую долю (в %) каждого металла в сплаве.
- При разложении смеси карбонатов кальция и магния массой 7,1 г выделилось 3,3г оксида углерода (IV). Определите массу каждой соли в смеси.
- При растворении в воде сплава натрия с калием массой 7,7 г выделилось 3,36 л водорода (н.у.) Вычислите массовую долю (в %) каждого металла в сплаве.
- При растворении в азотной кислоте сплава меди с серебром массой 6 г получили 14,68 г нитратов меди и серебра. Вычислите массовую долю (в %) каждого металла в сплаве.
- При полном гидролизе смеси карбидов кальция и алюминия образуется смесь газов, которая в 1,6 раза легче кислорода. Определите массовые доли карбидов в исходной смеси.
- Смесь сульфида железа (II) и пирита массой 20,8 кг подвергли обжигу, при этом образовалось 6,72 л газообразного продукта (при н.у.). Определите массу твердого остатка, образовавшегося при обжиге.
- При растворении 3,00 г сплава меди с серебром в концентрированной азотной кислоте получили 7,34 г смеси нитратов. Определите массовые доли металлов в сплаве.
Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.
- Смесь магниевых и медных опилок массой 1,5 г обработали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился водород объёмом 569 мл (н.у.). Определите массовую долю меди в смеси (в %).
- Смесь кремния и угля массой 20 г обработали избытком концентрированного раствора щелочи. В результате реакции выделился водород объёмом 13,44 л (н.у.). Определите массовую долю кремния в исходной смеси.
- Для определения массовой доли оксида кальция в смеси его с карбонатом кальция образец смеси массой 0,8 г обработали соляной кислотой. В результате выделился газ объёмом 112 мл (н.у.). Определите массовую долю оксида кальция в смеси.
- Массовая доля алюминия в его сплаве с медью составляет 70%. Какую массу сплава обработали концентрированным раствором гидроксида калия, если при этом выделился1 мл водорода (н.у.)?
- Продукты полного сгорания 4,48 л сероводорода (н.у.) в избытке кислорода поглощены 53 мл 16%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,18 г/мл). Вычислите массовые доли вещества в полученном растворе и массу осадка, который выделится при обработке этого раствора избытком гидроксида бария.
Комплексные задачи.
- Медную пластинку массой 13,2 г опустили в 300 г раствора нитрата железа (III) с массовой долей соли 0,112. После некоторого выдерживания пластинки в растворе её вынули, при этом оказалось, что массовая доля нитрата железа (III) стала равной массовой доле образовавшейся соли меди (II). Определите массу пластинки после того, как её вынули из раствора.
- Железную пластинку массой 5,2 г продолжительное время выдержали в растворе, содержащем 1,6 г сульфата меди (II). По окончании реакции пластинку вынули из раствора и высушили. Чему стала равна её масса?
- В раствор, содержащий 14,1 г нитрата меди (II) и нитрата ртути (II), погрузили кадмиевую пластинку массой 50 г. На сколько процентов увеличилась масса пластинки после полного выделения меди и ртути из раствора?
- Железную пластинку массой 100 г погрузили в 250 г 29%-ного раствора CuSO4. Через некоторое время вынули её из раствора, промыли, высушили и взвесили, её масса оказалась равной 102 г. Рассчитайте массовый состав (в %) раствора после удаления из него металлической пластинки.
- В растворе массой 100 г, содержащем смесь соляной и азотной кислот, растворяется максимум 24 г оксида меди (II). После упаривания раствора и прокаливания масса остатка составляет29,5 г. Напишите уравнения происходящих реакций и определите массовые доли соляной и азотной кислот в исходном растворе.
- Какую массу медного купороса и воды надо взять для приготовления 40 кг 20%-ного раствора сульфата меди ( II)?
- Смесь оксида калия и оксида натрия общей массой 6 г растворили в 100 г 15%-ного раствора гидроксида калия. На нейтрализацию полученного раствора потребовалось 72,89 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл). Рассчитайте массовые доли оксидов в исходной смеси.
- Известно, что 40 мл раствора, содержащего нитрат меди ( II) и серную кислоту, могут прореагировать с 25,4 мл 16,0%-ного раствора гидроксида натрия (плотность раствора 1,18 г/мл), а прокаливание выпавшего при этом остатка дает 1,60 г твердого вещества. Вычислите концентрации (в моль/л) нитрата меди ( II) и серной кислоты в исходном растворе, а также объём газа (при н.у.), который выделяется при внесении 2,5 г порошкообразной меди в 40 мл этого раствора.
Литература.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. М.: Экзамен, 2006 г.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999 г.
- Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение,1987 г.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая волна, 2002 г.