В настоящее время, когда педагогическая концепция общества переосмысливается, основное значение в подростковой педагогике приобретают идеи гуманизации образования и воспитания, приобщения подростка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям. Реализация их, бесспорно, способствует эстетическому воспитанию, приобщению детей к истокам культуры.
Школа Канской воспитательной колонии стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования. При отборе содержания воспитательного процесса, при формировании воспитательной системы школы мы стремимся увеличить значимость общечеловеческих ценностей, наполнить среду развития и воспитания несовершеннолетних осуждённых наиболее важными достижениями и ценностями русской национальной культуры, помогающих воспитывать у подростков любовь к Отчизне, родному краю, уважение к истории и культуре своего народа.
Музей занимает особое место в общеобразовательном процессе. Одной из основных функций музея, является образовательно-воспитательная функция. И если в современной системе образования используются противоречивые учебные издания, внедряются различные экспериментальные и инновационные программы, находящиеся под воздействием информационного потока СМИ, то музей – это разумное сочетание традиций и инноваций, ведущих к прогрессу, хранилище истинных ценностей. Любому образовательному учреждению в полном смысле слова повезёт, если появится такое разумное сочетание.
Так возникла идея создания школьного музея. По инициативе директора школы - В. А. Карапчук, при активной деятельности профессионала музейного дела - А. Г. Семёнова, начальника колонии - А. М. Филюзина, помощи учителей и воспитанников, была проделана огромная организационная работа. Музей был создан, успешно функционирует и исполняет роль центра гражданско-патриотического, нравственного и эстетического воспитания. С ноября 2006года в музее действует экспозиция - «Сибирская изба, или вариации на тему…»
Сегодня музей в Канской воспитательной колонии – это центр культуры, который решает задачи развития и воспитания личности. В качестве приоритетных направлений нашего музея можно выделить:
- культурно-образовательное направление, с широким аспектом культурных задач;
- музейно-педагогическое направление, связанное с выполнением конкретных воспитательных проектов - «Пишем историю Сибири…»;
- специальное направление, связанное непосредственно с развитием музейного дела – комплектование, учёт и хранение фондов, выполнение «новоделов» своими руками;
- рекламно-издательское направление - разработка и выпуск каталогов, рекламных листовок, открыток, закладок;
- просветительское направление - народные праздники, патриотический цикл, литературный цикл, экологический цикл, клуб «Друзья музея».
Используя эти направления, решая поставленные задачи, музей школы Канской воспитательной колонии имеет уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности подростка одновременно. Каждая выставка, это своеобразная передача через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Это огромная возможность помочь подросткам открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с её ценностями.
У музея есть свой путь воздействия на подростка, своя образовательная задача – формирование ценностного, личностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом. Взаимодействие школьного учреждения и музея в воспитательной колонии в значительной степени усиливает эффект усвоения новых культурологических дисциплин и вносит важный воспитательный момент в культурологическое воспитание. Музей создаёт особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Особенностью его является общение через музейный экспонат-подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфическая особенность определяет и многообразие педагогических форм и методов воздействия на подрастающее поколение.
Одной из самых традиционных форм просветительской работы музея школы Канской воспитательной колонии, которая в целом выполняет все его основополагающие функции: образовательную (информационную), воспитательную и культурно-досуговую, является экскурсия. Это живой контакт, «глаза в глаза», взаимодействие экскурсовода (учителя, но не всегда) и посетителя (воспитанника КВК - подростка, заключённого под стражу). Это передача особого мира исторических памятников и источников, которые говорят на своём «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях и особенностях эпох. С огромным удовольствием посещают и сами проводят экскурсии в музее воспитанники колонии (об этом говорят отзывы воспитанников на посещение музея, приведённые ниже). Экскурсии проводятся и в повествовательной форме – «Знакомьтесь, музей!», и в игровой форме - «Сибирское чаепитие», в форме групповых заданий (отыскать определённый экспонат, описанный экскурсоводом) - «О чем говорят вещи».
Наряду с самой традиционной экскурсионной формой используются:
- музейные уроки - «Что в имени моем…», «Седая древность земли Канской»;
- дискуссии - «Ты и я – такие разные»;
- тематические вечера – ко Дню Победы - «У войны не женское лицо»;
- музейные олимпиады и конкурсы знатоков истории;
- мастер-классы художников декоративно-прикладного искусства;
- кружки и клубы;
- научно-практические семинары и конференции;
- постановка театрализованных сцен из жизни русского народа.
Занятия в музее, разработанные и проводимые вместе с воспитанниками, глубже и основательней затрагивают духовный мир ребёнка. Они воздействуют на самосознание и сознание, расширяют кругозор и подготавливают к более глубоким оценкам те феномены культуры, которые не соответствуют привычным, опирающимся на повседневный опыт, ценностным ориентациям.
Музей как социальная память общества, как определённый срез культуры, как окно в прошлое и в окружающий мир даёт мощный стимул для формирования и развития личности подростка. Он усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом. Включаясь в поисково-исследовательскую работу музея, работая над проектом «Пишем историю Сибири…», воспитанники изучают жизнь и деятельность выдающихся личностей, устанавливают связь прошлого с настоящим. Благодаря этому формируются механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее или не отождествлённых с привычными установками ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта подростка.
Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития подростка. Он более успешно, чем школа способен решать целый ряд задач. Среди них – приобщение подростка к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы. Музейно – педагогический процесс обеспечивает приобретение подростком целого ряда умений и навыков развитого визуального мышления, изложения и оценки, самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возрастающего потока визуальной и другой информации.
Другой аспект проблемы – формирование у подростка познавательного, эстетического и действенно – практического начал. Акцент на последнем очень важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к её активному воплощению в различных формах жизнедеятельности подростка. В приобретении подростком навыков творчески активного отношения к миру, музею отводится огромная роль.
Особый смысл взаимодействия музея воспитательной колонии и системы образования приобретает в условиях цивилизации 21 века, когда идёт процесс, определяемый культурологами и философами как формирование «второго осевого времени». Этот процесс сопровождается болезненными явлениями: разрушением духовных ценностей, «крушением гуманизма», снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров, распадом семейных традиций. То есть, всем тем, что отрицательно влияет на внутренний мир подростка. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром, может в значительной степени удовлетворить музей – уникальное историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство, обладающее огромными компенсаторными и адаптационными возможностями.
Особенно это важно в работе с «проблемными» подростками, с которыми работаем мы. Они, несовершеннолетние осуждённые, имеющие серьёзные проблемы в личностном развитии: в развитии интеллекта, нравственности, самостоятельности (силы личности). Им свойственны сниженные духовно – познавательные потребности и эстетическая восприимчивость. Они больше, чем другие, ранимы, обидчивы и уязвимы. У них снижена терпимость к ошибкам и недостаткам других, снижена мотивация достижения и успеха, трудности в адаптации и многое-многое другое. В этой ситуации музей выполняет функцию арттерапии и коррекции. Занятия в музее с такой категорией детей используются для восстановления психического единства личности.
Для того чтобы музей был результатом совместной творческой деятельностью педагогов и воспитанников, в музее создан Актив. Актив школьного музея состоит из 9 человек учащихся 7 – 11 кл. Работа актива школьного музея организована по группам: поисковая, фондовая, лекторская, экскурсоводов. Собрания актива музея проходят с периодичностью один раз в месяц. На собраниях Актива избирается Совет музея. На заседаниях Совета музея решаются самые разные вопросы:
- включения в фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры;
- рассматривают и утверждают планы работы, тематико-экспозиционные планы;
- заслушивает отчёты поисковых групп;
- обсуждают вопросы деятельности музея: подготовку лекторов, экскурсоводов, проведение мероприятий и многое другое.
В музее происходит смена привычной обстановки, когда подросток переключается на активную творческую деятельность, в которой он способен выразить свои скрытые эмоции, чувства и проблемы. Через творчество происходит своеобразное «очищение», подросток освобождается от накопившихся болезненных переживаний и напряжения. А общение с работниками музея, с музейными экспозициями – это средство, помогающее реализовать позитивные изменения на пути развития личности.
Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему. Именно в таком музее воплощается идея сотворчества воспитанников, учителей и других сотрудников нашего учреждения. Именно в таком музее реализуется принцип «Музей для детей и руками детей», с переносом центра тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания музея, который по существу является постоянным процессом и не должен иметь завершения. Привлекая подростков к глубокому и многогранному познанию музея, обогащённого опытом чувственного восприятия предметного мира; мы тем самым, открываем и приводим в действие резервы творческой и общественной деятельности подростков. Или другими словами, мы создаём условия для формирования нравственно здоровой личности. То есть музей в нашей ситуации становится инструментом адаптации подростков – несовершеннолетних осуждённых к восприятию окружающего мира, приобщения подростков к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира.
Отзывы воспитанников Канской воспитательной колонии на посещение музея.
Я запоминаю всё, что говорят на экскурсиях. Мне, полученная в музее информация помогает лучше понять историю России. Всегда в России жилось трудно, но люди любили свою Родину и защищали её.
Когда в музее все молчат и просто рассматривают экспонаты, я испытываю такое чувство, что его не описать. Мне так хорошо и спокойно. Там так легко думается о жизни наших дедов. Я всегда представляю как бы жил я 100 лет назад. И как буду хорошо жить, когда освобожусь.
Никогда не думал, что самовары продавали по весу. Я узнал, как можно пользоваться самоваром, и обязательно в моей семье мы будем пить чай из самовара.
Первый раз в жизни узнал, что слово музей, в переводе с греческого языка означает храм муз. Такая красивая легенда. И в самом музее очень уютно, тепло и красиво. Я бы остался здесь жить. В музее очень интересно и узнаёшь много нового.
Я люблю приходить в музей. Здесь очень интересно и всегда узнаёшь много нового. И всегда когда я вижу печной угол в русской избе, я вспоминаю как зимой, дома, я растапливал печь. Я даже вспоминаю запах еды, которую мама готовила на печи. Я выйду отсюда и никогда больше сюда не вернусь, потому, что нет ничего лучше, чем твой дом.
Для меня самые лучшие занятия проходили в музее.
Когда я нахожусь в музее, мне кажется, что я ближе к дому, я даже забываю, что я в лагере.
Мне нравится в музее. Я всегда думаю, как же изменилась жизнь людей. Не знаю, хотелось бы мне жить 100 лет назад или нет. Да и не смог бы, наверное.